Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога
статья на тему

Качество образования одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм и мастерство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kachestva_obrazovaniya_.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества образования через повышение уровня

профессиональной компетентности педагога

Качество образования одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм и мастерство. 

Традиционно педагогическое мастерство рассматривается как совокупность психологопедагогической эрудиции, профессиональных способностей и педагогической техники. Определяя сущность деятельности профессионала-мастера, следует, вероятно, рассматривать в качестве ее важнейших характеристик высокую эффективность и стабильность достигаемых результатов, целесообразность, индивидуально-творческую и оптимальную композицию приемов и технологий. В этом случае профессиональное мастерство есть качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения.

Главными составляющими педагогического мастерства, по мнению ряда исследователей, являются четыре основных компонента: профессиональная направленность, профессиональное знание (предмета, методики его преподавания и др.), педагогические способности, педагогическая техника.

Какими же педагогическими компетенциями  должен владеть современный педагог?

Компетенция инновационной работы и поискового характера деятельности – это умение педагогов  ДОУ разрабатывать новые или использовать уже известные современные технологии, проекты образовательной деятельности с детьми; эффективно применять те виды сотрудничества с семьями, которые соответствуют целям, задачам и принципам ФГОС; в совершенстве владеть приемами познавательно-развивающего взаимодействия с детьми, методами воспитательно-образовательной деятельности, которые будут содействовать психолого-педагогической поддержке позитивной социализации, развития личности дошкольников и оптимизации образовательного процесса со всей группой воспитанников, что соответствует принципам образовательного Стандарта.

Коммуникационная компетенция. Все педагоги ДОУ должны быть в достаточной степени общительны, доброжелательны, терпеливы во взаимодействии со своими воспитанниками. Должны уметь организовывать различные виды общения, как со всей группой детей, так и в ходе индивидуального взаимодействия с каждым воспитанником. Педагоги ДОУ должны владеть различными формами, методами и приемами для создания социальных ситуаций развития в своих возрастных группах.

Прогностическая компетенция предполагает педагогическую  деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и по реализации программ дошкольного образования со своими воспитанниками; планирование или предвидение возможных изменений в организации образовательной деятельности с детьми:

- на основе результатов педагогической диагностики,

- с учетом особых образовательных потребностей детей,

- с учетом интересов и потребностей семей воспитанников.

Очень важно, чтобы современный педагог ДОУ не только в совершенстве владел содержанием и методикой работы с детьми, но и осуществлял педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, проводил  педагогическую  диагностику и на ее основе выстраивал и реализовывал индивидуальные образовательные маршруты детей. Для этого он должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и творческой переработке информации.

Дидактическая компетенция. Педагогические технологии – это компонент дошкольной дидактики. Педагоги ДОУ выбирают или создают сами технологии для реализации вариативной части образовательной программы. Объем части программы, формируемой участниками образовательных отношений, может достигать 40% в соответствии с ФГОС. Все педагоги ДОУ должны своевременно изучать современные инновационные технологии и применять их в образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями своих воспитанников.

Информационная компетенция. Педагоги ДОУ должны посещать методические объединения, проходить курсы повышения квалификации, активно и результативно изучать информационное поле педагогической образовательной деятельности педагогов всех регионов нашей страны, используя периодические педагогические издания и педагогические Интернет-порталы.

Компетенции самообразования, самовоспитания,  самосовершенствования.  Эти компетенции представляют собой направления личностного и профессионального самовосовершенствования педагогов ДОУ. Они полностью или в большей части зависят от них самих, но немаловажен аспект направляющего воздействия заведующего и старшего воспитателя. Самообразование должно осуществляться системно. Эти компетенции предполагают самостоятельное изучение современного педагогического опыта

Профессиональная компетентность педагога формируется через постоянную систематическую профессиональную учебу. Следовательно, важнейшим  звеном системы непрерывного образования членов педагогического коллектива   является методическая деятельность.

Какие же приоритетные направления методической работы мы выделим? Скорее всего, это те направления, которые будут актуальны и востребованы в современных условиях работы педагогов:

  • Оказание информационной и методической помощи педагогам дошкольного учреждения в освоении обновленного содержания образования;
  • Создание условий для самообразования, саморазвития педагогов детского сада, роста их профессионального мастерства и творческого потенциала;
  • Обеспечение освоения педагогами дошкольной ступени нормативно правового и учебно – методического сопровождения образовательного процесса, развитие у педагогов основных компетенций.

Активизация творческой деятельности педагогов  ДОУ возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами.

Интерактивные формы и методы обучения: Тренинг. Деловая игра. Коучинг сессия. Педагогическая гостиная Выставки-ярмарки педагогических идей.  Метод «Кейсов» КВН. Банк идей. Кружки качества. Круглый стол. Мастер – класс. Метод SWOT – анализа. Педагогический ринг. Творческий час. Метод «Модерации». Педагогические ситуации .Педагогическая мастерская. Метод «Мозговой штурм». Методический театр. Квик настройка. «Аквариум» и т.д.

Таким образом, использование активных форм работы с педагогами помогает повысить уровень профессиональной подготовки педагогов. Инновационные подходы методической работой способствуют формированию у педагогов ДОУ интереса к современным технологиям, выработке у них устойчивого педагогического мышления, повышают уровень качества организации воспитательного процесса и сплачивают коллектив педагогов. Пройдя через разные формы методической работы, организованной использованием активных методов обучения, педагоги повышают профессиональный уровень

В заключении хочется закончить словами Конфуция: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три».

Список литературы

1. Занина, Л.В., Меньшикова, Н.П. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. – Ростов н/Д, 2003. – 288 с.

 2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. – М., 2006 . – 416 с.

3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый. – М., 1999. – 576 с.

4. Поздняк, Л.В., Лященко, Н.Н. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М., 2001. – 432 с.

5. Питкасистый, П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М.,2008.

6. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2010.

7. Смирнов, С.А. Педагогика педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов. - М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога

31.08.2015 г. в ДОУ состоялся педсовет, на котором я выступила с докладом....

«Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем использования инновационных технологий в работе с музыкально - одарёнными детьми в контексте билингвального образования»

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач  художественно – эстетического направления требуют  от музыкального руководителя поиска наибо...

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога

Данный материал разработан для педагогов дошкольных учреждений, с целью ознакомления с педагогической технологией "Клубный час"....

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №401»)

Районное методическое объединение старших воспитателей.  Предложенный материал поможет повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в в...

Круглый стол для воспитателей на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»

Круглый стол для воспитателейна тему:«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...