статья "Детский сад и семья - единое педагогическое пространство"
статья

  Любовь Николаевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_i_semya.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

2019

Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто. В. А. Сухомлинский 
Сегодня мы вступили в такой период развития нашего общества, когда педагогическая культура родителей является одним из главных принципов выполнения каждого гражданина своего долга перед обществом – воспитания молодого поколения. Полноценное развитие ребенка зависит от того, насколько высок уровень педагогической культуры родителей. Роль семьи в обществе очень велика, только в семье ребенок овладевает первичными навыками, получает необходимые знания, которые необходимы для комфортной адаптации в обществе. Именно в семье ребенок учиться овладевать нормами поведения, знакомится с основами нравственности человека, зарождается внутренний мир и личностные качества маленького человека. А дошкольное детство – это очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется фундамент будущей личности. Огромную роль играет дошкольный возраст и в социальном развитии ребенка: складывается первичная направленность личности. Впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти всю жизнь, а упущения этого периода оставляют отпечаток и очень трудно поддаются корректировке в дальнейшем. Поэтому значение среды, в которой живут дети дошкольного возраста очень важно. 
Сегодня каждый день из источников СМИ можно услышать о сложной судьбе ребенка. Да, мы живем в непростое время: зачастую дети лишены заботы, внимания, любви. В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают трудности; усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи; изменяются общепринятые нормы поведения. Отсюда отчуждения между родителями и детьми настолько велико, что эта проблема приобрела масштабный характер. Далеко не все родители имеют достаточный уровень культуры и педагогические знания, которые так необходимы для воспитания собственного ребенка. Вот почему главные усилия педагогов дошкольных учреждений должны быть направлены в первую очередь на повышение педагогической культуры родителей путем просвещения, улучшения семейного микроклимата, совместное формирование полноценной личности ребенка.
В каждом дошкольном учреждении накоплен опыт сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, физического, художественного восприятия и развития детей. Формирование активной педагогической позиции – задача каждого педагога. Такое взаимодействие должно реализовываться поэтапно. Правильно организованная работа должна носить обучающий характер.
За период работы с детьми с ограниченными возможностями в психофизическом развитии я столкнулась со многими проблемами – это и агрессивное поведение детей, неумение общаться друг с другом, нежелание познавать что-то новое. Эти и многие другие задачи нельзя решить без активного участия родителей. В работе с родителями я выделила главные задачи: изучить дифференцированный подход; выделить как традиционные, так и новые активные формы; проследить организацию взаимодействия семьи и детского сада.
Главным условием успешного взаимодействия между педагогом и родителями являются доверительные отношения. Установить контакт необходимо так, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиваться успеха, уверенность в своих силах. Здесь предпочтение я отдаю беседам, в ходе которых выясняю, какие вопросы интересуют родителей, что беспокоит в поведении ребенка, как решить проблемы, которые возникли из-за незнания родителей. Конечно, не все родители идут на контакт. Во многих семьях мамы в силу своей занятости к процессу воспитания привлекают своих родителей, что в большинстве случаев отрицательно сказывается на воспитании ребенка. Чтобы установить доверительный контакт с такими семьями, я использую сочетание различных видов деятельности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок, но и непосредственно показать им образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать нужную информацию. Это стенды «Для Вас, родители» - где располагаю информацию о повседневной жизни группы, «Чем занимались Ваши дети сегодня»- где помещаю выписки из календарных планов, «Советы и рекомендации» - обсуждения текущих вопросов. К каждому празднику в группе оформлены тематические стенды и выставки. Каждая выставка – это итог кропотливого труда и мало кого из родителей оставляет равнодушным.
Российское общество переживает обновление всех сфер. Современные родители активно ищут способы воспитания интеллектуального развития детей, ориентируясь на посещения разного рода кружков, иногда в ущерб физическому развитию своего ребенка. И очень важно, чтобы интеллектуальное развитие шло параллельно с физическим развитием.Именно в таком согласованном процессе формируются двигательные действия и положительные установки на будущую учебную деятельность в школе. Только посредством тесного взаимодействия детского сада и семьи могут быть реализованы благоприятные условия на совместную деятельность по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни. Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье, а важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Это способствует не только укреплению здоровья и развитию ребенка, но установлению благоприятного семейного микроклимата. 
К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение игрового пространства детства. На детских площадках не увидеть дворовых компаний, забыты скакалки, городки. Я предлагаю родителям вспомнить игры, в которые они играли в своем детстве. Дети с удовольствием разучивают их вместе со своими мамами и папами. А затем понравившуюся игру мы включаем в соревнования, спартакиады, праздники. Это переносит детей в особый мир отношений и переживаний; дети учатся добиваться успеха. Известный санкт-петербургский этнограф И. И. Шангина в своей книге «Русские дети и их игры» отмечает: «В русском языке 18-19 веков слово «играть» применительно к ребенку было идентично словам «жить», «дружить». Игра моделировала ситуации, требовавшие от человека всех его душевных и физических сил. Дети приучались преодолевать трудности, боль, сохранять выдержку в трудных обстоятельствах, не таить зло на обидевшего их человека. С помощью игры усваивались представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. В играх развивалось товарищество, взаимопомощь, уважение к сопернику. Игра, кроме того, позволяла тренировать свою физическую силу, ловкость, скорость, а также развивать различного рода способности, заложенные в человека».
Такая работа не только сплачивает семью и повышает ее педагогическую культуру, но и доказывает родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно для развития их собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

детский сад и семья - единое педагогическое пространство

совершенствование общения педагогов и родителей...

Анализ творческой деятельности по теме самообразования: «Технология формирования единого педагогического пространства»

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства воспитателей, связующим в единое целое всю систему работы детского сада, является методическая работа. Роль методической работы значительно воз...

Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...

Консультация для родителей. Детский сад и семья – единое образовательное пространство.

Семья – уникальная воспитательная среда, детский сад – специфический воспитательный феномен – это равнозначные, взаимодополняемые “объединения”, необходимые для правильного личностного и социального р...

Детский сад и семья – единое образовательное пространство.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи...

статья Сухомлинского В.А. на тему: "Детский сад и семья - единое образовательное пространство".

Статья о взаимодействии воспитателей и родителей в период дошкольного развития ребенка, роли и задачи каждой из сторон, формы и способы взаимодействия между ними....

Детский сад и семья - единое образовательное пространство

Мы в нашем детском саду стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных и нетрадиционных  форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничес...