Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа) на тему

Гарипова Зульфия Варисовна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2017-2018.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 26 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Отчет по самообразованию

«Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Составила воспитатель

младшей группы

Гарипова Зульфия Варисовна

Уфа, 2018

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».

Н. К. Крупская.

На первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Поэтому мое исследование связано с возможностью решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников через дидактические игры.

Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения - буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. В игре можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.

Цель моей работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

А также изучение эффективности дидактической игры по развитию активного словаря у детей раннего возраста.

Задачи:

- Изучение литературы по данной теме.

- Развитие активного словаря.

- Подготовка консультаций для родителей по данной теме.

- Составление картотеки дидактических игр по развитию речи.

Работа проводилась в два этапа, на первом этапе я осуществляла подборку дидактических игр, и знакомила детей с новыми играми.

На втором этапе велась работа на закрепление полученных знаний и индивидуальная работа.

Постоянно велась работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации «Речь в жизни ребенка», «Развитие речи в игре».

В своей работе с детьми я применяла следующие методы: словесные, наглядные, практические, игровые.

На протяжении всего учебного года велась работа по формированию активного словаря, большое внимание уделяла играм на развитие речи, а так же на заучивание новых стихотворений, на разучивание новых потешек, песенок. Велась индивидуальная работа с детьми на закрепление полученных знаний. Так же с целью развития активного словаря детей использовала чтение художественной литературы с проговариванием знакомых моментов. Была составлена картотека дидактических игр по развитию речи.

С помощью родителей была подготовлена папка «Потешки».

Так же использовала в работе различные виды театра: конусный театр «Теремок», ложковый театр «Три поросенка», театр на палочках «Репка», театр бибабо «Заюшкина избушка».

Перспективы на следующий год: продолжить работу по данной теме, изучать новинки методической литературы, продолжить работу по разработке новых игр и упражнений по данной теме.

В своей работе использовала следующие источники:

А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок»

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

В. В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Возраст ребенка до 3 лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Ценность раннего обучающего...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра,...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Консультация "Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"....

Родительское собрание в младшей группе «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:- одна из причин - ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функц...