НОД «Птицы - наши друзья»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Гаврилова Анна Григорьевна

: формирование представлений у детей о зимующих и перелетных

птицах через активные формы и методы деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в старшей группе

Тема «Птицы - наши друзья»

                                                                                Воспитатель: Гаврилова А.Г.

Санкт-Петербург

2018 год

Цель: формирование представлений у детей о зимующих и перелетных

птицах через активные формы и методы деятельности детей.

Задачи:

- Продолжать формировать у детей представления о зимующих и перелетных

птицах;

- Расширять представления детей об особенностях питания зимующих птиц в

холодное время года;

- Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Задачи:

- формирование интереса к содержанию совместной деятельности,

направление внимания детей.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите на подоконник. Здесь что–то лежит…

(Воспитатель подходит к подоконнику, берет в руки конверт). Наверное,

письмо у открытого окна оставили. Кто же его принес? (загадывают загадку)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая

(ответ детей – сорока)

Воспитатель: Хотите узнать, что там нам написано? (открывает конверт,

читает). «Караул, спасите, помогите! В лесу полный беспорядок и

неразбериха. Зима на носу, а птицы не помнят, кому на юг лететь, а кому

оставаться зимовать. Вы, ребята, помогите! К нам на помощь поспешите.

Медведь».

Воспитатель: Ребята, поможем навести порядок в лесу? (Ответы детей).

Только нам сначала в лес попасть нужно, а для этого надо произнести

волшебное заклинание:

(Дети выполняют движения по тексту)

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки протянуть вперед,

А затем – наоборот.

Как листочки, покружиться.

Чтоб в лесу нам очутиться.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес!

(На экране появляется картина осеннего леса. Звучит аудиозапись голосов

птиц. Дети слушают пение птиц)

2. Основной этап

Задачи:

- Актуализация имеющихся знаний, представлений.

- Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости,

получение нового игрового опыта (дыхательная гимнастика,

физкультминутка, пальчиковая гимнастика).

- Развитие наблюдательности, речевой активности.

- формирование элементарных навыков самоконтроля

Воспитатель: Вот мы и в лесу! Прежде чем мы в него войдем, давайте

вспомним правила поведения в лесу

(Дети перечисляют правила поведения в лесу):

Ходить надо по тропинкам.

Нельзя ломать ветки деревьев.

Нельзя кричать и шуметь.

Нельзя мусорить.

Воспитатель: Посмотрите, как много листьев на земле! А когда поднимается

ветер, листья поднимаются ветром в воздух. Хотите побыть ветерками?

Дыхательная гимнастика «Листочки» (на ковре)

(лист лежит на ладошке, ребенок подносит руку ко рту, делает вдох, затем

спокойно дует на листок. Листок слетает с руки. Следить, чтобы щёки не

надувались. Повтор:2-3 р.)

Воспитатель: Как называют явление, когда с деревьев облетают листья?

(ответ детей - листопад)

Воспитатель: Ребята, а зачем мы пришли в лес? (если дети не помнят цель

посещения леса, подвести детей к решению разделить птиц на зимующих и

перелетных).

- Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?

(Перелетные).

- Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей)

- А как называются птицы, которые остаются? (Зимующие).

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

Молодцы! Много знаете! А сейчас мы с вами посмотрим на экран.

- Посмотрите, здесь очень много птиц (На экране появляется изображение

птиц: перелетных и зимующих на одном слайде) и нужно их распределить на

перелетных и зимующих птиц. Вы мне поможете? (ответы детей)

- Я знаю загадки про птиц. Я буду загадывать, а вы будете отгадывать…

(Дети, сидя на ковре, отгадывают загадки и разделяют птиц на зимующих и

перелетных. После каждой отгадки на экране появляются изображение

птицы и звучит аудиозапись голоса данной птицы)

(загадываются загадки)

Как бы мне пошла корона! —

Важно каркнула (ворона)

Кто без нот и без свирели

лучше всех наводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (соловей)

Скачет бойко по дорожке,

Подбирает с земли крошки.

Не боится голубей...

Что за птичка? (воробей)

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло (сова)

Всё время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит (дятел)

Пёстренькая птичка

В чужое гнездо снесла яичко (кукушка)

Летом за пахарем ходят,

А под зиму с криком уходят (грачи)

Прилетает к нам с теплом

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синичка)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

Д/и «Кто быстрее разделит птиц» (перелётные и зимующие)

Воспитатель: Посмотрите! (обращает внимание детей на картинки с

изображением птиц, лежащих на столах). Здесь лежат изображения птиц

этого леса. Помогите разделить этих птиц на зимующих и перелетных и

«поселить» (наклеить) их на деревья.

- На какое дерево мы посадим зимующих птиц? (ответы детей)

- А на какое дерево посадим перелетных? Почему вы так думаете? (ответы

детей).

- Правильно, зимующих птиц мы с вами посадим на это дерево без листьев, а

перелётных – на дерево с листочками. Ведь там, где они сейчас находятся –

настоящее лето.

Задание выполняется за столами. Каждый ребенок выбирает одно

изображение птицы, называет ее и наклеивает на соответствующее

дерево.

Воспитатель: Какие птицы, ребята, сидят на нашем «зимнем» дереве? Птиц

назовут только девочки (синичка, воробей, ворона, сорока, голубь, снегирь). А

как их можно назвать одним словом? (зимующие).

А птиц на «летнем» дереве назовут только мальчики (ласточка, скворец,

грач, соловей, кукушка…). А как их можно назвать одним словом?

(перелетные).

-Молодцы!

На экране появляются изображения перелетных птиц.

Вопросы детям:

Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (дети отвечают полным

ответом)

-Почему птиц называют перелетными?

-Почему улетают птицы?

-Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?

Воспитатель: Перелётные птицы не умеют делать себе запасы корма на зиму

и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда,

выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы

весной вернуться в родные края.

Оказывается, в августе воздух около земли ещё теплый, а чем выше, тем

холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых —

они и улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы,

как и все птицы, которые питаются насекомыми.

Потом улетают те птицы, которые питаются плодами и семенами растений.

Позже улетают утки, гуси. Они собираются в путь, когда замерзнут водоемы.

Какие птицы улетают первыми, как вы думаете почему?

Какие птицы улетают последними, как вы думаете почему?

Воспитатель: Давайте полетаем вместе с птицами…

Физкультминутка (Дети выполняют движения согласно тексту)

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком

руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем

— Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, легко ли птицам добывать корм

зимой? (Ответы детей).

На экране появляются изображения зимующих птиц.

Рассказ воспитателя: Для корма птицам пригодны семена различных

растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только

воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме

семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны – всеядные

птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много

еловых и сосновых шишек. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи,

барбариса. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду

даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в

трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена

лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время

снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают.

Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь

пережить зиму пернатым друзьям.

- А как мы можем помочь зимующим птицам? (ответы детей)

- Чем будем подкармливать зимующих птиц? Что они любят? (ответы

детей)

Воспитатель: Хотите покормить птиц?

Пальчиковая гимнастика (Дети выполняют движения согласно тексту)

Я зимой кормлю всех птиц:

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей —

(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)

Вот кормушка у дверей.

(показывают одной рукой на кормушку)

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

(загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)

Пусть клюет его она.

(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

Воспитатель: Молодцы. А я хочу вас проверить, знаете ли вы, что любят

птицы из еды. Выберите себе пару, для того, чтобы вам было удобно и

комфортно работать.

Д/и «Соедини линией птицу и корм».

Дети распределяются по парам и рассматривают лежащие на столе

карточки (с разным уровнем сложности). Задание выполняется

индивидуально. Дети называют зимующих птиц и соединяют их линией с

кормом, который любит птица. Потом меняются карточками и проверяют

правильность выполнения задания друг у друга. Во время выполнения

задания звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» -

«Октябрь. Осенняя песня»

Воспитатель: выполнили?. А теперь поменяйтесь своими карточками с

соседом и проверьте, правильно ли выполнено задание вашим соседом (дети

перепроверяют друг друга)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, как вы думаете, мы помогли нашим птицам

навести порядок в их лесу? (ответы детей) А что мы сделали? (ответы

детей)

Да, конечно мы с вами смогли помочь птицам, потому что разделили их на

зимующих и перелётных. Узнали, чем можно кормить птиц зимой. И наши

друзья птицы благодарят вас за помощь своими песнями (звучат звуки

птичьих голосов).

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Я сейчас

произнесу волшебные слова, и мы вновь окажемся в нашем группе (Дети

выполняют движения согласно тексту).

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки протянуть вперед,

А затем – наоборот.

Как листочки, покружиться.

Чтоб в саду нам очутиться.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в наш детский сад

3. Заключительный этап

Задачи:

- Подведение итогов совместной деятельности

Дети высказываются по поводу полученной информации, качества

выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего

эмоционального состояния.

Воспитатель:

- Вам понравилось путешествие, ребята?

- Скажите, где мы с вами были сегодня?

-Что вы делали в лесу?

- Кому помогали?

- Скажите, где может пригодится информация, которую вы сегодня узнали?

-Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы!

У нас уже есть кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их

на деревья, а вы пообещайте, что каждый день будете подкармливать птиц и

наблюдать, какие птицы прилетают к нашим кормушкам__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...