Работа с кубиками Поликарпова
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сафонова Татьяна Николаевна

Работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему «Развитие сенсорных способностей у детей в процессе использования кубиков Поликарпова»

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному  развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

         Развитие сенсорных способностей у детей тесно связано   с сенсорным развитием детей.

Что такое сенсорное развитие дошкольников?

      Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия  и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении  в пространстве, запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.

      Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

      Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

       При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.

      Для самых маленьких деток основными способами знакомства с окружающими предметами становятся осязание и вкус. Именно поэтому груднички так и норовят все схватить и потянуть в рот. Препятствовать этому не стоит: помните, что таким образом происходит развитие.

     В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить: с основными цветами спектра, с понятием величины, с понятием формы.

    К четырем годам ребенок, как правило, уже свободно говорит о цвете и геометрической форме предметов, может сравнить их по величине. Сейчас – самое время научить его различать объекты по свойствам и группировать их – по форме, цвету, величине, называть предметы и понимать, когда о них говорят взрослые.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны

- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

    Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств  предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  

      Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Сенсорное развитие - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируется представление об окружающем мире.

      Задачи сенсорного развития:

- формировать представления о свойствах, качествах и отношениях предметов;

- побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;

- развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

      Основными методами воспитания сенсорной культуры детей являются совместная деятельность воспитателя с детьми.

     Существует достаточно большое количество методик по сенсорному развитию детей. Я бы сегодня хотела остановиться на использовании конструктивной деятельности для развития сенсорики у дошкольников.

Почему именно эта деятельность?

Конструктивная деятельность способствует:

- практическому познанию свойств геометрических тел, пространственных отношений;

-  речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб пирамида и др.). которые в других видах деятельности употребляются редко;

- дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий-низкий, длинный – короткий, широкий –узкий, большой- маленький), в точном словесном указании направления (над-под, вправо-влево, вниз-вверх, сзади –спереди, ближе-дальше и т.д.)

    Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

- умение предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т.д.);

-  работать дружно, не мешая друг другу.

Здесь решаются задачи:

конструирование по образцу и преобразование образца по условию;

по замыслу;

самостоятельное конструирование по образцу.

    Конструктор Поликарпова помогает решить задачи сенсорного развития детей.

Особенность этой продукции - яркие цвета, использование экологически чистых материалов, покрытые водными красками, легкие, крупные детали.

 Строительный набор из дерева развивает пространственное мышление, воображение, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, логику, умение классифицировать по признакам, знакомит с геометрическими фигурами, а так же является отличным пособием для сюжетно – ролевых игр.

        А сейчас перейдем к практической части нашего мастер-класса.

Как можно использовать данный конструктор  для сенсорного развития малышей?

Это разнообразные игры по знакомству детей с цветом, формой, величиной. Такие как «Дорожка для машин», красная машина едет по красной дорожке, синяя по синей. Для куклы в желтом платье строим желтую мебель из желтых геометрических форм, в зеленом платье,  из зеленых. Для постройки дома, лесенки, бассейна для игрушек отбираем кубики определенного цвета.

    Во время игры знакомлю детей с вариантами расположения строительных форм, учу различать и называть детали и сооружать элементарные постройки по образцу, затем по схеме. Стараюсь вызвать у детей желание строить самостоятельно и пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек.

Использование конструктора Поликарпова в дидактических играх и в играх с элементами сюжетно - ролевой игры, можно широко использовать с детьми любого возраста.

    А сейчас предлагаю поиграть в дидактическую игру с использованием конструктора Поликарпова «Готовимся к путешествию»

Цель: Обучение детей моделированию  по схеме. Закрепить знание геометрических фигур, цвета.

Материалы: Карточка с изображением « Паровозик», конструктор Поликарпова.

Ход занятия:

1 этап.

«Ребята, вы хотите отправиться в небольшое путешествие в сказочную страну. Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?

Верно, можно на автомобиле, на самолете, на поезде, пешком и т.д.

А  хотите отправиться  в путешествие на «Сказочном паровозике»? Где нам его взять?

У нас пока нет «Сказочного паровозика», но мы с вами сможем смастерить его сами. Из чего можно смастерить паровозик? У нас есть вот такой конструктор. Может из него сделаем?  У нас есть схема паровоза, давайте ее рассмотрим. Но чтобы построить паровоз, необходимо подобрать по схеме все детали для строительства и приготовить площадку для строительства паровоза и построить его.

Разделимся на две группы, одни ребята будут подбирать по схеме детали, а другие по схеме строить паровоз.

2 этап.

Итак, мы с вами разделимся на две группы.

Первая подгруппа, давайте внимательно рассмотрите паровозик, из каких деталей он состоит, какого они цвета, их количество. Ваша задача отобрать нужные детали.

Задача второй подгруппы из подобранных деталей построить наш «Сказочный паровозик».

Самостоятельная работа детей.

3этап.

Подводим итог.

Наш «Сказочный паровозик» готов. Молодцы, ребята. Теперь  мы можем отправиться в сказочное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с логическими кубиками "Кубики для всех" Никитина, старшая группа

Для детей старшей группы был продуман и разработан перспективный план игровых занятий, в рамках кружка «Веселая логика», проводимого  1 раз в неделю. Комплекс игровых занятий рассчитан на 9 часов...

Перспективное планирование по работе с кубиками Никитина "Логические кубики для всех"средняя группа

В качестве главного средства развития познавательной сферы детей была выбрана технология развивающих игр Б.П. Никитина «Логические кубики для всех» с использованием ИКТ, включение их в различные виды ...

"Конструктор Поликарпова"

Проект  работы с детьми старшего дошкольного возраста ....

«Строим сказку с использованием кубиков Поликарпова» (использование приема моделирования в развитии воображения детей)

Цель: Развитие воображения у детей путем использования приема моделированияОбразовательные: Продолжать учить детей строить домики, используя созданную на бумаге модель, различный строительный материал...

Мастер-класс для воспитателей «Организация работы по детскому экспериментированию с помощью кубиков Поликарпова»

Мастер-класс для воспитателей «Организация работы по детскому экспериментированию с помощью кубиков Поликарпова»Цель мастер-класса: Активизировать интерес к экспериментированию с элементам...

Дидактическое пособие по нравственно-патриотическому развитию для детей от 3-4 лет для индивидуальной и групповой работы. «Семейный кубик»

Цель: Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи.  Задачи: 1. Дать представление о понятиях «семья»; «родные», «близкие»...