Формирование устойчивого интереса к различным видам изобразительной деятельности и развитие мелкой моторики у детей с ТНР
статья

Лихобабина Любовь Ивановна

Формирование устойчивого интереса к различным видам изобразительной деятельности

и развитие мелкой моторики у детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование устойчивого интереса к различным видам изобразительной деятельности

и развитие мелкой моторики у детей с ТНР

Рисование, лепка, аппликация  - любимые детские занятия. Процесс создания рисунка, поделки у малышей приближается к игре. Вначале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребенок начинает вкладывать в рисунок, лепку конкретное содержание. След на бумаге, вмятины на пластилине приобретают для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности. Ведь теперь малыш способен в рисунке, лепке, аппликации создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает возможность перенести свои переживания на бумагу.

     Маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно: то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? К счастью,

 существует удивительный мир игрушек, в котором куклы и мишки ходят в гости, обращаются за помощью, когда болеют. Игрушки сразу и с пользой для себя «употребят» все, что нарисовал, вылепил или наклеил малыш.

     Объединяя игру с обучением, мы приобретаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых, бесполезных (с точки зрения ребенка) учебных заданий. Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать у детей желание овладеть учебным содержанием, создавать мотивацию учебной деятельности, в игровой форме руководить и оценивать работу; доставлять ребенку удовольствие от полученного результата и от возможности использовать его в игре.

     Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что он создал, но и трогает, берет в руки, изменяет. Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умений зависит от владения собственными  руками,  а не ножницами,  кисточкой,  карандашом. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для освоения.

     Чтобы повысить интерес к работе  с пластилином,  на одном из первых занятий по лепке я  внесла колобка, которого  можно было надевать на палец. Колобок появился в группе неожиданно; он умел не только мог разговаривать и петь песенки, но и знал волшебные слова, помогающие освоить приемы лепки. Дети с нетерпением ждали  каждого появления.

Встречали Колобка приветствием:

 

                    Здравствуй, славный Колобок!

                    Ты куда спешишь, дружок?

Колобок:     Тороплюсь я в детский сад,

                     Сегодня лепка у ребят.

                     Я пришел к вам не одни,

                     Здесь, в коробке, пластилин.

(Колобок вместе с воспитателем раздает детям пластилин).

                     Пластилин закрой ладошкой,

                     И согрей его немножко

                     На ладошке покружи,

                     С каждым пальцем подружи.

(по показу воспитателя дети выполняют кругообразные движения на ладошке, затем прокатывают кусок пластилина по всем пальцам по очереди).

Затем следуют волшебные слова:

                   Пластилин, катись, катись, катись,

        В круглый шарик превратись!        

или        И в колбаску превратись.

(в зависимости от того, какая форма нам необходима для поделки).

     В своей работе я использовала книгу «Обыкновенный пластилин», Барбары Рейд, в которой нашла множество простейших, но очень эффективных приемов и способов лепки, понятных и доступных детям.

Основные элементы: шарик. яйцо. блинчик, капля, конус, змейка, колбаска, цилиндр, шар, лента. Дети научились лепить эти формы, а из них можно лепить практически все.

Самое главное, если что-то не получилось, можно все смять и сделать заново, или «нарядить» (украсить шарфиком, надеть юбочку, косынку из конфетных фантиков).  

Дети поверили в то, что могут лепить интересные поделки из простых элементов, причем совершенно самостоятельно после двух-трех занятий.

Очень любят дети лепить пластилиновые картинки, ведь их можно унести домой, подарить.

Объемные работы выставляем для общего обзора, оформляем как тематическую выставку или, используя дополнительный демонстрационный материал, обыгрываем. Удачные поделки (при желании) дети могут унести домой.

     Аппликация – один из самых простых и эффектных способов работы с бумагой. Элементарные навыки работы с клеем, кисточкой, салфеткой дети получают в младшей группе, в средней группе – начинают осваивать работу с ножницами: учатся правильно их держать, сжимать и разжимать кольца. Этот процесс требует значительного напряжения, внимания и воли. К сожалению, не все дети, которые приходят в коррекционный детский сад в 5-6 лет умеют пользоваться ножницами. Таких детей первоначально учила резать узкие полоски, выполняя игровые задания: вырезаем билеты для игры в «Цирк», «Театр», чеки для магазина, талоны для игры в «Больницу». Игровая форма повышала интерес детей к процессу. В непринужденной игровой обстановке легче усваивались приемы использования инструмента. Наблюдая за работой каждого ребенка, оказывала своевременную помощь, поощряла усилия научиться правильно и красиво вырезать фигуры.

     Эстетический эффект детских аппликаций зависит от цвета бумаги, формы и цветового

решения заготовки для фона. В работах, где не требовалось однозначное решение, я предлагала детям выбрать  цвет фона по желанию. В некоторых работах предлагала дорисовать мелкие детали фломастером (ветки деревьев в работе «Мы построили скворечник»). Таким образом, предметное изображение получило сюжетно-тематическую трактовку, что, естественно, повышало интерес к результату творчества. Выполнение программных задач по аппликации осуществлялось путем постепенного усложнения содержания заданий на интересном для детей  материале, , а также по мере освоения приемов вырезывания с учетом условий задания.

     Рисование – художественная, творческая деятельность и она должна быть эстетически, эмоционально окрашена. Очень важно научить детей видеть красоту окружающего мира: ясное голубое небо;  небо с белыми пушистыми облаками; дерево, укрытое пушистым снегом; зеленую полянку, усеянную желтыми одуванчиками и многое – многое другое. Вначале я обращала внимание детей на красоту предметов и явлений, давая им образную характеристику. Постепенно дети научились сами замечать в окружающем новое, необычное, красивое.

     Для формирования устойчивого интереса к занятиям я использовала всевозможные приемы:

- внесение красивых игрушек, предметов декоративного искусства.

- рассматривание  репродукций картин и иллюстраций,

- чтение поэтических  произведений, отрывков из знакомых сказок.

        - игровые задания

Для того, чтобы рисунки детей были более выразительны и привлекательны, я научила использовать в рисовании различные кисти. Щетинистая, жесткая кисть при рисовании тычком помогает изобразить пушистый снег на ветках, мех  зверей, крону деревьев с разноцветными листьями, цветущие сады, облака и многое другое. Тычок с резиновым окончанием (карандаш с резинкой) поможет нарисовать круги одинаковой величины: точки на шляпке мухомора, ягоды, бусы, повторяющиеся элементы в декоративном узоре

Таким образом, изобразительная деятельность детей обогащается не только по содержанию, но и по способам изображения.

     Одной из задач, которая решается на всех занятиях изобразительного блока, является развитие мелкой моторики. Особенно актуальна эта проблема для детей с тяжелыми нарушениями речи. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев стимулируя активную деятельность  распложенных по соседству речевых зон., Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук  является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Для совершенствования мелкой моторики пальцев рук в план  совместной и непосредственно образовательной работы с детьми по изобразительной деятельности    я включаю игры и упражнения пальчиковой гимнастики, связанные с лексической темой. Упражнения  в сочетании с речевым сопровождением в стихотворной форме вызывают у детей интерес и эмоциональный настрой и позволяют достичь желаемых результатов.

 

     

1. Аксенова М.В. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи / Дошкольное воспитание, 1990, № 8.

2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Выступление на семинаре: Развитие моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Игры и упражнения для развития моторики. Пособия...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...