Дидактические игры в детском саду
материал (старшая группа)

Фандеева Елена Анатольевна
Дидактические игры в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_dou.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей 5-6 лет

Дети в возрасте 5-6 лет очень любознательны, наблюдательны, у них просыпается интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи.

С расширением объема знаний меняется и характер умственной деятельности ребят. Возникают новые формы мышления. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности.

Хотелось бы поделиться несколькими играми, которые практикуются в нашей группе.

«Похож – не похож»

Дидактическая задача: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу, развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила: находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказывать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

- Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут похожими по цвету, форме, величине, материалу.

Правила игры: необходимо пройти по комнате, выбрать 2 похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти 2 предмета, в чем их сходства. Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает детям решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

«Знаешь ли ты?»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.

Игровое правило: подбирая нужные для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.

Ход игры. Воспитатель рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика и т. д. ; беседует с детьми, уточняет их знания. Раздав детям картинки, педагог предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы лежащие на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, ракетку и тд. По сигналу необходимо найти и положить к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам.

Игру можно закончить беседой о спортсменах – чемпионах соревнований, рассматриванием картин, фотографий на спортивные темы.

Затем можно предложить детям взять все это спортивное оборудование на прогулку и поиграть в спортивные игры самостоятельно.

«Вершки и корешки»

Дидактическая задача: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила: искать свой вершок или корешок только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Ход игры. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая корешки. На столе лежат овощи; дети первой группы берут в руку по вершку, а дети второй – по корешку. По сигналу воспитателя все разбегаются по участку врассыпную, после слов «Раз, два, три – свою пару найди!», ищите свою пару: к своему вершку – корешок. Игра повторяется, но условие становится в пару с одним и тем же игроком нельзя.

«Настольно-печатные игры»

«Собери картинку»

Дидактическая задача: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о разных видах труда.

Игровые действия: за определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

Ход игры. Выбирается определенная тематика, например профессии, раздаются разрезные картинки всем игрокам, и по сигналу, необходимо собрать картинку. Тех кто быстро не может выполнить правила игры, воспитатель подбадривает их, просит тех, кто быстро складывает картинку, помочь товарищу.

«Зоологическое домино»

Дидактическая задача: закрепление знаний детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание.

Игровое правило: кто первым выложит все карточки, тот и считается выигравшим.

Ход игры. На карточках изображены дикие и домашние животные. Детям раздаются картинки по 6 штук и напоминается правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход. Тот, кто остается без карточек, считается победившим в игре.

Словесные игры

«Отгадай – ка!»

Дидактическая задача: учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игровые правила: рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нем, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате.

Ход игры. Каждый выбирает себе какой-либо предмет, который находится в комнате, не смотрите на него, чтобы остальные не догадались о чем вы говорите. Воспитатель кладет камешек в руки любому играющему, тот кому попался камешек встает и дает описание предмета, После того как ребята отгадали загаданное, ведущий вновь кладет кому-либо в ладошки камешек, игра повторяется.

«Магазин игрушек»

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Игровое правило: продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.

Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом с различными игрушками. Воспитатель объясняет детям, что открылся новый магазин, но для того чтобы купить в нем игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам.

Считалочкой выбирается продавец. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры:

- Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети. Продавец подает покупателю мяч.

- Спасибо, какой красивый мяч! – говорит воспитатель и с мячом садится на стул.

Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.

«Радио»

Дидактические задачи: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Игровые правила: рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Сегодня мы будем играть в игру, называется она «Радио». Кто из вас знает, как называют человека, который говорит по радио? (диктор). Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Машей. Кто знает эту девочку?

Нового диктора выбирают при помощи считалочки.

«Испорченный телефон»

Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание

Игровые правила: передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неисправно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребенка. Если слово дошло верно то телефон исправен, если нет, то ведущий по очереди (начиная с последнего) узнает, кто «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

«Летает – не летает»

Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руки надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель будет называть предметы летающие и не летающие. Если произносится предмет, который на самом деле летает, дети поднимают руки, если нет, то руки лежат на коленях (при этом воспитатель детей путает, на нелетающие предметы поднимает руки и наоборот, дети должны быть внимательны).

«Где мы были, не скажем»

Дидактическая задача. Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Игровое правило: имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию.

Ход игры. Дети делятся на две команды и расходятся в разные стороны, договариваясь какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям должна догадаться, что делают дети. Можно предложить детям изобразить например : стирку белья, чистку ботинок, чтение книги и т. д.

Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загадывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Методический материал по теме"Музыкально-дидактические игры в детском саду"(методический и практический материал)...

Презентация "Словесные дидактические игры в детском саду"

Краткие методические указания по проведению словесных дидактических игр в детском саду...

"Дидактические игры в детском саду".

Большую роль в музыкально – эстетическом воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступ...

Дидактическая игра в детском саду

Игра  в жизни ребёнка имеет  большое  значение....

Дидактические игры в детском саду. Их содержание и значение.

Теоретический материал о дидактических играх, их значении для развития детей....

Дидактические игры в детском саду

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм....