отчет по самообразованию
материал (младшая группа) на тему

Дегтярева Елена Александровна

отчет по самообразованию  по теме:"Влияние устного народного творчества  на развитие речи детей 3-4 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Влияние устного народного творчества

 на развитие речи детей 3-4 лет"

Цель: Развить творческие познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества

Задачи:  

  • приобщать детей к устному народному творчеству;
  • развивать воображение и обогащать речь детей;
  • вызвать эмоционально положительное отношение к устному народному творчеству;

    Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что взрослые в семье разучились с ними разговаривать.   Дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.   Всё это может отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка, ребёнок может вырасти замкнутым, необщительным. Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.   Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребёнка в   дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.  

 

     Я считаю, что наилучший способ влияния на развитие речи ребёнка младшего дошкольного возраста оказывают средства устного народного творчества, так как именно через него ребёнок   овладевает родным языком,  приобщается к культуре своего народа.  Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. К нему относятся потешки, заклички, загадки, чистоговорки, пословицы, сказки, считалки,пестушки.

   Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. И главной моей  задачей как педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь детям  в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. 

     

   Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле, и здесь большую роль играем мы -  взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками.

         В нашей группе  создан центр театрализованной деятельности, куда входят различные виды театров: настольный театр, кукольный театр, пальчиковые театры, театр шагающих кукол, ширмы для кукольного театра, маски различных сказочных героев; шапки, атрибуты для танцевальных и музыкальных импровизаций.  В  этом большую помощь нам оказали  родители, они распределили  задания между собой по изготовлению атрибутов к сказкам, также изготовили своими руками маски сказочных героев, пополнили группу театрами.

Подобрана детская литература, включающая в себя произведения  устного народного творчества. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации и проговаривают запомнившиеся потешки или стихи.

 

 Проработав много лет с маленькими  детьми  я  сделала вывод , что  во время привыкания к детскому саду , когда дети скучают по дому, маме  взрослым важно найти подход к каждому ребенку. И в этом большую роль играют  малые фольклорные формы: потешки, песенки, пестушки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают   у него положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку – воспитателю.  

    Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Припевки, потешки, маленькие народные песенки мы использовали во время адаптации. Знакомство с потешками   начинали с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняли  значения слов, которые дети услышат в потешке.

Доброжелательный    тонкий юмор потешек, дразнилок,   – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени,   упрямства, капризов. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают,  ссорятся, у них, как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие детки наоборот расшалились и не могут успокоиться.

И тут на помощь опять приходил фольклор:

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя.

А кто будет говорить,

Того будем выводить,

Выводить, наказывать,

Слезы не показывать.

В общении с детьми с детьми стараюсь повторять известные потешки. Что даёт возможность проявлять речевую активность детям.

     Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Для  развития речевых навыков детей младшего дошкольного возраста большое значение имеют   сказки, в которых  сохранились  представления о добре, красоте, правде.   Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей   развитию речи.   Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Для чтения сказок мы ходим в русскую избу, где дети, окруженные предметами старины , легче усваивают и понимают смысл сказки, К нам на занятия часто  «приходят» герои любимых сказок(петушок,  лисичка, медведь), дети показывают как они «разговаривают», изменяя тон  голоса, просят помочь им, что тоже способствует развитию речи.

     Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляют эти образные слова в сознании детей, и они начинают их использовать в своих играх.

   Для закрепления прочитанных сказок   мы используем  театрализованные игры, игры – драматизации. Дети стараются четко проговаривать слова понравившегося сказочного героя. Что  тоже способствует  развитию  речи ребёнка, пополнению словарного запаса.

     

    Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты. Перед сном дети моей группы слушают колыбельные .  Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире.

 

Так же мы используем  потешки в режимных моментах-

во время умывания :

 Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Во время еды :

 

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

    Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи.

   

     Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Ещё в древности загадки служили средством проверки мудрости. Именно с помощью загадок народные познания передавались из поколения в поколение. Они обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Прежде чем отгадать загадку, мы с детьми рассматриваем предмет, выделяем основные признаки.

Загадка  про цыплёнка                                          про огурцы

   

Жёлтый, но не солнышко

Круглый, но не мяч

Пушистый, но не котёнок

Летом — в огороде,

 свежие, зеленые,
А зимою — в бочке,

крепкие, соленые. 

Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно чётко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют чистоговорки, которые  совершенствует речевой слух, вырабатывается правильное речевое дыхание.

  • Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

  • Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

Игра - это комфортное проживание детства. Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Такую радость доставляют     народные игры.

К ним  можно отнести пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи:

Пальчик-мальчик Где ты был?

С этим братцем В лес ходил

С этим братцем – щи варил

С этим братцем - кашу ел

С этим братцем – песни пел.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

                Вот и вся моя семья.

  Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи.

Ровным кругом 
Друг за другом 
Мы идем за шагом шаг, 
Стой на месте! 
Дружно вместе 
Сделаем вот так! 

Во время игр всем детям хочется быть главным героем (петушком, зайчиком) вот тут-то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей

Черепаха хвост поджала 
И за зайцем побежала, 
Оказалась впереди, 
Кто не верит — выходи!

 Использование народного творчества на музыкальных занятиях помогает решить ряд речевых задач:

  • Это и развитие слухового и фонематического восприятия,
  • Развитие основных компонентов звуковой культуры: интонация, ритм, темп.
  •  Обогащение словаря дошкольника.

Ведь детский фольклор – это целый мир яркий, радостный наполненный силой и красотой. Музыка в свою очередь может воздействовать не только на эмоциональное, но и физическое состояние всего организма ребёнка. Поэтому во время прослушивания музыкальных произведений  включаем игровые движения, пальчиковые игры, двигательные импровизации. Так при прослушивании песенки «Пирожок» дети руками показывают, как мнут тесто, лепят пирожок.

Перед пением песенок делаем артикуляционную гимнастику, используя народные песенки, используем  разную силу голоса:

Тише, тише

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

На музыкальных и физкультурных занятиях , а так же на прогулках используем  хороводные игры.

Сочетание музыки, движений, при использовании детского фольклора помогает делать занятия увлекательными, интересными доставляет большую радость детям и помогает развивать речь детей.

   

    Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Приятно видеть, что у детей  нашей группы заметно  расширился и обогатился словарный запас , многие малыши научились с выражением рассказывать сказки, читать стихи.  

     Вывод: Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, развивается звукопроизношение, выразительность речи.  Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления об окружающем мире.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...