Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

Муратова Наталья Владимировна 75

Цель данного семинара - развитие профессиональной компетентности педагогов в области методики ознакомления дошкольников с произведениями искусства в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 023_oznakomlenie_s_shedevrami_zhivopisi.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов МБОУ «ЦО №34»

«Ознакомление дошкольников

с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС ДО»

Дата проведения: 30 октября 2018 г.

Место проведения: МБОУ «ЦО №34» ДО «Колибри»

Актуальность темы: Ознакомление с жанровой живописью детей дошкольного возраста в условиях детского сада является важной составляющей работы по художественно-эстетическому развитию.

Теоретические основы:  Изучением вопросов ознакомления с живописью в дошкольном возрасте занимались: Григорьева Г.Г., Комарова Т.С., Мелик-Пашаева А.А., Полуянова Ю.А., Зубарева Н.М.

Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов в области методики ознакомления дошкольников с произведениями искусства в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

  • повышать профессиональную компетентность педагогов в области живописи;
  • закреплять знания педагогов о видах и жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж, мифологический (сказочно-былинный), анималистический, исторический, батальный, бытовой);
  • закрепить знания педагогов о методах и приемах, используемых при ознакомлении с живописью дошкольников;
  • способствовать формированию представлений педагогов об особенностях ознакомления дошкольников с произведениями искусства для дальнейшего использования данного материала в работе с детьми;
  • развивать творческую активность педагогического коллектива через организацию дидактических игр.
  • повысить мотивацию педагогов к овладению различными техниками рисования.

Материал и оборудование:

наглядный: аудиозапись с музыкой; схемы описательного рассказа пейзажа, портрета, натюрморта; наглядные схемы - жанры живописи;

раздаточный: фишки, вырезанные из цветного картона; материал для дидактических игр: «Составь натюрморт» (рама, предметы утвари, муляжи фруктов и ягод, самовар); «Дорисуй картину» (лист бумаги с наклеенной вазой и цветком); «Определи жанры живописи» (открытки с изображением репродукций картин); «Собери картинку» (репродукции картин, разрезанные на части - пазлы); «Картина по загадкам» (лист бумаги, цветные карандаши, напечатанные загадки), клей, краски, карандаши, листы бумаги.

Структура семинара-практикума:

1.Вступительная часть.

Объявление темы, цели, содержания  семинара.

2. Теоретически - демонстрационная часть.

Пояснение основных жанров живописи, методов и приемов, которые используются при ознакомлении дошкольников с живописью.

Просмотр НОД по знакомству детей с картинами художников.

Творческая игра «Минутки искусства»  

3. Практическая часть.

Мастер-класс «Рисуем деревья»

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход семинара-практикума:

Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части семинара. Перед началом семинара каждый педагог берет вырезанную из картона фишку для дальнейшего участия в дидактических играх.

Вступительная часть.

Добрый день, коллеги! Мы продолжаем с вами работу в творческой лаборатории «Модернизация художественного образования дошкольников». Сегодня наш семинар-практикум посвящен методике ознакомления дошкольников с шедеврами мировой живописи. Совместно с вами мы познакомимся с разными жанрами живописи, методами и приемами, которые можно использовать  для ознакомления дошкольников с живописью, а  в процессе практической деятельности вы освоите технику рисования деревьев. Чтобы научить своих  воспитанников рисовать деревья, необходимо самим научиться делать это правильно. Надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в этом.

Теоретически-демонстрационная часть.

Итак, мы начинаем.

Вопрос 1: Жанры живописи

Процесс ознакомления дошкольников с произведениями искусства играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка, в приобщении его к духовным ценностям общества. И живопись занимает в этом процессе немалое место. На произведениях изобразительного искусства дети расширяют и углубляют свое познание окружающего мира, его красоты, у них развивается чувство прекрасного, формируется свое отношение к жизни. Живопись - означает «живо» и «писать», «писать жизнь», то есть полно и убедительно передавать действительность. Это один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок.

Живопись делится на:

1. Станковую живопись. Художник пишет картины на холсте, натянутым под подрамник и установленном на мольберте (станке). Отсюда и название станковая живопись.

2. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно, мозаика и др.).

Выделяют следующие жанры в живописи: 

пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, мифологический, религиозный, исторический, батальный, бытовой жанры..

В детском саду дошкольников знакомят преимущественно с четырьмя жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр.

Натюрморт (от фр. nature morte мертвая природа, натура) это жанр живописи, посвящённый изображению различных предметов, вещей, объединённых в группу конкретным сюжетом (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой-либо деятельности и пр.). Именно с него лучше всего начинать ознакомление дошкольников с живописью: он понятен детям, а предметы, которые изображаются в натюрморте, им хорошо знакомые.

Пейзаж (от фр. paysage, от pays местность, страна, родина) жанр живописи, изображающий природу, ландшафты, моря, панорамы местности, архитектурные сооружения, городские улочки, мосты.

Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр живописи, цель которого - изображение одного человека или группы людей.

Анималистический жанр изображение зверей и птиц. Художников, работающих в анималистическом жанре называют анималистами (например,  Е. И. Чарушин).  Живописцы выбирают этот жанр редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детёнышей.

Мифологический (сказочно-былинный) жанр – сказочные, былинные темы, мифы. В сказочном жанре цвет играет огромную роль (например: для отрицательного героя, используются темные, мрачные и холодные цвета; для положительного - светлые, яркие и теплые).

Исторический жанр. Включает в себя мифологические, библейские, былинные времена и  события прошлого (например, В. Суриков).

Батальный жанр. Включает в себя темы войн, битв, походов. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

Бытовой жанр - повседневные занятия людей, быт. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён.

Вопрос 2: Методы и приемы, которые используются при ознакомлении дошкольников с живописью.

Для более успешного ознакомления детей с произведениями живописи рекомендуются следующие методы и приемы:

Пояснение - широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о чем - либо.

Сравнение - повышает  мыслительную  активность  детей,  способствует

развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключени. Например: П. П. Кончаловский «Сирень» и И. С. Остроухов «Сирень», обе картины имеют одинаковое название, но отличаются по жанрам (П. Кончаловский изобразил срезанную, стоящую в корзине сирень, значит, эта картина относится к жанру изобразительного искусства – натюрморт. А на картине, И. Остроухова, изображен куст цветущей сирени, эта картина относится к жанру изобразительного искусства – пейзаж.).  Также можно сравнивать по настроению, средствам выразительности, временам года, суток и т. д.

Акцентирование деталей - раскрывает выразительность картины, усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым. Например: всё изображение картины закрывается листом бумаги, открытыми остаются только  необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Приём композиционных вариантов - педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Приём колористических вариантов - изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Метод оживления детских эмоций - способствует оживлению у детей         ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины (чтение, прослушивание музыки). Например: во время просмотра картины В.М. Васнецова «Иван – Царевич и серый волк» прочитайте отрывок из сказки «Иван – Царевич и серый волк».

Метод  музыкального сопровождения - усиливает эмоциональное воздействие на восприятие изобразительного образа. Во время просмотра картины звучит подходящая музыка (например, П. И. Чайковский Времена года, Октябрь, и  картина И. С. Остроухов «Золотая осень»). Происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение (например: картина К.Я. Крыжицкого «Ранний снег». Предложить детям вспомнить какие чувства они испытывали, когда видели первый снег. Вот такие же чувства и настроения передает художник и в своей картине).

«Вхождение» в картину - помогает детям лучше понять замысел художника, Это учит сопереживать, будит детское воображение (например: картина И.И. Левитана «Цветущие яблони». Предложите детям сесть на лавочку, которую изобразил художник в своей картине, и почувствовать аромат цветущих яблонь и т. д.).

К числу наиболее эффективных методических приемов, можно отнести следующее:

- беседа по картине по вопросам. Вопросы помогают осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, им предлагают придумать и название к ней.

- искусствоведческий рассказ. Он должен  включать  в  себя  рассказ  о  деятельности  художников,  о  мастерской,  об изобразительных материалах и т.д. Здесь используется специальная искусствоведческая терминология.

- рассказ воспитателя о картине (используется на самых ранних этапах обучения);

- образец анализа картины (приём на закрепление);

- использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки;

- создание детьми собственной картины по названию её художником;

- рассказ о характере персонажа или образа (используется до занятия);

- составление творческого рассказа образного содержания, который

предполагает личностное участие детей в картине. Должны включать в себя сравнения, метафоры, образные выражения, строки из стихов.

- описание предшествующих и последующих картине событий,  что  способствует развитию воображения, фантазии.

- рассказ об увиденном с закрытыми глазами развивает  образную  память  детей (используется,  если  у  детей  уже  имеется навык  восприятия  картины).

- приём коллективного обсуждения произведений искусства,  предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать.

Вопрос 3: Формы ознакомительной работы

Наиболее эффективными формами ознакомления детей с искусством являются:

Экскурсии. Особый эмоциональный заряд дети получают во время экскурсий, где дети приобретают навык культурного общения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых.

Организация просмотра и обсуждение выставок. Выставки организуются в детском саду в группе или им выделяется определённое место: коридоры, зал, мини-музей детского сада. Выставки проводятся перед занятиями или после них, на которых детей знакомят с определённым видом искусства.

Основной формой ознакомления детей с живописью являются специально организованные занятия, которые имеют следующие разновидности:

Занятие виртуальная экскурсия. 

Занятие-беседа с использованием репродукций. Дети имеют возможность непосредственно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать. 

Занятие-развлечение позволяет в игровой форме изучать специфику художественно-изобразительных образов живописи. Его лучше использовать для закрепления материала, когда у детей есть определенный опыт анализа живописных произведений.

Занятия по ознакомлению с произведениями искусства проводятся 1-2 раза в месяц.

Таким  образом, единство  приемов  и  методов,  используемых  в  работе  с  детьми  на занятиях  и  в  других  формах  и  видах образовательной деятельности,  обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

Вопрос 4: Творческая игра «Минутки искусства» 

Цель: развитие творческой активности и повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива.

А сейчас, уважаемые педагоги, предлагаю поиграть. Прошу Вас подойти к столам в соответствии с цветом фишки, которую вы взяли перед началом семинара и взять раздаточный материал к дидактическим играм.

Педагоги подходят к столам за раздаточным материалам и участвуют в дидактических играх.

Дидактические игры:

  • «Составь натюрморт» (красная фишка)

Задачи: закреплять знания о жанре изобразительного искусства - натюрморт.

Ход игры: из предложенных предметов и муляжей педагогам предлагается составить красивый (по цвету и композиции) натюрморт, дать название и описательный рассказ.

Материалы: рама, предметы утвари, муляжи фруктов и ягод, самовар.

  •  «Определи жанры живописи» (желтая фишка)

 Задача: уточнить представления о жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

Ход игры: разложить предложенные открытки (репродукции картин) по жанрам живописи и в стихотворной форме дать определение жанра.

Материалы: открытки с изображением репродукций картин.

  • «Собери картинку» (зеленая фишка)

Задача: закрепить знания о жанре изобразительного искусства - пейзаж.

Ход игры: репродукция-картинка разрезана на части - пазлы. Необходимо собрать целое изображение, определить жанр живописи.

Материалы: репродукции картин, разрезанные на части – пазлы.

  • «Картина по загадкам» (синяя фишка)

Задача: закрепить знания о жанре изобразительного искусства - пейзаж. Умение отгадывать загадки и по отгадкам составлять (рисовать) композицию (пейзаж).

Ход игры: отгадать предложенные загадки, отгадки нарисовать цветными карандашами. Изображение составить в общую композицию. Определить жанр живописи и дать название картине.

Материалы: лист бумаги, цветные карандаши, напечатанные загадки.

Эти дидактические игры можно использовать как при организации совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной работе с детьми.

Практическая часть. Выполнение творческой работы участниками семинара.

Мастер-класс «Рисуем деревья».

Предлагаем педагогам поучаствовать в мастер-классе и научиться рисовать лиственные и хвойные деревья различными способами.

Рефлексия

Обмен мнениями по теме семинара-практикума.

Спасибо всем за работу, желаем Вам, уважаемые педагоги, творческих успехов!

Самоанализ

семинара-практикума для педагогов МБОУ «ЦО №34»

 «Ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи

в соответствии с ФГОС ДО»

Дата проведения: 30 октября 2018 г.

Присутствовало: 19 педагогов

Цель данного мероприятия - развитие профессиональной компетентности педагогов в области методики ознакомления дошкольников с произведениями искусства.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  • повысить профессиональную компетентность педагогов в области живописи;
  • закрепить знания педагогов о видах и жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж, мифологический (сказочно-былинный), анималистический, исторический, батальный, бытовой);
  • закрепить знания педагогов о методах и приемах, используемых при ознакомлении с живописью дошкольников;
  • способствовать формированию представлений педагогов об особенностях ознакомления дошкольников с произведениями искусства для дальнейшего использования данного материала в работе с детьми;
  • развивать творческую активность педагогического коллектива через организацию дидактических игр.
  • повысить мотивацию педагогов к овладению различными техниками рисования.

Форма семинара-практикума была выбрана не случайно. Она позволила организовать диалоговое пространство, раскрыть основные концептуальные и содержательные линии опыта работы, а именно - развитие профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает, как личностное, так и профессиональное развитие.

Семинар состоит из 3-х этапов:

1.Ориентировочно-мотивационный. Он включает в себя следующие действия: создание ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы; формулировка основной задачи как итога обсуждения (цель деятельности на данном семинаре).

2.Операционально-исполнительский. Предполагает усвоение темы семинара, овладение действиями в связи с её содержанием; положительные эмоции, подкрепляющие деятельность, достижение конкретного результата.

3.Рефлексивно-оценочный. На этом этапе происходит анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы; подведение итогов.

Данная структура семинара была выбрана для успешного решения поставленных задач. Время, отведённое на все этапы семинара, было использовано рационально, главный акцент делался на целостное восприятие педагогами темы семинара, на повышение уровня знаний.

В ходе работы семинара были использованы сочетание традиционных методов и методов активного обучения педагогов, таких как коммуникативно-ориентированный, репродуктивный (активное восприятие и запоминание сообщаемой информации), наглядно-иллюстрированный (демонстрация иллюстраций), словесный (элементы беседы, рассказ), методы стимулирования (ситуация занимательности), логические (сравнение, анализ), формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональная речь выступающих).

Вступительная часть состояла из объявления темы семинара и его содержания.

Содержание материала личностно-ориентировано и доступно, подобрано таким образом, чтобы показать педагогам, как изменились подходы по ознакомлению дошкольников с мировой живописью в соответствии с ФГОС ДО.

В теоретически-демонстрационной части были рассмотрены жанры живописи, методы и приемы, которые используются при ознакомлении дошкольников с живописью, просмотрена НОД по знакомству детей с картинами художников, проведены дидактические игры.

В практической части был проведен мастер-класс «Рисуем деревья», как открытая педагогическая система, позволяющая продемонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы. Тематика мастер-класса была разработана в соответствии с запросами педагогов (предварительно был проведен опрос педагогов на тему «Какие затруднения Вы испытываете при подготовке к занятиях по художественно-эстетическому развитию») и позволила обеспечить интерес к содержанию мероприятия, активность участников при обсуждении заявленной проблемы. В организации и проведении мастер-класса принимал участие педагог дополнительного образования. Она показала оригинальный метод рисования деревьев, обсудила предложенный методический продукт с педагогами, дала возможность участникам мастер-класса обучиться способам рисования.

В завершении был подведен итог, участники семинара-практикума поделились свои мнением. По итогам работы семинара-практикума участники заполнили листы обратной связи, в которых педагоги дали высокую оценку данному мероприятию и выразили свои пожелания на будущее при проведении следующих семинаров.

Из отзывов участников семинара-практикума:

Узнала

Получила опыт

-о методах и приемах, которые используются при ознакомлении дошкольников с живописью;

- о дидактических играх, которые можно использовать с детьми;

- о том, как правильно рисовать деревья, елки, делать фон.

-о практическом опыте по данной проблеме;

-об опыте других дошкольных отделений;

-новые, оригинальные формы работы.

-по проведению дидактических игр по теме семинара;

-по использованию методов и приемов при ознакомлении дошкольников с живописью;

-по этапах рисования дерева, ели.

Цель семинара-практикума достигнута, задачи решены. Содержание семинара дало педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы семинара имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера было доброжелательной, мне с педагогами было общаться легко. Практическая часть не вызвала затруднений, все справились с заданием на отлично. На основе рефлексии я сделала следующий вывод: данный семинар был полезен и интересен коллегам, предоставленная информация актуальна, а главное то, что педагоги будут применять данный материал в своей профессиональной деятельности. В целом мне семинар понравился, результатом я довольна.

Рецензия на проведение

семинара-практикума для педагогов МБОУ «ЦО №34»

«Ознакомление дошкольников

с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС ДО»

Дата проведения: 30 октября 2018 г.

Присутствовало: 19 педагогов

Семинар-практикум проводился 30 октября 2018 года старшим воспитателем Муратовой Натальей Владимировной. Тема семинара-практикума актуальна, направлена на повышение уровня профессионального мастерства работы педагога по повышению качества художественного развития воспитанников дошкольных отделений МБОУ «ЦО №34».

Семинар-практикум составлен грамотно, материал подобран с учетом ФГОС ДО, выбранной темы, состоит из нескольких частей информационной и практической направленности. Для раскрытия темы использовались различные приемы: беседы, игры, упражнения, показ, мастер-класс. Все части семинара взаимосвязаны и интересны.

Наталья Владимировна знакома с основными активными методами и формами обучения, имеет опыт взаимодействия с группой слушателей и испытывает внутреннюю потребность в самосовершенствовании, которое осуществляется через личностный и профессиональный рост. Этот момент четко просматривается в мероприятиях по распространению новшеств в дошкольных отделениях центра старшим воспитателем.

В ходе семинара Наталья Владимировна работала над формированием профессиональных компетентностей педагогов, включая на всех этапах работы самих педагогов.Так на семинаре использовались активные методы обучения, которые впоследствии педагоги смогут применить в работе с детьми (метод «вхождение в картину», метод колористических вариантов, метод оживления детских эмоций, метод вызывания адекватных эмоций, прием композиционных вариантов), а сами педагоги, благодаря этим методам активно включились в работу, с интересом выполняли предложенные задания, задавали вопросы, правильно решали предложенные ситуации, были открыты для общения.

Особое внимание на семинаре-практикуме было уделено просмотру и обсуждению НОД по знакомству детей с картиной художника «Клод Моне «Подсолнухи» в подготовительной группе с использованием технологии индивидуализации обучения и развития, что помогло каждому ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, включиться в содержательную , изобразительную деятельность, которая способствовала реализации их интересов и жизненной активности. Занятие проходило в атмосфере сотрудничества и доверия.

Наталья Владимировна удачно подобрала дидактическую игру для педагогов «Минутка искусства», в которой приобретенные воспитателями знания получили свое профессиональное воплощение в таких дидактических играх, как: «Составь натюрморт», «Определи жанры живописи», «Собери картинку», «Картина по загадкам». А самое главное, что игры можно использовать не только в работе со взрослыми, но и в работе с детьми при организации совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной работе с детьми. Это не только обретение новых знаний для воспитателя, но и разрушение профессиональных стереотипов, усовершенствование системы педагогических взглядов в воспитателей на вопросы повышения качества художественного развития дошкольников.

В формат семинара-практикума удачно вписался мастер-класс «Рисуем деревья», проводимый совместно с педагогом дополнительного образования по запросам воспитателей. В этом мастер-классе каждый нашел сферу затруднений и определил для себя свою цель – освоить практические навыки рисования, формировать общую изобразительную грамотность, а педагог дополнительного образования поделился своими наработками. Положительным результатом мастер-класса стал результат, который выразился в овладении участниками семинара новыми приемами рисования.

Семинар-практикум обеспечил достижения запланированных целей и задач.  Каждый педагог выработал план дальнейшей работы, направленный на развитие педагогической компетентности и готовность работать в инновационной среде.

Методист, заместитель руководителя МС по ДО                                            Ивлева В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с использованием ИКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"

Семинар-практикум«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по ...

«Шедевры мировой живописи дошкольникам в село» Тема: «Зима-чародейка»

Цель данного материала ознакомить детей с творчеством русских художников....

Семинар- практикум «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»

- Здравствуйте! – говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят: "З...

СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Реализация образовательной области Физическая культура в соответствии с ФГОС»

Разминка:Все участники получают листок бумаги и ручку и записывают в столбик буквы: Л, Д, Р.К каждой букве необходимо добавить одну из цифр (от 1 до 3, не повторяясь (например, 1Л,4Р, и т. д...

Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»

Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15"    Константиновой Т.В. Семинар...

СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС»

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОСПроцесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенде...