Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
опыты и эксперименты на тему

Коробкова Татьяна Дмитриевна

Мастер-класс по теме: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

 

Цель мастер-класса: демонстрация некоторых видов экспериментирования через игровые приемы.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

3. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;

4. Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Оборудование: цветная бумага, карандаши, таз, стакан, газированная вода, виноград, спички, блюдце, пипетка, картон, песок, леечка, подносы, клеёнка на столы, салфетки.

 

Дети – прирожденные исследователи окружающего мира.

Все мы знаем: исследовательская активность – естественное состояние ребенка.

Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Чтобы более доступно объяснить детям материал я использую игровые приемы. Практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочных героев.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие вопросы, проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям, а главное помогают поддерживать интерес детей к экспериментированию.

Считаю - это эффективный метод, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.

Например, сказку «Колобок» использовала для того, чтобы познакомить детей с движением предметов круглой формы по наклонной и прямой.

А чтобы познакомить со свойствами воды использовала сказку «Заюшкина избушка».

При знакомстве со свойствами камней и силы ветра помогла сказка «Три поросенка».

Хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Для этого приглашаю желающих поучаствовать, итак занимайте свои места.

 

Напомните, пожалуйста, правила работы с водой, с песком и спичками.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие.

 

Сказка называется «Путешествие гусенка, или мир за забором птичьего двора».

 

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный гусенок. Он был любознательным и везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел познавать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов. Вдруг солнышко начало всходить, и гусенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы – это были кувшинки.

 

А хотите посмотреть, как распускаются кувшинки?

 

Опыт № 1.

Тогда возьмите, лежащие перед вами, цветы, вырезанные из цветной бумаги и с помощью карандаша закрутите оставшиеся лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду (налитую в емкость). Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

 

От чего это происходит? … Молодцы.

 

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.

 

Опыт № 2

Сейчас возьмите стакан со свежей газированной водой, стоящий перед вами и опустите в нее виноградинку.

 

Посмотрите, что происходит?

 

Виноградинка тяжелее воды, поэтому опустится на дно. И на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

 

Почему так происходит? … Правильно.

 

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока из воды не выйдет весь газ.

Гусенок так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил как подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек. Появились тучи, и пошел дождь. Он увидел, что веточки после того как намокли, стали распрямляться.

 

Что случилось с веточками? Почему они распрямляются? Давайте попробуем проверить так ли это?

 

Опыт №3 Перед Вами лежат 5 спичек. Ребята, а из чего сделаны спички? Правильно из дерева. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце, так чтобы углы спичек были направлены в одну точку. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Понаблюдайте. Постепенно спички начнут распрямляться, образуя звезду.

 

Вы догадались почему? ...

 

Вывод: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают распрямляться.

 

Гусенок от дождя спрятался под навесом из листьев. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце, и гусенок решил продолжить свое путешествие. Проходя мимо цветка, он увидел на нем огромную каплю, которая не падала. «Вот чудеса» - подумал гусенок, а разве так бывает.

Я предлагаю посмотреть.

 

Опыт № 4. Для этого накройте стакан с водой (необязательно полный) цветком из картона. Все это вы найдете на столе перед собой. Затем, придерживая цветок рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Цветок останется на месте, и вода из стакана не выльется.

 

Кто скажет, почему? … Правильно.

 

Вывод: воздух давит на цветок из картона и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутом стакане.

 

Гусенку понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но пришла пора возвращаться домой. Повернув назад, он увидел, на мокром песке чьи-то следы и был в недоумении, кто же это? Чьи это следы? И почему они остались на мокром песке?

 

Опыт № 5

Перед вами емкость с сухим песком, возьми каждый образец следа, и попробуйте оставить отпечаток на сухом песке. Получилось? Нет, не получилось. Тогда возьмите стоящие перед вами леечки и намочите песок и снова попробуйте оставить отпечаток.

 

Что мы видим?

 

След остался на мокром песке, тогда мы можем сделать вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

 

Гусенку очень понравилось его путешествие. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

 

1. Почему распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему сломанные веточки после того как намокли распрямляются?

4. Почему капля на цветке не падает?

5. Почему следы на мокром песке более глубокие?

 

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

 

Уважаемые коллеги свой мастер-класс хочется закончить такими словами.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы».

 

Спасибо за внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_noyabr.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель мастер-класса: демонстрация некоторых видов экспериментирования через игровые приемы.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

3. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;

4. Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Оборудование: цветная бумага, карандаши, таз, стакан, газированная вода, виноград, спички, блюдце, пипетка, картон, песок, леечка, подносы, клеёнка на столы, салфетки.

Дети – прирожденные исследователи окружающего мира.

Все мы знаем: исследовательская активность – естественное состояние ребенка.

Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Чтобы более доступно объяснить детям материал я использую игровые приемы. Практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочных героев.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие вопросы, проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям, а главное помогают поддерживать интерес детей к экспериментированию.

Считаю - это эффективный метод, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.

Например, сказку «Колобок» использовала для того, чтобы познакомить детей с движением предметов круглой формы по наклонной и прямой.

А чтобы познакомить со свойствами воды использовала сказку «Заюшкина избушка».

При знакомстве со свойствами камней и силы ветра помогла сказка «Три поросенка».

Хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Для этого приглашаю желающих поучаствовать, итак занимайте свои места.

Напомните, пожалуйста, правила работы с водой, с песком и спичками.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие.

Сказка называется «Путешествие гусенка, или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный гусенок. Он был любознательным и везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел познавать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов. Вдруг солнышко начало всходить, и гусенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы – это были кувшинки.

А хотите посмотреть, как распускаются кувшинки?

Опыт № 1.

Тогда возьмите, лежащие перед вами, цветы, вырезанные из цветной бумаги и с помощью карандаша закрутите оставшиеся лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду (налитую в емкость). Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

От чего это происходит? … Молодцы.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Сейчас возьмите стакан со свежей газированной водой, стоящий перед вами и опустите в нее виноградинку.

Посмотрите, что происходит?

Виноградинка тяжелее воды, поэтому опустится на дно. И на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Почему так происходит? … Правильно.

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока из воды не выйдет весь газ.

Гусенок так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил как подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек. Появились тучи, и пошел дождь. Он увидел, что веточки после того как намокли, стали распрямляться.

Что случилось с веточками? Почему они распрямляются? Давайте попробуем проверить так ли это?

Опыт №3 Перед Вами лежат 5 спичек. Ребята, а из чего сделаны спички? Правильно из дерева. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце, так чтобы углы спичек были направлены в одну точку. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Понаблюдайте. Постепенно спички начнут распрямляться, образуя звезду.

Вы догадались почему? ...

Вывод: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают распрямляться.

Гусенок от дождя спрятался под навесом из листьев. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце, и гусенок решил продолжить свое путешествие. Проходя мимо цветка, он увидел на нем огромную каплю, которая не падала. «Вот чудеса» - подумал гусенок, а разве так бывает.

Я предлагаю посмотреть.

Опыт № 4. Для этого накройте стакан с водой (необязательно полный) цветком из картона. Все это вы найдете на столе перед собой. Затем, придерживая цветок рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Цветок останется на месте, и вода из стакана не выльется.

Кто скажет, почему? … Правильно.

Вывод: воздух давит на цветок из картона и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутом стакане.

Гусенку понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но пришла пора возвращаться домой. Повернув назад, он увидел, на мокром песке чьи-то следы и был в недоумении, кто же это? Чьи это следы? И почему они остались на мокром песке?

Опыт № 5

Перед вами емкость с сухим песком, возьми каждый образец следа, и попробуйте оставить отпечаток на сухом песке. Получилось? Нет, не получилось. Тогда возьмите стоящие перед вами леечки и намочите песок и снова попробуйте оставить отпечаток.

Что мы видим?

След остался на мокром песке, тогда мы можем сделать вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Гусенку очень понравилось его путешествие. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

1. Почему распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему сломанные веточки после того как намокли распрямляются?

4. Почему капля на цветке не падает?

5. Почему следы на мокром песке более глубокие?

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Уважаемые коллеги свой мастер-класс хочется закончить такими словами.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы».

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...

«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....

Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...

Мастер – класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....