Рабочая программа на 2017-2018 учебный год старшая группа «Цветочная»
рабочая программа (старшая группа)

Иванова Людмила Тимофеевна

Рабочая программа разработана в соответствии с ООП «Миры детства: конструирование возможностей» ГБОУ Школа №2120 Дошкольная образовательная площадка №3 и ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей в возрасте от 5  до 6 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям

Реализуемая программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей направлена на решение задач

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetochnaya_17-18.docx62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

ГБОУ Школа № 2120

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Бианки, дом 9А.  

ИНН 5051005670;    КПП 775101001;    ОГРН 1025007515510

тел. / факс: 8 (495) 764-23-17;

email: 2120@edu.mos.ru;

web: http://sch2120tn.mskobr.ru/

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

ГБОУ Школа №2120 Д 3

Протокол № __ от  «_____» _______201_г.

УТВЕРЖДАЮ

Старший воспитатель ГБОУ Школа №2120 Д 3

 ____________ Е.В. Бочкова.

Рабочая программа

на 2017-2018  учебный год

старшая группа «Цветочная»

Воспитатели: Иванова Л.Т.

                      Демчук М.В.

  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа разработана в соответствии с ООП «Миры детства: конструирование возможностей» ГБОУ Школа №2120 Дошкольная образовательная площадка №3 и ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей в возрасте от 5  до 6 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям

Реализуемая программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей направлена на решение задач

      1.1 Цели и задачи ООП:

     1.   формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

      2.  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

     3. Работа над созданием развивающей образовательной среды ДОУ, как системы социально-коммуникативного развития дошкольника.

   4. Совершенствование речевое развитие детей посредством игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО.

   5. Применение здоровьесберегающие технологии с целью повышения качества образования и снижения заболеваемости детей дошкольного возраста.

      1.2       Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

  1. Принцип последовательности. В основе –отход от формального параллельного планирования с большими временными затратами на написание планов к последовательному (сквозному) планированию образовательной деятельности с детьми:

–неделя-временной период планирования

–формулируются образовательные задачи на это период, решение которых предполагается в ходе совместной деятельности, во время режимных моментов, в ситуациях повседневного общения с детьми;

-подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми;

-вводятся новые слова в активный словарный запас;

-изменяется (пополняется) предметно-пространственная развивающая среда;

-осуществляется коррекция развития (индивидуально или для всей группы)

        Основой реализации диалогового общения с родителями, формирования у них представления о возрастной норме является ежедневная информация воспитателя о том, чем занимались дети в течение дня: в какие игры играли, какие произведения читали, какую песню пели и т.п.

  1. Принцип интеграции. В основе- установление системных связей между образовательными задачами разных образовательных областей через их дополнение и взаимное обогащение. Так, освоение пространственных представлений, знакомство с математическими понятиями формируется в конструировании, формировании математических представлений, на образовательной деятельности музыкой и физкультурой, а ориентировка на плоскости осваивается как в процессе рисования, так и в плоскостном конструировании.

Регулярность, последовательность и повторяемость воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяется и усложняются задачи-познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнить правила, воспитывать доброжелательное отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

Кроме того, . в одном виде деятельности можно решать несколько задач развития. Например, в продуктивных видах (лепка, рисование, аппликация) кроме технического освоения самой деятельности решаются задачи социализации (взаимодействие детей, передача своего эмоционального состояния). Задачи формирования творческих способностей, развития речи (дети рассказывают о совей работе, придумывают дальнейшие события, разыгрывают диалоги с созданными персонажами), игровой деятельности, если созданная поделка включается в игровую ситуацию

  1. Комплексно-тематический принцип. В основе принципа лежит выбор определенной темы в соответствии с интересами и возможностями детей. Событийная организация образовательной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования расширяет многочисленные возможности для детской практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Проектируя события, необходимо учитывать следующие принципиальные моменты:

  • В основе события проблемная (игровая ситуация), актуальная для детей и мотивирующая их на пробы, игры, исследования, открытие нового. Ситуация должна лежать в зоне ближайшего развития, т.е быть актуальной, но не простой, не открываться сразу.
  • Планируя событие, необходимо задать множество мест детской инициативы, возможностей выбирать. Событие задается рамочно, общей темой или сюжетом, так, чтобы внутри него возможны неожиданные детские ходы, проекты, действия
  • Событие разворачивается в разнообразной деятельности, дети действуют в малых и больших подгруппах, работают индивидуально.
  • Тематика событий вытекает, с одной стороны, из графика работы детского сад (общие праздники или традиционные для учреждения события), с другой из соображений поддержки детского интереса. Это значит, что часть событий в плане работы детского сада возникает спонтанно, для этого необходимо оставлять время. Важно следить за разнообразием событий, они должны касаться различных сфер развития и предметных областей, способов деятельности (наблюдение, экспериментирование, проект, игра и т.д.)
  • В основе события лежит совместная деятельность взрослых и детей, но не монологическая речь воспитателя
  • Событие содержит момент предьявления результатов деятельности групп детей, совместное обсуждение, проговаривание достижений и трудностей. Обсуждение полезно проводить в кругу, так, чтобы дети видели лица и реакции друг друга

  1.3 Основные понятия, используемые в рабочей программе

         

          Амплификация развития-амплификация - это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода.

          Взаимодействие-процесс воздействия различных предметов, явлений действительности друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, обусловливающий изменения в них.

         Зона ближайшего (потенциального) развития — расхождение в трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого; Зона ближайшего развития — область не созревших, но созревающих процессов; определяется теми возможностями воспитанника, которые он сам в настоящий период реализовать еще не может, но которые благодаря сотрудничеству со взрослыми (или более старшим сверстником) будут его собственным достоянием в ближайший период. Понятие зона ближайшего развития введено Л. С. Выготским; оно широко используется в возрастной и педагогической психологии при решении проблем соотношения обучения и развития. 

    Индивидуализация образования- поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.

         Педагогическая диагностика-это «оценка» затрагивающая все стороны личности ребенка, его интеллектуальную и мотивационной сферу (умственные способности к осуществлению каких-либо действий и желание их осуществлять). Для практической работы важно знание формальных нормативных характеристик детей. Несмотря на различия в темпах их развития, своеобразие их психологических качеств, необходимо представлять в общем виде норму, что позволит своевременно устранять перекосы в развитии. Для этого в Программе предлагается использовать нормативные карты.

         Развивающая предметно-пространственная среда-– часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

       Развивающая ситуация – это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями.

       

       

    1.4 Описание возрастно-психологических особенностей развития детей

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливыйчестныйзаботливый и др.

 

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

 В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детейстановится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

 

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

 Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

 ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

 Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

 Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

 Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

 

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

 Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

 Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

 В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

 Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

 Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

 Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

 Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

 

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

 Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

 Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

 МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

 При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

 В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

 Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластилина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

 Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

 Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

 

 

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

  Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

    1.5 Целевые ориентиры:

Творческая инициатива: Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел воплощается преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого мира (с использованием мелких игрушек-персонажей), а также может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании). Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).

Инициатива как целеполагание и волевое усилие: Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных материалах (лепка, рисование, конструирование). Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

Коммуникативная инициатива: Инициирует и организует действия двух-трех сверстников, словесно рисуя исходный замысел, ставя цели, планируя начальные действия («Давайте так  играть», «…рисовать»); использует простой договор ( «Я буду.., а вы будете...»), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами. Ключевые признаки: в развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнеров, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.

Познавательная инициатива –Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому  что...); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно выполняет задание по графическим схемам (в лепке, конструировании), составляет карты, схемы, пиктограммы, записывает свои наблюдения, истории (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации). Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическому языку (графические схемы, письмо). Учитывая целевые ориентиры, содержащиеся в Стандарте, авторы Программы предлагают к рассмотрению еще один тип инициативы, а именно двигательную инициативу.

Двигательная инициатива: Ребенка привлекает физическая активность, он стремится улучшить ее показатели (прыгнуть дальше, пробежать быстрее). Он прислушивается к советам взрослого относительно того, как добиться лучших результатов, и усвоив тот или иной двигательный навык, постоянно использует его. Проявляет интерес к различным формам двигательной активности (езде на велосипеде, плаванию), стремится овладеть ими. Не жалуется на физическую усталость, связывает ее со спортивными достижениями. Ключевые признаки: Интересуется у взрослого, как выполнить те или иные физические упражнения наиболее эффективно, охотно выполняет различную деятельность, сопряженную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

    1.6 Планируемые результаты

Деятельность педагога

Развитие детей

Моделирование ситуации развития посредством создания проблемной ситуации, при которой ребенок понимает, зачем ему здесь и сейчас «архиважно» осваивать тот или иной программный материал;

-обращение к опыту детей, выделение и удержание в нем предметной темы;

-обнаружение проблемы (на этом этапе важно, чтобы предмет разговора имел непосредственную связь с жизнью детей, их опытом);

-все высказывания, суждения, несовпадения во мнениях детей должны быть услышаны, так как именно они позволяют обнаружить противоречивость ситуации и обозначить проблему (задачу), которую можно решать совместно

-способность включения освоенных образовательных элементов в другие виды деятельности;

-свободный перенос опыта на другие образовательные деятельности;

-способность удерживать правила и придумывать собственные;

-способность помочь друг другу на деловой основе и не только;

-способность применять знания при взаимодействии непохожих друг на друга детей (обычные дети и дети с ОВЗ);

-возникновение субъектности за счет личного отношения к общему делу;

-способность применять знания

  1. Программно-методическое обеспечение:(возрастная группа, основная ОП, парциальные программы, педагогические технологии (таблица Приложение №1)

Возрастная группа

ООП

Педагогические технологии

Дети 5-6 лет

«Миры детства: конструирование возможностей».

 -Пальчиковые игры

-малые фольклорные жанры

-Бодрящая гимнастика

-Пальчиковые игры

-ТРИЗ

-оригами

-музыкально-дидактические игры-театрализованные игры

-мировые головоломки

-опыты, экспериментирование

-малые фольклорные жанры

-нравственно-эстетические беседы и игры

  1. Календарно-тематическое планирование:
  1. Неделя месяца / Тема

События в окружающем мире

Познавательно – исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?)

Предметный материал (смоделированные события)

Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам?.. Как это сделать?)

Художественные тексты (воображаемые события)

1

01.09 – 08.09 / «Здравствуй Детский сад»

«Встреча старых и новых друзей»

Осмотреть и обсудить изменения в группе. Как и что изменилось в нас. Познакомиться с новыми друзьями. Вспомнить и познакомить новых деток с правилами группы. Поделиться впечатлениями лета. День рождение Детского сада!

Обновить график дежурств. Создать календарь на Сентябрь

Зарисовка летних впечатлений.

Аппликация «Цветы в подарок Детскому саду»

Коллективная работа «Календарь на Сентябрь»

Буратино

2

11.09 – 15.09 / «А где ты отдыхал?»

«День города»

Почти вся группа в полном составе и впечатлений о пройденном лете нет числа. Изучить карту мира и отметить места отдыха ребят. Выяснить каким транспортом добирались до места отдыха(отметить на карте) Отметить  столицу России Москву. Патриотическое воспитание, экскурс по достопримечательностям столицы. Измерить  расстояние от Москвы до места отдыха, каждого кто выезжал из Москвы. Построить график расстояний.

Создать карту мира. Выставка достопримечательностей Москвы.

Коллективная работа «Карта мира»

Рисование «Яркие впечатления лета»

Лепка «Достопримечательности Москвы»

Книги, принесенные детьми.

3

18.09 – 22.09 /

Золотая осень

Сейчас Осень или Лето?! Сходства и различия в природе. Одежда. Дать представление  о сборе урожая, об овощах и фруктах. Как собирают урожай (корешки и вершки) Расширить представление о безопасном поведении на природе (Ядовитые грибы и ягоды) Формировать Экологическое воспитание (как мы можем сохранить природу)

Украсить группу осенними красками.  

Попросить родителей собрать и принести природные материалы для осенних работ, выставки и украшения группы.

Собираем урожай (лепка, аппликация)

Зонтики(аппликация)

Коллективная работа «Осенний букет»

Ядовитые и съедобные(рисуем)

Аппликация из газет, фантиков, рекламных листовок…

Книги, принесенные детьми

4

25.09 – 29.09 /

«Правила безопасности»

ПДД

Правила – для чего они нужны!?  Правила безопасности на дороге и светоотражатели на одежде. Знаки на дорогах, для чего и для кого они!? Нужно ли соблюдать правила безопасности в помещениях и на площадке!? Акция «предупреждающие знаки безопасности в группе и на площадке»  .

«предупреждающие знаки безопасности в группе и на площадке» (рисуют дети, ламинируем скотчем и развешиваем в группе и на площадке)  

Аппликация «Светофор»

Рисуем знаки на дорогах

Рисуем знаки безопасности  для группы и для площадки

Книги, принесенные детьми

ОКТЯБРЬ

Неделя месяца / Тема

События в окружающем мире

Познавательно – исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?)

Предметный материал (смоделированные события)

Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам?.. Как это сделать?)

Художественные тексты (воображаемые события)

1

02.10 – 06.10 / «Осенняя пора»

«День пожилого человека»

Семейные традиции! Семейное древо.

 Начинаем  фиксировать изменения в природе

 ( фотографируем площадку с детьми)

Начало созданию «реки времени» Хлеб- всему голова(вспахать, посеять, собрать урожай) А как мы можем это сделать сейчас?!

Досуг для бабушек и дедушек

Создать календарь на Октябрь

Проращиваем пшеницу

Подарки для бабушек и дедушек.

Аппликация «домик в деревне» (с контейнерами для проращивания пшеницы) у каждого получится свой огород

Коллективная работа «Календарь на Октябрь»

Корешки и Вершки

2

09.10 – 13.10 / «Повторяем алфавит»

Золотая осень

Повторяем алфавит. Изучаем летучую мышь. Маскируемся(способы маскировки животных). Изучаем деревья(сходства и отличия)

Создаём новый плакат с алфавитом

Отметить на карте мира места обитания.

 Рисуем алфавит

Коллективная работа «Осенний лес»

Рисование «Листья такие разные»

Лепка-аппликация «летучая

 Мышь».

А. Церетелли «Летучая мышь»

3

16.10 – 20.10 /

«Павлиний хвост»

Золотая осень

Павлины- самые красивые птицы. На что похож павлиний хвост?

 Жар - птица.

Читаем по слогам.

Пауки и паукообразные.

Перспектива и линейка

Подписать все уголки в группе слогами.

Создать «измеритель роста» -Сантиметр!

Коллективная работа «павлиний хвост»

Рисуем на что похож павлиний хвост

Аппликация с перспективой (задний и передний план)

«Жар-птица и Василиса-царевна»

4

23.10 – 27.10 /

«Ключи»

Золотая осень

Ключи бывают разные (Разновидности и применение) Головоломки из геометрических фигур.

Пополняем «реку времени» ключи в прошлом и сейчас.

Плакат- подсказка «Если смешать 2 или 3 цвета, что получится?»

Аппликация «Компот»

  Рисование «паук»

Игрушка из узелков

Ноябрь

Неделя месяца / Тема

События в окружающем мире

Познавательно – исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?)

Предметный материал (смоделированные события)

Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам?.. Как это сделать?)

Художественные тексты (воображаемые события)

1

30.10 – 03.11 / «Ноябрьская осень»

«День народного единства»

Фиксируем изменения в природе (фотографируем площадку с детьми).

 День народного единства.

Создать календарь на Ноябрь

Галерея  лиц (создать выставку фотографий детей и взрослых разных национальностей)

Лепка «Рябина»

Рисуем «портрет» какие мы все разные (выделяем особенности каждого человека в рисунке

Коллективная работа «Календарь на Ноябрь»

Сказки народов России

2

06.11 – 10.11 / «Жабье царство»

Поздняя осень

Изучаем лягушек и особенность жизни в болоте. Как лягушки готовятся к зиме?

 Создать мини энциклопедию по изучению Лягушек

Отметить на карте мира места обитания.

Лепка обитателей болот.

Рисуем лягушек (вид с боку, сверху и в прыжке)

«Лягушка-путешественница»

3

13.11 – 17.11 / Водоплавающие птицы

Поздняя осень

Изучаем водоплавающих птиц. Повадки и места обитания.

Создать мини энциклопедию про водоплавающих птиц

Собираем коллекцию оригами

Отметить на карте мира места обитания.

 Коллективная работа «Болото».

Оригами «Утка».

Лепка «Утка с утятами»

Рисование «Утка в движении» учимся рисовать вид сбоку, сверху, летит

«Белая уточка»

4

20.11 – 24.11 /

«Плих и Плюх»

Поздняя осень

Приключения Плиха и Плюха.

 Отмечаем изменения в природе

Вспоминаем сказку о жар-птице или о золотом петушке.

Игра «Жар-птица»

Рисуем человека в движении

Д. Хармс «Плих и Плюх»

5

27.11 – 01.12 /

Этикет

День матери

Этикет – правила поведения, вежливости и взаимоуважения!

Плакат добрых дел

Аппликация «сюрприз для мамы»

«Узелки дружбы» поделка из узелков

Стихи и рассказы о маме.

Декабрь

Неделя месяца / Тема

События в окружающем мире

Познавательно – исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?)

Предметный материал (смоделированные события)

Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам?.. Как это сделать?)

Художественные тексты (воображаемые события)

1

04.12 – 08.12 / «Здравствуй, Зимушка зима»

Фиксируем изменения в природе (фотографируем площадку с детьми).

Отмечаем начало Зимы. Как в древней Руси встречали зиму!? А как мы можем отметить начало зимы? ( Меняем осенние убранство группы на зимние.

Медведи такие разные! Изучаем повадки и среду обитания медведей.

 Создать календарь на Декабрь

Создать мини энциклопедию по изучению медведей

Создать «Ростомер» (для детей)

Отметить на карте мира места обитания.

Рисование «мой первый снеговик»

Аппликация «Медведь»

Коллективная работа «Календарь на Декабрь»

А. Горький « Про Иванушку – дурочка»

2

11.12 – 15.12 / «Готовимся к зимовке

Как готовятся лесные обитатели к зиме?

«Готовь сани летом, а телегу зимой» Наводим порядок!

Украсить группу зимними поделками

Отметить на карте мира места обитания.

Коллективная работа «Зимняя гирлянда»

Рисование «Морозные узоры»

Лепка «Снежинки»

3

18.12 – 22.12 /

Волшебное кольцо

У нас зима, а где-то лето! (путешествие по карте мира) Животные и природа. Мастер маскировки! Как животные приспособились к окружающей среде.

Энциклопедия « Мастер маскировки» (животные и окружающий мир)

Аппликация « открытка к новому году»

Рисунок «Новогодняя ёлочка

Русская народная сказка                           «Волшебное кольцо»

 4

25.12 – 29.12 /

«Ёлочка - красавица»

Новый год

Отметить изменения в природе.

Пополняем коллекцию добрых дел «Этикет»

Лепка «Каргопольская игрушка»

Поделка «Коробочка для подарка»

Аппликация «Ёлочная игрушка»

Чтение сказок народов мира.

Январь

Неделя месяца / Тема

События в окружающем мире

Познавательно – исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?)

Предметный материал (смоделированные события)

Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам?.. Как это сделать?)

Художественные тексты (воображаемые события)

2

09.01 – 12.01/ «Январь»

«Кормушка для птиц»

Рождество.

Крещение.

Фиксируем изменения в природе (фотографируем площадку с детьми).

 Знакомство с А.С. Пушкиным и его творчеством.

Изучаем дни недели

Создать календарь на Январь

Плакат «дни недели»

Создаём  коллекцию знаменитых поэтов и писателей.

Коллективная работа «Календарь на Январь

Рисование «Морозный пейзаж»

Лепка «кормушка для зимующих птиц»

Рождественская открытка

Русские народные сказки, притчи.

3

15.01 – 19.01 /

«Паровоз»

Паровозы или поезда? Пополняем коллекцию «Река времени»

Как выжить в суровых условиях зимы?

Наводим порядок в запасах на зиму, подписываем крупы.

Складываем «Паровоз»

Коллективная работа «Палаточный городок»

А. Гайдар «Чук и Гек»

4

22.01 – 26.01 /

«Суровая зима – тёплые вечера»

Вышиваем крестиком. Выясняем свойства снега (холодный, тёплый, хрупкий)  как передвигаются по снегу животные? Что человеку помогает передвигаться по снегу? Снежинки .

Рисование «Снежинка»

«Карта синих гор»

5

29.01 – 02.02 /

Животные, для которых зима лучшее время года.

Мини энциклопедия

«Грызуны»

 Пополняем коллекцию «Как нарисовать животное»

Отметить на карте мира места обитания.

Оригами «Мышка»

Рисуем крота и полевую мышку

Рассказы Пришвина.

Февраль

Неделя месяца / Тема

События в окружающем мире

Познавательно – исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?)

Предметный материал (смоделированные события)

Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам?.. Как это сделать?)

Художественные тексты (воображаемые события)

1

05.02 – 09.02 / «Февраль»

Фиксируем изменения в природе (фотографируем площадку с детьми).

Знакомство с С.Есениным и его творчеством.

Создать календарь на Февраль

Пополняем коллекцию знаменитых поэтов и писателей.

Рисуем еловую ветку.

Аппликация «Зимние мотивы»

Коллективная работа «Календарь на Февраль»

Зима в стихотворениях русских и советских поэтов.

2

12.02 – 16.02 / «Герои ВОВ»

Памятники Героям ВОВ.  Погрузиться в проблемы военного времени. Воспитывать патриотический дух детей. Экономим ЭЛЕКТРИЧЕСТВО! Проблемы глобального потепления. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ вопрос.

Выставка «Великая победа».

Пополняем коллекцию «Как нарисовать животное»

Коллективная работа «Памятник героям»

Рисование «Северный медведь»

Борис Житков «Рассказы»

3

19.02 – 23.02 /

«Старание и труд всё перетрут»

«23 Февраля»

Труд! Как труд влияет на поведение и навыки каждого из нас.

Спасательная операция « как обойти айсберги?».

Пополняем реку времени «Колесо»

Усовершенствуем календарь (числа и дни недели в кубиках)

Рисование «Хорошо и плохо»

Складываем кубики «Календарь»

Поделка «танк для защитников отечества»

Русская народная сказка «Семь Симеонов»

4

26.02 – 02.03 /

«Рыбье царство»

Речные и аквариумные рыбки. Сходство и отличия среды обитания, питание и внешние отличия рыб. Океан, река, озеро отметить на карте мира.

Мини энциклопедии « Речные рыбы» и «Аквариумные рыбы»

Отметить на карте мира места обитания.

Коллективная работа «Аквариум»

Рисование « вышиваем крестиком Золотую рыбку»

К. Д. Ушинский « Четыре желания»

Март

Неделя месяца / Тема

События в окружающем мире

Познавательно – исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?)

Предметный материал (смоделированные события)

Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам?.. Как это сделать?)

Художественные тексты (воображаемые события)

1

05.03 – 09.03 / «Март»

«8 марта»

Фиксируем изменения в природе (фотографируем площадку с детьми).

Дикие лебеди. Ядовитые растения

Создать календарь на Март

Отметить на карте мира места обитания.

Рисуем узор для вазы

Аппликация «открытка для мамы ко дню 8 марта»

Коллективная работа «Календарь на Март»

Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»

2

12.03 – 16.03 / «Пингвины»

Знакомство с В.Я Брюсовым и его творчеством.

Знакомство с пингвинами и их средой обитания

Создать мини энциклопедию по изучению пингвинов

Пополняем коллекцию «Как нарисовать животное»

Пополняем коллекцию знаменитых поэтов и писателей.

Отметить на карте мира места обитания.

Коллективная работа «Пингвины на льдинах»

Рисование «Пингвин»

Сочиняем историю про пингвина

Сказки и притчи народов Севера.

3

19.03 – 23.03 /

Неделя театра

Строим замок и помогаем портному выбраться из лабиринта.

Соседи тюлени и пингвины.

Создать мини энциклопедию по изучению тюленей

Отметить на карте мира места обитания.

Оригами «тюлень»

Рисуем узоры для украшения группы

Братья Гримм «Храбрый портной»

4

26.03 – 30.03 /

День космонавтики

Самолёты и не только.

Приключения Емели и Умели

Создать мини энциклопедию по изучению воздушных видов транспорта

Поделка «разноцветные звёзды»

 Рисование «Северное сияние»

Приключения Незнайки.

Апрель

Неделя месяца / Тема

События в окружающем мире

Познавательно – исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?)

Предметный материал (смоделированные события)

Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам?.. Как это сделать?)

Художественные тексты (воображаемые события)

1

02.04 – 06.04 / «Апрель»

Фиксируем изменения в природе (фотографируем площадку с детьми).

 

На чём реку переплыть?

Пополняем реку времени «на чём реку переплыть?»

Создать календарь на Апрель

Создать огород на подоконнике

Оригами «Лодочка»

Аппликация «Цветочный сад»

Коллективная работа «Календарь на Апрель»

Б. Немцова «Счастье Яромила»

2

09.04 – 13.04 / «Цветочный сад»

Изучаем весенние цветы.

Создать мини энциклопедию по изучению весенних цветов

Украсить группу весенними цветочками

Коллективная работа «Волшебный сад для цветочных фей»

Рисование «Цветы»

Аппликация «Цветы»

Цветик-семицветик

3

16.04 – 20.04 /

«Зайцы»

Знакомство с Н. Некрасовым и его творчеством.

Повторяем алфавит

Знакомство с Зайцами и их средой обитания

Пополняем реку времени «Алфавит»

Создать мини энциклопедию по изучению зайцев

Пополняем коллекцию знаменитых поэтов и писателей.

Пополняем коллекцию «Как нарисовать животное»

Отметить на карте мира места обитания.

Создать собственную азбуку

Поделка «Заяц»

Рисуем зайца

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

4

23.04 – 27.04 /

«ВВС»

Изучаем военные самолёты

Пополняем реку времени «Самолёты»

Создать мини энциклопедию по изучению военных самолётов

Достраиваем замок

Поделка «парашют»

 

Оригами «Самолёт»

Стихи и рассказы о ВОВ

Май

Неделя месяца / Тема

События в окружающем мире

Познавательно – исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?)

Предметный материал (смоделированные события)

Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам?.. Как это сделать?)

Художественные тексты (воображаемые события)

1

30.04 – 04.05 / «Май»

Фиксируем изменения в природе (фотографируем площадку с детьми).

Пополняем реку времени «Монеты»

Создать календарь на Май

Рисование «Весенняя клумба цветов»

Коллективная работа «Календарь на Май»

С.А. Махотин «Старшая группа»

2

07.05 – 11.05 /

День Победы

Воспитание патриотического духа детей.

Письмо солдату

Выставка храбрости и отваги.

Рисование «Солдат»

А. Гайдар «Поход»

3

14.05 – 18.05 /

Насекомые

«от гусеницы к бабочки»

Изучаем и знакомимся с бабочками и их средой обитания

Создать мини энциклопедию по изучению бабочек

Отметить на карте мира места обитания.

Рисование «Бабочка»

Чтение по запросу детей

4

21.05 – 25.05 /

Летают, но не бабочки! «Вертолёты»

Изучаем вертолёты. Сила воздушных масс.

Создать мини энциклопедию по изучению вертолётов

Оригами «Самолётик»

Поделка «Вертолёт»

Чтение по запросу детей

5

28.05 – 01.06 /

Насекомые

«Бабочки»

Продолжаем изучать огромное многообразие разновидностей бабочек

пополняем мини энциклопедию по изучению бабочек

Поделка «бабочка»

Поделка «гусеница»

Чтение по запросу детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2-й младшей группы по образовательной программе с элементами "Радуги"

В этом году (2012) всем воспитателям нужно было составить свою рабочую программу на год Хочу представить свой вариант. Надеюсь она кому-то поможет....

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по художественной литературе » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет).

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входят темы занятий на каждый месяц с датами их проведения; программное содержание занятия и количест...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...