Доклад на тему: «Создание «говорящей» предметно – пространственной развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.» воспитателя д/с № 30 Капинос Елены Ивановны
консультация на тему

Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 30 ХУТОРА СЕРБИН

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Доклад на тему: «Создание «говорящей» предметно – пространственной развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.»

Воспитатель МБДОУ д/с №30         Капинос Елена Ивановна

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в группе.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников. Речевая среда - это фактор активизирующий процесс речевого развития ребёнка. В такой среде возможно одновременное включение в активную речевую познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Основные направления организации речевой развивающей среды в  

младшей группе:

1. Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т. д.);

2. Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

3. Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

4. Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания). 

5. Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

Для развития речи дошкольников необходима организация следующих центров, стимулирующих речевую активность детей: литературный центр (книжный уголок), центр речевого развития, музыкально-театральный центр, центр сенсомоторного развития.

Книжный уголок.

  • Дети нашей группы любят, когда мы читаем книги и рассматриваем картинки, поэтому одна и та же книга представлена в нескольких экземплярах, проиллюстрированная разными  художниками. Здесь много книг по программе в соответствии с возрастом, которые воспитатель читает на занятии и любимые книги детей, которые читаются по желанию детей; чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. В уголке представлены следующие виды книг:
  • книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
  • книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
  • книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
  • книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
  • музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
  • книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками.

Репертуар постоянно меняется. Выставляются иллюстрации к сказкам. Книжный уголок в группе находится в хорошо освещенном месте вне зоны занятий, сюжетно-ролевых игр.


Уголок речевого развития Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в уголке подобраны наборы картинок:

  • предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных);
  • картинки по лексическим темам;
  • картинки: а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

  • каталог игр: а) по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие и маленькие», «Чей домик», «Чей домик?»);

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

  • словесные дидактические игры.

Музыкально-театральный центр.

Детям очень нравится наш музыкально-театральный уголок. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Своими руками изготовлены шумовые инструменты. С детьми провожу музыкальные игры «Угадай, на чем играю», «Что звучит», «Оркестр». Я стараюсь знакомить малышей с различными видами театра. В уголке есть ширма, театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный театр, театр кружек, разнообразные фланелеграфы, маски для игр-драматизаций, куклы бибабо.  Это стимулирует индивидуальные творческие замыслы детей. Дети с удовольствием пользуются всеми атрибутами.

Уголок сенсомоторного развития

Для развития мелкой моторики, речи создана зона которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида («Шнурки», «Застегнём кукле пальто» и др.),  сюжетно-дидактическое панно с пуговицами «Неваляшки», разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры, стол с цветными втулочками. Своими руками изготовлено настенное панно для развития мелкой моторики (накручивание цветных пробок).

Уголок интересных вещей, или уголок экспериментирования  - важная составляющая уголка сенсомоторного развития в младшей группе ДОУ. В его задачи входит развитие базовых естественнонаучных представлений малышей, а также формирование навыков наблюдательности, активного познания. Воспитатели стараются оформить его так,  чтобы детки в младшей группе стали любознательными, научились мыслить (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать), понимали, как комплексно обследовать любой предмет. При  оборудовании«Уголка интересных вещей»  необходимо соблюдать требования безопасности для жизни, а также здоровья детей, равно как и принципы достаточности и доступности изложения.

Материал для оформления «Уголка интересных вещей» 

Для этого потребуется все, что может быть интересно детям младшего дошкольного возраста. Это могут быть предметы, которые невозможно увидеть в повседневной жизни, интересные материалы, инструменты,  элементы украшения. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам - с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали и  разнообразные технические игрушки.

Отлично подойдет любой утилизированный материал, который, впрочем, должен быть безопасным. Это обязательное условие.

Содержание  «Уголка интересных вещей» 

В нем обязательно нужно выделить:

  • место для размещения экспонатов, всех интересных предметов (это могут быть раковины, перья, камни);
  • место, где будут храниться приборы, необходимы для оперирования с предметами (например, дырокол и бумага) либо имеющие самостоятельную ценность (старый телефон, к примеру);
  • место, где можно проводить опыты;
  • место, где будут размещаться неструктурированные материалы (такие песок, опилки, пенопласт, стружка).

Таким образом, можно говорить о наличии дидактического, стимулирующего компонента, а также компонента оборудования.

«Говорящая» речевая развивающая среда  – это не только предметное окружение, очень важна  роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника. Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры.

Речь педагога должна отвечать следующим качествам:

1. ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2. ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3. ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4. ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6. БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности.  Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7. УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи слов, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Грамотно организованная предметно-пространственная  развивающая среда дает ребенку уверенность в себе, возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

На что необходимо опираться при в первую очередь при построении

ППРС?

Для того чтобы мы пришли к одному мнению, предлагаю поучаствовать в тренинге «Грецкий орех»

 Проведение тренинга: «Грецкий орех»

Задача; настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.

Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга. Предлагается каждому участнику взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные черточки, затем орехи складываются обратно, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

- Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти?

На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим.

 Как эти результаты можно сравнить с ребенком? С его особенностями?

Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои особенные черточки, «неровности», своя красота и потенциал, свои индивидуальные особенности.

Опираясь на результаты игры, можно сделать вывод. На что необходимо опираться в первую очередь, при построении ППРС?

 (на индивидуальность ребенка).

  • Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда группы обеспечивает возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, а также  возможность для уединенияПРС обеспечивает р...

Предметно-пространственная развивающая среда для детей младшего возраста (2-3 года)

Предметно-пространственная развивающая среда для детей младшего возраста (2-3 года)...

Методические рекомендации родителям по организации предметно-пространственной развивающей среды в семье для дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...

Организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Предметно-развивающая среда в Детском саду.«Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои спос...

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Цель: сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой активности на каж...

Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ре...

Методические рекомендации родителям по организации предметно-пространственной развивающей среды в семье для дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство с...