Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
статья на тему

Элина  Владимировна Трифонова

Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

 «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

М. Шклярова

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ОВЗ  в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными  возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей. «Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.»[9, с.4].

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы,  умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цветаРазвиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

 «Изобразительная  деятельность,  формирует практические  умения изобразительного искусства в  частности в рисовании,  обеспечивает развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах,  а также формирует предпосылки  для развития  творческой активности и художественных способностей».[6, с.25].

Наш опыт работы по развитию  творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования - помочь детям  развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.

Особое внимание мы уделяем нетрадиционным техникам рисования, как средствам  развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошкамирисование пальчиками.

Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды мы учитывали, чтобы содержание  занятий носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества  каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Применение нетрадиционных техник в обучении детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков.

Методы и приемы,  которые мы используем на занятиях по нетрадиционному рисованию:

Наблюдение проводится с целью изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности.

Мониторинг - организация постоянного отслеживания информации с целью оценки и анализа состояния процесса, ситуации в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Беседа – диалогическая форма. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей.

Игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития двигательной активности пальцев рук.

Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом.

Положительное подкрепление (поощрение)- метод коррекции, цель которого - формирование определенных творческих способностей ребенка.

На занятии я активизирую внимание ребят, побуждаю их к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• Игра, которая является основным видом деятельности детей.

• Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

• Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнееразвивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности, на развитие творческих способностей. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен.  Педагогу, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем и  рисование нетрадиционными техниками  один из эффективных методов решения данной задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1.Рузанова Ю.В  Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности /Ю.В.Рузанова. -Санкт-Петербург.: КАРО, 2009г.-160с.

2.Иванов Е. Я учусь рисовать./Е.С.Иванов- М.:ГАРТ, 1994г.-125с.

3.  Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005-260с.

5.  Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000-300с.

6. Шаляпина Н.А.Нетрадиционное рисование с дошкольниками /Н.А.Шаляпина. - М.:ООО ТЦ  Сфера,2016г.-70с.

 7. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками /Р.Г.Казакова.- М.:Творческий Центр , 2008-128с.

8.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Г.Н.Давыдова. - М.: Скрипторий, 2008г.-71с.9.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/А.В. Никитина.- Санкт-Петербург: КАРО, 2016г.-96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд.  Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В данном опыте представлен перспективный план; методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с конспектами занятий для старших дошкольников.Разработаны методические рекоме...

Статья на тему "Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем знаний эстетического восприят...

Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей

Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство учеников. Они становятся активными участниками, интересуются п...

«Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ, как средство развития творческих способностей детей»

Особенность изобразительной деятельности детей с ОВЗ – недостаточность ручных умений и навыков. Ученикам сложно контролировать работу с краской и кистью, непросто с набором цвета на кисть, нет к...