Конспект комплексной непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Традиции. Для чего они нужны? Традиции нашего детского сада. »
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Синеглазова Надежда Юрьевна

Открытое занятие в подготовительной группе детского сада на тему "Традиции"

1. Дать детям представление о традициях в целом.

  1. Познакомить детей со старинными семейными традициями и с традициями нашего детского сада.
  2. Совершенствовать способность связно излагать события из жизни, умение строить сложные предложения, использовать в речи пословицы и поговорки.
  3. Обогащать активный словарь (традиция, оберег, старинный, традиционный, поколение)
  4. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать выводы.
  5. Воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям.
  6. Познакомить с новым видом изобразительного творчества – коллажем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему:

«Традиции. Для чего они нужны?

Традиции нашего детского сада. »

Программное содержание:

  1. Дать детям представление о традициях в целом.
  2. Познакомить детей со старинными семейными традициями и с традициями нашего детского сада.
  3. Совершенствовать способность связно излагать события из жизни, умение строить сложные предложения, использовать в речи пословицы и поговорки.
  4. Обогащать активный словарь (традиция, оберег, старинный, традиционный, поколение)
  5. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать выводы.
  6. Воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям.
  7. Познакомить с новым видом изобразительного творчества – коллажем.

Оборудование и методическое обеспечение: мультимедийная доска, компьютер, мультфильмы «Домовенок Кузька», «Дом для Кузьки», электронная презентация «Традиции нашего детского сада», «Полоса препятствий» для проведения эстафеты, каравай, картинки и заготовки для коллажа, клей, ножницы, фломастеры, бумага, аудиозаписи русской народной музыки.

Ход занятия.

Звучит русская народная музыка. Дети заходят в зал. Их встречает педагог в народном костюме с караваем в руках.

Педагог:

- Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас здесь видеть! Милости прошу!

Дети садятся на стульчики.

- Ребята сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы будем говорить о традициях. Что же такое «традиция»? Для чего традиции необходимы в жизни человека? Какие традиции есть в наших семьях? Какие традиции существуют в нашем детском саду?

Писатель А.М.Горький сказал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Эта цитата часто употребляется, когда речь идет об истории любого народа, о его культурных традициях, обычаях и обрядах.

Традиция, ребята, это то, что передается из поколения в поколение, наследуется от старших младшими. Это обычаи, установившиеся порядки в поведении, быту. Например, традиции отмечать в семейном кругу какой-нибудь праздник.

Давайте подумаем и назовем, какие могут быть традиции? (национальные, семейные, школьные и т.д). Приведите свои примеры.

Примерные традиции:

  • Традиция собирать и хранить семейные фотографии.
  • Традиция отмечать дни рождения и другие праздники всей семьей.
  • Традиция устраивать домашние чаепития по выходным.
  • Традиция пускать в новый дом первой кошку.
  • Традиция отправляться в поход каждое лето….

 - Все семьи разные. А чем же они отличаются? Конечно же своими обычаями, привычками, традициями. Как вы думаете, ребята, а для чего вообще человеку нужна семья? Что такое «семья»? (Ответы детей)

- Назовите членов вашей семьи? Например, моя семья – это я, Надежда Юрьевна, мой муж Владимир, мои дочери Анастасия и Дарья и мой сын Георгий. Еще у нас есть бабушки моих детей Нина и Любовь и дедушка Юрий. Это все близкие родственники (Ответы детей).

- Хорошо, ребята. А теперь давайте с вами вспомним, какие вы знаете пословицы о семье?

Проводится аукцион пословиц и поговорок о семье. Побеждает команда, которая назовет пословицу последней. Примеры:

Дом вести – не рукавом трясти.

Когда семья вместе, то и душа на месте.

Дети не в тягость, а в радость.

Семейные нелады доведут до беды.

В родной семье и каша слаще.

Без корня и полынь не растет.

И другие…

Подведение итогов.

(Показ отрывка из мультфильма «Домовенок Кузька»)

Неожиданно в зале появляется Домовенок Кузька.

 - Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!

Я веселый домовой

Приношу я в дом покой.

Подружитесь-ка со мной!

Ну, а звать меня Кузьмой.

А пришел сегодня я

Чтоб поздравить вас, друзья.

С днем семьи вас поздравляю, много радости желаю.

(оглядывает детей в зале)

Вот так чудо-малыши! До чего же хороши!

А теперь все посмотрите,

Да смекалку проявите.

Приготовил я загадки. Слушайте внимательно. Кто первый отвечает, баллы получает. (Загадывает загадки о семье)

- Кто загадки отгадает, тот родных своих узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой –

Вовсе думать вам не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дяди или тети,

Непременно вам друзья.

Вместе вы – одна СЕМЬЯ!

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

Кто милее всех на свете?

Кого очень любят дети?

На вопрос отвечу прямо:

- Всех милее наша…. (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -  

Это наш любимый… (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… (бабушка)

Кто всю жизнь работал?

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей?

Уважал простых людей?

На пенсии он много лет,

Нестареющий наш… (дед)

Кто веселый карапузик –

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка –

Это младший мой… (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка –

Моя старшая… (сестренка)

Мамы старшая сестра –

С виду вовсе не стара.

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

Говорит мне: «Здравствуй!» (дядя)

Педагог:

- Кузька, ребята, наверное, уже засиделись. Я предлагаю вам вместе немного размяться и провести веселую эстафету «Семейные хлопоты». Ребята разобьются на команды. Ну а тебе я предлагаю посоревноваться вместе с ними в составе одной из команд.

(Проводится эстафета)

Педагог:

 - Какой чудесный праздник у нас получается! Просто сказка! Но вернемся к нашей главной теме, к традициям. Ребята, сейчас в эстафете вы выполняли ту работу, которой обычно занимаются вы, ваши мамы и папы дома. То, что принято делать в ваших семьях. Но ведь мы с вами здесь, в детском саду, живем тоже одной большой дружной семьей! Давайте познакомим нашего гостя с нашими традициями и обычаями. Кузенька, устраивайся поудобнее и смотри на экран. (Показываю презентацию о традициях нашего детского сада с комментариями).

Неожиданно Домовенок Кузька начинает плакать.

Педагог:

- Ой, Кузя, а почему ты плачешь? Чем же мы тебя огорчили?

Кузя:

 - Вот попал я к вам сегодня на праздник. Так у вас тут весело, интересно. Смотрел, смотрел я на всех, и вдруг вспомнил, что я-то без дома, без семьи остался! Ой, беда-беда, огорчение! В праздник без семьи нельзя. Помогите мне, друзья!

(На экране демонстрируется отрывок из мультфильма «Дом для Кузьки», где разрушают дом Кузьки).

Педагог:

- Ну-ка, Кузя, улыбнись! Да вокруг оглянись!

Здесь девчонки и мальчишки –

Озорники и шалунишки.

Тебе спешат они помочь,

Прогонят скуку, горе прочь.

Они тебя понимают.

Даже сказки про тебя в группе читают.

А садик – твой дом родной.

Ты охраняешь здесь наш покой.

Мы будем все твоей семьей.

Кузька:

 - Спасибо, ребята, я все понял!

Озорные и смешные, маленькие и большие,

Воспитатели, дети и я – мы теперь одна семья!

Как же рад сегодня я!

Есть и у меня семья!

Дружно за руки беритесь,

И в кружочек становитесь,

И на празднике на нашем

Одной семьей мы дружно спляшем.

(Танец детей и Домовенка Кузьки под музыку «Заяц-попрыгун»)

Педагог:

- Отлично отдохнули и развеселили Кузю, ребята!

А теперь я предлагаю нам всем вместе сделать для нашего гостя один большой подарок. Помните, у вас было домашнее задание, где вы вместе со своими родителями и другими членами семьи создавали свои семейные фамильные деревья? Потом мы устраивали конкурс, вы сами выбирали лучшее фамильное дерево. Давайте посмотрим на некоторые из них. (Демонстрирую ребятам на экране подборку работ).

Кузя (восхищенно):

 - Вот это да! Ребята, какие же вы молодцы! Столько много всего умеете!

Педагог:

 - Ребята, я предлагаю вам сейчас всем вместе создать такое же фамильное дерево из наших с вами фотографий для Кузи на память. Проходите, рассаживайтесь за столы. Там для вас уже все необходимое приготовлено. Вы будете вырезать свои фотографии  и наклеивать на одно большое дерево. В помощь вам так же есть цветная бумага, чтобы ваши образы получились еще ярче. Ее вы можете использовать, например, для создания причесок. Этот коллаж мы потом и подарим Домовенку на память.

(Творческая деятельность)

Вывод:

Сегодня мы с вами познакомились с понятием «традиция». Узнали, какими могут быть традиции. Встретились с Домовенком Кузькой. Поиграли, познакомили нашего гостя с традициями нашего детского сада и помогли обрести ему семью. Ну а сейчас, я, как хозяйка нашей сегодняшней встречи, приглашаю всех вас на чаепитие с караваем. Это, кстати, еще одна давняя русская традиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Лунтик в гостях у детей в детском саду» ( для детей средней группы имеющих ЗПР)

Закрепление темы " Фрукты " в нод, с испольованием современных образовательных технологий : игровых,здоровьезберегающих  и ИКТ технологий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Маша идет домой»» для младшей группы детского сада

Непосредственно образовательная деятельность по теме «Маша идет домой» образовательная область «познавательное развитие». Цель: Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами путем обследования...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Сокровища морского царя» по обучению детей плаванию в детском саду

Тема: Сокровища морского царя.Цель. Организация активного отдыха детей. Задачи: 1. Упражнять в технике выполнения согласования движений рук и ног при плавании кролем на груди.2. Развивать на...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как дикие животные готовятся к зиме» для детей средней группы

Цель: познакомить детей с особенностями подготовки диких животных к зиме.Задачи:Образовательные: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении жив...