Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию "Любимый город - Истра над рекой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Борисова Наталия Ивановна

Воспитание патриотических чувств в ребенке не возможно без воспитания любви к своему родному краю, городу, в котором он живет. Предлагаю воспитателям конспект, который можно взять за основу  при ознакомлении детей подготовительной группы с родным городом. На занятии дети читают стихи, вспоминают пословицы и поговорки о Родине, поют песни. 

 

Цель: познакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями.

Задачи:

  • Уточнить и закрепить знания о своем родном городе – Истра.
  • Воспитывать в детях любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее;
  • Воспитывать гордость за свою малую Родину, уважение к людям, прославившим родной город, ветеранам;
  • Формировать бережное отношение к природе своего края;
  •  Развивать связную речь детей,  обогащать и активизировать словарь.

 

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

 

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов «Истра в годы войны», «Любимый город в мирное время», «Достопримечательности Истры»;

Заучивание пословиц и поговорок о Родине, стихотворений русских поэтов, песен «То березка, то рябина», «Любимый город - Истра над рекой».

 

Педагог:

Россия… Родина…  Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

Россия…  Какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то…

(С. Есенин)

1 ребенок

Россия… Как из песни слово,

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

 

2 ребенок                                                   

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.                                                                      

 

3 ребенок

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом: «Русь».

                             

                                 (С. Васильев)

Педагог:

- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.

Дети:

1. «Родина любимая, что мать родимая»

 

2. «Если дружба велика, будет Родина крепка»

 

3. «Жить – Родине служить»

 

4. «На чужой стороне, что соловей без песни»

 

5. «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

 

6. «Родина – мать, умей за нее постоять»

 

Педагог:

- Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свое родное Подмосковье, свою Истру.

 

Ребенок

Когда говорят о России

Истру я вижу свою.

У стен монастырских стою я,

Красивую песню пою.

(Дети исполняют песню «То березка, то рябина» сл. А. Пришельцева, муз. Д. Кабалевского)

Ребенок

Как горжусь я тобой,

Подмосковье!

Ты прекрасно и в стужу, и в зной.

Кто раскрыл мне объятья с любовью –

Это Истра – мой город родной!

 

Педагог:

 -  Город Истра расположен в живописной холмистой местности, на берегу реки Истры  (демонстрация фото).

По имени речки, прохладной и чистой,

Зовут городок наш красавицей Истрой!

- Ребята, а кто знает, как раньше назывался наш город?

- Воскресенск.

- Правильно, ребята, более 70 лет назад наш город носил именно это название – Воскресенск. И связано это было с созданием Воскресенского собора, ныне Ново-Иерусалимский монастырь,   возле которого постепенно образовывалось небольшое поселение – Воскресенское, которое позже становится г. Воскресенском. К сооружению Воскресенского собора патриарх Никон, глава русской православной церкви тех лет, привлек лучших мастеров. Над его украшением работали художники, каменщики, резчики по дереву. Бело-золотые башни Ново-Иерусалимского монастыря и в наши дни видны издалека и привлекают к себе внимание всех, кто посещает Истру.

-Воскресенск был любимым местом писателя А. П. Чехова. Антон Павлович несколько лет жил здесь у своего брата. В нашей больнице он работал врачом. Имя А. П. Чехова дорого каждому истринцу. В память о Чехове у нас в городе поставлен бюст.

- Кто знает, где он находится?

- У дома культуры.

- Ребята, а что у нас в городе названо именем Чехова?

-Чеховский переулок, школа им. Чехова

 

- Бывали в нашем городе писатель М. Ю. Лермонтов, А.Н. Толстой, А. Блок, великий композитор П.И. Чайковский. Красочная природа в окрестностях города привлекла сюда замечательного художника Левитана. В д. Бабкино он с упоением работал над картинами, этюдами. Именно в усадьбе Бабкино Левитан создал картину «Река Истра». Подаренная Чехову, эта картина оставалась для Антона Павловича до конца дней одной из любимейших.

- Тихо и мирно текла жизнь в Истре – маленьком подмосковном городке, пока все не разрушила война…

22 июня фашисты напали на нашу страну, началась Великая Отечественная война.

(Звучит запись песни «Священная война»)

 - Осенью 1941 года враг ступил на подмосковную землю.  С суровой решимостью готовились истринцы дать отпор наглым захватчикам. Под проливным дождем, на холодном ветру мужчины, женщины, подростки с раннего утра и до позднего вечера рыли противотанковые рвы, окопы, строили дзоты, создавали завалы. Во второй половине ноября гитлеровцы прорвались к Истре. 22 дня они хозяйничали на территории района. Все это время истринцы переживали жестокие издевательства, грабежи, насилия. Не было пощады ни женщинам, ни старикам, ни младенцам.   Фашисты сожгли дотла наш родной город. Целыми остались только два дома – один на Советской, другой на улице Морозова. Город представлял собой сплошные, засыпанные снегом руины, из которых торчали дымоходы печей и срезанные снарядами стволы почерневших от пожарищ деревьев. Фашистами была взорвана плотина Истринского водохранилища,   разрушен  Ново-Иерусалимский монастырь, который до сих пор до конца не восстановлен.

- Утром 11 декабря начался бой за Истру. Немцы не выдержали натиска наших войск и, понеся большие потери, отступили на правый берег реки Истры. К концу дня город был освобожден.

- Всю зиму 1941 года и весну 1942 года хоронили найденных в лесах и в сожженных деревнях трупы воинов и мирных жителей района. Многочисленные памятники стоят на местах братских захоронений на всей истринской земле.

Жители Истры никогда не забывали о своих победителях. В городском парке, на высоком берегу, после войны был воздвигнут монумент в честь воинов, сражавшихся на истринском направлении (демонстрация фото).

- В сквере, на площади Революции, стоит мраморный обелиск Герою Советского Союза капитану Алексею Петровичу Босову. Весь экипаж танка, командиром которого он являлся, сгорел заживо, защищая наш город (демонстрация фото).

На мир,  являя взгляд свой ясный,

Стране достойно послужил.

За город Истру не напрасно

Свою он голову сложил.

- Так написал о Босове наш Истринский поэт  Н. Вигский.

 

- В сквере, разбитом школьниками рядом со школой им. А. П. Чехова, стоит памятник выпускникам этой школы, не вернувшимся с войны (демонстрация фото).

 

- На пересечении Советской и Первомайской улиц построен мемориал освободителям города на воинском захоронении (демонстрация фото).

 

Пойди, товарищ, к обелиску,

Задумайся, остановись.

Земным поклоном низко, низко

Ты всем погибшим поклонись!

 

- Давайте почтим память погибших за нашу Родину минутой молчания.

(Минута молчания)

- С каждым днем все краше становится наша Истра. Для вас построены стадионы, открыт центр детского творчества, в котором работают различные кружки. Делается все для того, чтобы вы росли здоровыми, сильными, всесторонне развитыми.

 - Ребята, а что можем сделать мы с вами, чтобы наш город оставался всегда красивым?

(ответы детей)

Ребенок

Я рад, что живу в Подмосковье,

Что Истра – мой город родной.

Пускай расцветает и крепнет

Любимый наш край,

Твой и мой!

Звучит в записи  песня «Любимый город», дети подпевают.

 

- А сейчас, ребята, я приглашаю вас всех в художественную студию, чтобы вы могли выразить  свои впечатления от услышанного на нашем занятии в своих рисунках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_istra.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями.

Задачи:

  • Уточнить и закрепить знания о своем родном городе – Истра.
  • Воспитывать в детях любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее;
  • Воспитывать гордость за свою малую Родину, уважение к людям, прославившим родной город, ветеранам;
  • Формировать бережное отношение к природе своего края;
  •  Развивать связную речь детей,  обогащать и активизировать словарь.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов «Истра в годы войны», «Любимый город в мирное время», «Достопримечательности Истры»;

Заучивание пословиц и поговорок о Родине, стихотворений русских поэтов, песен «То березка, то рябина», «Любимый город - Истра над рекой».

Педагог:

Россия… Родина…  Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

Россия…  Какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то…

(С. Есенин)

1 ребенок

Россия… Как из песни слово,

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

2 ребенок                                                    

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.                                                                      

3 ребенок

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом: «Русь».

                             

                                 (С. Васильев)

Педагог: 

- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.

Дети:

1. «Родина любимая, что мать родимая»

2. «Если дружба велика, будет Родина крепка»

3. «Жить – Родине служить»

4. «На чужой стороне, что соловей без песни»

5. «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

6. «Родина – мать, умей за нее постоять»

Педагог:

- Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свое родное Подмосковье, свою Истру.

Ребенок

Когда говорят о России

Истру я вижу свою.

У стен монастырских стою я,

Красивую песню пою.

(Дети исполняют песню «То березка, то рябина» сл. А. Пришельцева, муз. Д. Кабалевского)

Ребенок

Как горжусь я тобой,

Подмосковье!

Ты прекрасно и в стужу, и в зной.

Кто раскрыл мне объятья с любовью –

Это Истра – мой город родной!

Педагог:

 -  Город Истра расположен в живописной холмистой местности, на берегу реки Истры  (демонстрация фото).

По имени речки, прохладной и чистой,

Зовут городок наш красавицей Истрой!

- Ребята, а кто знает, как раньше назывался наш город?

- Воскресенск.

- Правильно, ребята, более 70 лет назад наш город носил именно это название – Воскресенск. И связано это было с созданием Воскресенского собора, ныне Ново-Иерусалимский монастырь,   возле которого постепенно образовывалось небольшое поселение – Воскресенское, которое позже становится г. Воскресенском. К сооружению Воскресенского собора патриарх Никон, глава русской православной церкви тех лет, привлек лучших мастеров. Над его украшением работали художники, каменщики, резчики по дереву. Бело-золотые башни Ново-Иерусалимского монастыря и в наши дни видны издалека и привлекают к себе внимание всех, кто посещает Истру.

-Воскресенск был любимым местом писателя А. П. Чехова. Антон Павлович несколько лет жил здесь у своего брата. В нашей больнице он работал врачом. Имя А. П. Чехова дорого каждому истринцу. В память о Чехове у нас в городе поставлен бюст.

- Кто знает, где он находится?

- У дома культуры.

- Ребята, а что у нас в городе названо именем Чехова?

-Чеховский переулок, школа им. Чехова

- Бывали в нашем городе писатель М. Ю. Лермонтов, А.Н. Толстой, А. Блок, великий композитор П.И. Чайковский. Красочная природа в окрестностях города привлекла сюда замечательного художника Левитана. В д. Бабкино он с упоением работал над картинами, этюдами. Именно в усадьбе Бабкино Левитан создал картину «Река Истра». Подаренная Чехову, эта картина оставалась для Антона Павловича до конца дней одной из любимейших.

- Тихо и мирно текла жизнь в Истре – маленьком подмосковном городке, пока все не разрушила война…

22 июня фашисты напали на нашу страну, началась Великая Отечественная война.

(Звучит запись песни «Священная война»)

 - Осенью 1941 года враг ступил на подмосковную землю.  С суровой решимостью готовились истринцы дать отпор наглым захватчикам. Под проливным дождем, на холодном ветру мужчины, женщины, подростки с раннего утра и до позднего вечера рыли противотанковые рвы, окопы, строили дзоты, создавали завалы. Во второй половине ноября гитлеровцы прорвались к Истре. 22 дня они хозяйничали на территории района. Все это время истринцы переживали жестокие издевательства, грабежи, насилия. Не было пощады ни женщинам, ни старикам, ни младенцам.   Фашисты сожгли дотла наш родной город. Целыми остались только два дома – один на Советской, другой на улице Морозова. Город представлял собой сплошные, засыпанные снегом руины, из которых торчали дымоходы печей и срезанные снарядами стволы почерневших от пожарищ деревьев. Фашистами была взорвана плотина Истринского водохранилища,   разрушен  Ново-Иерусалимский монастырь, который до сих пор до конца не восстановлен.

- Утром 11 декабря начался бой за Истру. Немцы не выдержали натиска наших войск и, понеся большие потери, отступили на правый берег реки Истры. К концу дня город был освобожден.

- Всю зиму 1941 года и весну 1942 года хоронили найденных в лесах и в сожженных деревнях трупы воинов и мирных жителей района. Многочисленные памятники стоят на местах братских захоронений на всей истринской земле.

Жители Истры никогда не забывали о своих победителях. В городском парке, на высоком берегу, после войны был воздвигнут монумент в честь воинов, сражавшихся на истринском направлении (демонстрация фото). 

- В сквере, на площади Революции, стоит мраморный обелиск Герою Советского Союза капитану Алексею Петровичу Босову. Весь экипаж танка, командиром которого он являлся, сгорел заживо, защищая наш город (демонстрация фото).

На мир,  являя взгляд свой ясный,

Стране достойно послужил.

За город Истру не напрасно

Свою он голову сложил.

- Так написал о Босове наш Истринский поэт  Н. Вигский.

 

- В сквере, разбитом школьниками рядом со школой им. А. П. Чехова, стоит памятник выпускникам этой школы, не вернувшимся с войны (демонстрация фото). 

- На пересечении Советской и Первомайской улиц построен мемориал освободителям города на воинском захоронении (демонстрация фото).

Пойди, товарищ, к обелиску,

Задумайся, остановись.

Земным поклоном низко, низко

Ты всем погибшим поклонись!

- Давайте почтим память погибших за нашу Родину минутой молчания.

(Минута молчания)

- С каждым днем все краше становится наша Истра. Для вас построены стадионы, открыт центр детского творчества, в котором работают различные кружки. Делается все для того, чтобы вы росли здоровыми, сильными, всесторонне развитыми.

 - Ребята, а что можем сделать мы с вами, чтобы наш город оставался всегда красивым?

(ответы детей)

Ребенок

Я рад, что живу в Подмосковье,

Что Истра – мой город родной.

Пускай расцветает и крепнет

Любимый наш край,

Твой и мой!

Звучит в записи  песня «Любимый город», дети подпевают.

- А сейчас, ребята, я приглашаю вас всех в художественную студию, чтобы вы могли выразить  свои впечатления от услышанного на нашем занятии в своих рисунках.

Программные задачи

Познакомить с  историей возникновения города, его названия.

Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества в родном городе.

Формировать интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к истории родного города, чувство привязанности к нему.

Воспитывать в детях любовь к Родине, чувство гордости за своих земляков.

Развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, понимать прекрасное.

Предварительная работа

1. Беседы с детьми о родном городе, о памятниках, установленных на его территории.

2. Рассматривание альбома «Истре – 225 лет».

3. Рассматривание фото экспонатов Ново-Иерусалимского краеведческого музея.

4. Чтение книги С. Михалкова «Моя Родина Россия».

5. Чтение стихотворений из книги В. Вигского «Два крыла»

6. Разучивание песен о Родине, о родном крае.

7. Заучивание стихов, пословиц и поговорок о родном крае, о Родине.

Методическая литература

1. Журнал «Дошкольное воспитание» №9 1989 г.

2. «С чего начинается Родина» (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под редакцией Л.А. Кондрыкинской.

3.  Алешина И.А. «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью».

4. Михалков С. «Моя Родина Россия».

5. Фотоальбом.

6. Вигский В. «Два крыла» - книга стихов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 21

Любимый город – Истра над рекой

Комплексное занятие

 по патриотическому воспитанию

в подготовительной к школе группе №12 «Радуга»

                                                                                              Воспитатель

                                                                                               Борисова Н.И.

                                                   

январь 2007 г.

2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию "Незнайка в Солнечном городе"

Конспект ООД по социально-коммуникотивному развитию. Данный конспект составлен с целью формирования у детей знаний о профсоюзе....

"Мой город родной" (конспект занятия по социально-коммуникативному развитию) в средней группе

quot;Мой город родной" (конспект занятия по социально-коммуникативному развитию) в средней группе...

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию "Мой город"

Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе "Мой город"...

Конспект ООД по социально-коммуникативному и познавательному развитию «Город-герой Новороссийск» для детей 5 — 6 лет

Конспект ООД по социально-коммуникативному и познавательному развитию «Город-герой Новороссийск» для детей 5 — 6 летЦель: Воспитывать гражданско-патриотические чувства через знакомст...

Конспект ОД по социально- коммуникативному развитию " Путешествие в необычные города"

Конспект ОД по социально- коммуникативному развитию " Путешествие в необычные города"...