Консультация для родителей: «Что такое «Посиделки» в про-грамме «Детский сад – Дом радости»
консультация

Смирнова Елена Викторовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

                                                                    

Консультация для родителей: «Что такое «Посиделки» в программе «Детский сад – Дом радости»

Елена Викторовна Смирнова,  воспитатель  ГБДОУ детский сад № 112

Фрунзенского района  Санкт-Петербурга

Подготовка ребёнка к школе – ответственейшая задача каждого воспитателя. В нашей Программе «Детский сад – Дом радости» на первое место ставится задача содействовать тому, чтобы воспитанник захотел идти в школу с тем, чтобы там учиться! Автор программы Крылова Н.М. акцентирует наше внимание на необходимости развития у дошкольника на основе самосознания философского взгляда на себя и окружающий  мир.

В первые годы нашей работы (а это уже длится более 20 лет) слово «философия» да ещё применительно к детям, пугало. Но сценарии с подробной разработкой, что и как делать, представленные в программе и технологии «Дом радости», опыт работы на их основе, убедили, что данная задача и доступна, и главное, интересна не только детям, но и мне педагогу.

По своей природе я – творческий человек, люблю писать стихи, придумывать разные истории, в общем, люблю играть! Поэтому так легли на сердце предложенные авторские сценарии, потому что их осуществляем главным образом в игровой форме. Такая форма была названа автором «Посиделки». Проводится она во вторую половину дня, как правило, по пятницам.

Программа  ориентирует педагога на работу с ребенком в двух взаимосвязанных направлениях: первое — на всемерное овладение методикой развивающего обучения, научные основы которого были разработаны отечественными учеными в 70-80-е гг. (А.В. Запорожец, А.М. Леушина, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, П.Г. Саморукова, В.И. Логинова, и др.); второе направление — поддержка процессов саморазвития, которые интенсивно осуществляются у  детей, но особенно ярко у одаренных воспитанников (Н.Н. Поддьяков).

Особое значение для развития потребности учиться, как подчёркивает Н.М. Крылова во многих своих публикациях,  имеет рефлексия замысла. Она, как главный механизм обогащения развития интеллектуальной культуры, творческого мышления человека, выполняет роль системообразующего фактора организации когнитивной сферы ребёнка. Овладение  умениями ведёт ребёнка к тому, что каждое знание, осознаваемое им как новое, превращается не просто в его собственное знание, а в его переживание и сопереживание, в мотивацию действий. Умение осуществлять рефлексию замысла характеризует уровень развития ребёнка как личности, способной к выбору на основе предвосхищения последствий результата деятельности. (Б.Г.Ананьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев,  и др.).

Таким образом, становится  понятно, что философствование шестилетнего ребёнка – это   новый способ познания им окружающего мира и себя в нём — результат системы воспитания за все предшествующие годы образования по технологии “Детский сад - Дом радости”. 

Одновременно, возникшая у воспитанников потребность в философии — это старт для открытия принципиально новых возможностей  у детей подготовительной группы.

«Посиделки» — как игра является полифунциональным средством образования дошкольника, так как может использоваться профессионалом как метод,   форма или  условие содействия шестилетнему философу  в овладении  им такими творческими путями познания, как:

 систематизация знаний;  

— эвристическое открытие  дискурсивным (выводным) путем противоречивости ранее сформированных систем знаний;

 воссоздание  целостного образа границ своего знания;

самостимуляция потребности в  творческом открытии нового, но при этом, радостным признанием непознаваемости познаваемого, то есть безграничности, многогранности познания окружающего мира и себя как неповторимой индивидуальности.

Игровая форма «Посиделок» очень напоминает игру “Что, где, когда”, в которой каждый участник очень важен для группы, он даёт идеи, вместе со всеми их рассматривает, может ошибаться и никто на него не обижается, не оценивает.

Инициатива философствования может принадлежать  педагогу или  кому-то из детей. Такая игра проводится только тогда, когда всем детям тема хорошо известна. Речь участников сохраняется в форме ситуативности, т.е. недосказанная, эмоциональная, дополненная жестами, интонацией и мимикой. Главный инструмент ведущего игру  высказать интонации сомнения, удивления, восхищения  и изредка, как намёк, изображение действия или жест, направляющий внимание участника на часть предмета.

Метод “посиделок” строится каждый раз по-новому, “по живому” усилиями его участников и потому всегда оригинален, неповторим. В нём складывается возможность развернуть участникам цепь умозаключений, переходящую в рассуждение, что и является истинным проявлением у каждого мышления как процесса. Ребёнок может дискурсивным, опосредованным путем открыть новое для себя знание. Главным, подчёркивает Н.М. Крылова, является знание из области морали, которые преобразуются  самим ребенком в его нравственные знания.

Предлагаем систему вопросов, с помощью которых взрослый содействует восхождению дошкольником к нравственному знанию ().

  1. В.: Расскажи о том предмете, животном, о котором ты знаешь ВСЁ!

Такая постановка вопроса коварная, но она позволяет собеседнику открыть границы его знаний. Надо терпеливо выслушать до тех пор, пока собеседник не скажет: «Всё я рассказал, больше уже не знаю».

2. В.: Молодец, очень много знаешь. Значит, ты рассказал  Всё, что знаешь ты?! (Лукаво). А я ещё знаю о чашке (о кошке). Хочешь ещё узнать?  

 Слушай. (Рассказываете). Что же  ты сейчас  узнал нового?

   3. В.: Ты так много рассказал, да я тебе добавила. Ты да я теперь ВСЁ знаем о чашке (о кошке)? (Нет, наверно, ещё можно узнать).

  1. Верно, а ГДЕ можно узнать? (Спросить, прочитать).

   5. А ЗАЧЕМ нужно узнавать новое?

Это и есть главный вопрос, ради него проводится этот диалог! Ребёнку нужно содействовать в открытии нравственного значения знаний для человека. Автор подчеркивает необходимость насыщения этой познавательной игры музыкальным сопровождением, опробованием разных продуктов, наполнением запахов и т.д.

Теперь я хочу рассказать об опыте познавательно-речевого развития детей в форме игры «Посиделки о лесе». Логика проведения такого вечера была разработана автором. Но мне всегда хочется внести своё как артисту в предлагаемую драматургом роль. Ведь недаром говорят: «одинаковая мучка, неодинаковые ручки».

Сразу хочу подчеркнуть, что изюминка подготовки заключается в том, что  с каждой из четырех  подгрупп детей я более глубоко работаю над уточнением знаний об одном этаже леса. Поэтому когда все дети собираются  вместе, знания у них разные. Про один «этаж леса» – «ясные», а про три других «этажа» – «неясные» (так их называет Н.Н. Поддьяков).

Важна  и такая особенность нашей работы как наполнение познавательно-речевым содержанием разных режимных моментов  в течение дня.  Такой подход является тоже особенностью разработанной в технологии «Дом радости».

Приведу пример посиделок «Этажи леса »с детьми  подготовительной группы.

Вторая половина дня. Подъём. Звучит мягкая музыка П.И. Чайковского.

Дети надевают майки, проходят в туалетную комнату, моются, садятся на ковёр.

Включается музыка К.Сен-санса «Карнавал животных». Дети изображают   разных животных.

Далее музыка меняется  для общего спортивного танца – музыкальная разминка.
После разминки я обращаю внимание детей на то, что за окном холодно, а у нас в группе тепло. И спрашиваю, из каких материалов строят дома люди

Владение детьми культурой полилога позволяет выстраивать содержательное и эмоционально насыщенное общение. От обсуждения знаний детей о домах (материалах, видах построек) логично перейти

к главной теме: « Есть ли дома у лесных жителей?» Потом предложить разобраться и расселить всех по « этажам». 

Показываю четыре мольберта. На столах, под экологическим окном (фотообоями), подготовлены картинки животных и растений, которые ярко связаны между собой экологическими зависимостями. Дети, которые привели себя в порядок первыми, будут их рассматривать, рассуждать, подбирать в группы и расставлять на мольбертах: клевер, пчелы, бабочки; мухи, лягушки, дождевые червяки и т.д. 

Дети спокойно между собой решают задачи.
После этого можно предложить детям проверить свой внешний вид и пригласить поиграть в хороводную игру « По малину в сад пойдем…»
Затем я  вновь спрашиваю у ребят, а какое же задание мы решили выполнить и предлагаю проверить, что же у них получилось. 

Дети подходят к мольбертам, по очереди проверяют.
Дальше начинается первая часть « Посиделок» её цель: открыть границы знаний о лесе.

Я спрашиваю  у детей, а все ли мы знаем о лесе? (Это главный вопрос первой части «Посиделок») Затем предлагаю отправиться в лес и там послушать умные ответы детей

Идем под песню (В.Шаинский «Вместе весело шагать…»
Дети подходят к фотообоям и дальше можно обыгрывать ситуацию по разному, проявить творчество.

Включить запись кукушки «Звуки леса».Использовать стихи о лесе. Вспомнить В. Бианки, как он вел наблюдения в лесу и т. д.
Мы вместе рассматриваем мольберты, на которых прикреплены изображения разных животных и я  предлагаю посмотреть сначала, что делается под землей. Но, чтобы попасть туда надо превратиться в червяков или кротов…Здесь опять нужно использовать музыку и стихи, пословицы… Я использую свои стихи. Все должно проходить весело и быстро.
Давайте превратимся в того, кто живет под землей, в червяков! Волшебные слова :  -Лес , лес, полный чудес, Раз, два, три. В червяков нас преврати . Поползли червячки.
-Червяки, проройте ход,
Просит грустно старый крот,
Трудно стало землю рыть
И в амбар зерно носить,
А у вас, червей, сноровка,
Вы работаете ловко!
Ребята «подползают»  к подземному дому и я   предлагаю рассмотреть почву в банке.
Дальше задаю вопрос, кого же дети расселили под землей?
Необходимо выслушать несколько ответов детей, которые на мольберте разложили картинки лесных обитателей, связанных между собой. Поддержать и тех, кто будет дополнять и уточнять рассказ собеседника.
Затем дети по одной картинке несут на наборное полотно и расставляют в нижнем кармане .
Я предлагаю проверить и назвать признаки:
1. Все жители подземного этажа живут в почве.
2.В почве живут животные!
3.В почве есть корни растений!
4. А еда там для животных есть?
Дети отвечают на вопросы.
Я прошу зафиксировать результат - загнуть пальчики и сосчитать сколько признаков получилось , а сама бросаю в корзинку шишки.
Раздается голос кукушки или другой птицы - он   зовет всех дальше.
Этот алгоритм повторяется четыре раза. Летим на поляну, заселяем второй этаж. Потом кукушка зовет ребят на третий этаж, где растут кустарники и живут обитатели этих мест, потом   на четвертый.
На четвертом этаже можно угостить ребят орешками .
Потом я подвожу итог первой части « Посиделок», задаю вопрос : Что же у нас получилось?(Дом!)
Сколько этажей?(Четыре)
И может ли обойтись первый этаж без второго, третий без первого и т. д.
Все этажи важны и друг без друга обойтись не могут.

После подведения итога начинается вторая часть « Посиделок».
Я предлагаю сесть на полянке и отдохнуть. Задаю вопрос: Много ли вы знаете о лесе? А хотите  еще узнать?
Здесь я сообщаю детям новую информацию о лесе.
На этом вторая часть заканчивается.
Третья часть «Посиделок»
Я говорю детям:
-Вы знали много, да я вам еще знаний добавила! Вы Да я… много получилось..
А все ли мы теперь знаем о лесе? Нет конечно! 

А что вы еще хотите узнать о лесе?
А где об этом можно узнать? А еще где?
Ну, теперь самый важный вопрос…Зачем столько знать о лесе?
 

Давайте вместе Землю украшать
Сажать сады, цветы сажать повсюду…
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна-
Неповторимая, ранимая, живая!
Прекрасная, хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Е. Смирнова.


Посиделки-в старой русской деревне зимняя вечеринка молодежи сопровождающаяся каким-нибудь занятием, ручной работой.

                      Из словаря Ожегова.


Список литературы

  1. Н.М.Крылова В.Т.Иванова Детский сад-дом радости подготовительная к школе группа 1996 г
  2. «Философия детям?!» 2000г
  3. М:»Советская энциклопедия»,1969-78
             (Вечеринка… сопровождались различными рассказами, песнями, забавами.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое детское проектирование?"

Описание этапов проектирования, основные виды проектов в ДОУ...

Консультация для родителей "Что такое адаптация к детскому саду?"

Психологические особенности протекания процесса адаптации у детей раннего возраста. Уровни адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая....

Групповая консультация для родителей "Что такое детская самооценка"

Что такое детская самооценка? Как она формируется? Как формировать адекватную самооценку? Самооценка - это то, как человек оценивает себя, свои возможности и поступки. Мы постоянно сравниваем себя с д...

Консультация для родителей «Что такое детское экспериментирование»

Что такоедетское экспериментирование?По мнению многих педагогов, экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, ...

Консультация для родителей "Что такое детское словотворчество"

Детское словотворчество приходится на период 2.5-3 года. Оно состоит в том, что при общении со взрослыми и сверстниками иалыши включают в свою речь слова такой структуры, которые не используются в язы...

Консультация для родителей Что такое «музыкальный руководитель» в детском саду

     Музыкальный руководитель  не только затейник (кстати, умению радоваться, тоже нужно учиться!), оригинальный и универсальный   мастер, с достоинством заявивший...