Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ладик Наталья Николаевна

Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Экологическое воспитание значимо с позиций личностно ориентированного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad1.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,  – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Экологическое воспитание значимо с позиций личностно ориентированного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка дошкольного возраста.

Современное образование требует от педагогов ДОУ применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе.  

Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Данный метод позволяет педагогу включать ребенка в разнообразные виды продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями о природе: в поисковую и исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную. Помогает комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Значение метода проектов. . В «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002 г.) особое внимание уделено экологическому образованию и формированию экологической культуры граждан.

Экологическая культура — это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний экологической культуры ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива, условиями воспитания.

Основываясь на деятельностном подходе, мы выделяем в структуре экологической культуры ребенка следующие компоненты: деятельность в природе и экологическое сознание.

В дошкольном возрасте еще трудно выделить компоненты экологического сознания. Однако важно создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Еще одно условие воспитания экокультуры — необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.

Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них?

Как научить детей ценить мир и справедливость?

Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?

Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе — нам помогает метод проектов, который привлек внимание педагогов в 20-е годы, но в практике работы применялся недолго.

Многочисленные опросы показали, что многие дошкольники неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Сегодня в реализации различных экологических проектов принимает участие все больше дошкольных учреждений и школ. Практика показала, что дошкольники , педагоги и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.

Сущность метода проектов.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».

Основоположником метода проектов считается американец В.Х. Кильпатрик, который в своей работе «Метод проектов» развивает идею обучения через организацию целевых актов, в которой он предполагал энергичную, «от всего сердца» деятельность ученика, целесообразную деятельность, целевой акт, особенно подчеркивая слово целевой.

Его идея очень хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения, поскольку мы знаем, что знания, получаемые ребенком-дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами, эмоциями.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.

Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:

- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

- это метод, идущий от детских потребностей и интересов.

Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей— индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Проект включает три этапа:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и разработка рекомендаций на основе собственных наблюдений.

Проект в детском саду как метод организованного освоения ребенком окружающей среды условно можно разделить на несколько блоков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)

               Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)

             Современное образование требует от  нас , педагогов   ДОУ,  применения в образовательной практике наиболее эффективных педаго...

Презентация" Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Формирование начал экологической культуры – это становление у детей осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на ее...