Проект "Волшебный мир звуков"
проект

Кравчук Анастасия Андреевна

Предлагаю вашему вниманию проект по исследованию музыкальных и немузыкальных звуков. Погружение в мир звуков поможет детям развить слуховое внимание, способность рассуждать об услышанном; совместное со взрослыми творчество, исследование и экспериментирование обогатит слуховой, двигательный и эмоциональный опыт детей, укрепит их познавательную активность, подарит радость творить и созидать, разовьет фантазию и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Волшебный мир звуков80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию  Администрации города Улан-Удэ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД  84 «СНЕГУРОЧКА» ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ  ГОРОДА УЛАН-УДЭ

Проект "Волшебный мир звуков"

Характеристика проекта:

По виду:  музыкально -исследовательский.                                                                                                            По длительности : долгосрочный                                                                                                         Участники проекта : воспитатели и дети средней группы .                                                                                                            

Проблема:

Детям 5-го года жизни для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления, что не всегда в полной мере осуществимо в условиях ДОУ, особенно при большой наполняемости групп.                                                                                                                                                

Актуальность проблемы:                                                                                     

У специалистов есть термин познавательная активность ребенка.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого ,наряду с исследованием звуков окружающего мира , необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов ,как традиционных, так и необычных.                                                                                                                                                             

Такие инструменты впервые были введены и успешно использованы  в процессе обучения детей К.Орфом. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.


Цели:                                                                                                                                                          

- Развитие и поддержка познавательной активности.  

- Развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей.                                                                                                                                                    

Задачи:                                                                                                                                                            

- Обогащение музыкально-слухового опыта детей.

-Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.

-Развитие метроритмического слуха, мелкой моторики.

-Развитие у детей воображения, фантазии, творческих способностей.                                                                                   -Пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицированию.

Ожидаемые результаты:

- Повышение эмоциональной отзывчивости , заинтересованности детей творческим процессом, усиление  познавательной активности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          - Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне.                                                                                                                        - Улучшение диагностических показателей по всем видам музыкальной деятельности
- Стабилизация эмоционально-психического состояния детей.

Этапы проекта:

1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)

Этапы проекта:

1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)

1.04.18-15.04.18г.                                                                        

2 этап разработка проекта(составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр, изготовление шумовых инструментов )

15.04.18.-31.08 18г.

3 этап выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы)

01.09.18- 30.04.19г.

4 этап подведение итогов( повторение, подготовка и проведение презентации, обобщение и диагностика результатов)

01.05.19.-20.05.19г.

Формы реализации проекта:

  • Исследование звуков окружающего мира.
  • Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.
  • Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.
  • Звуковая иллюстрация стихов.
  • Прослушивание «Сказок-шумелок»( Малыгина М.П.)
  • Краткое ознакомление с некоторыми инструментами симфонического и народного оркестра.                                                                                                                                                                

Режим реализации проекта:

 -музыкально-игровая деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);

- в свободное время дети слушали аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяли некоторые игры для закрепления результатов;

-после презентации была проведена диагностика музыкальных способностей и подведены итоги.

Приложение1

Планирование музыкально-игровой деятельности:

   Месяц

    Тема,

оборудование.

       Материал

Дидактические          задачи

Сентябрь

Звуки вокруг нас.

1.А.Гогоберидзе «Посидим, помолчим, послушаем»

2.Аудиозапись «На бабушкином дворе», «Пение соловья»,                « Гуси», «Кузнечики», «Улетают журавли», «Котик мурлычет», «Осенний дождик».

3. Слушание песни «Песенка дождя» А.Соболевой

Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, побуждение творчески мыслить и формирование умения рассуждать об услышанном. Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости.

Октябрь

Звучащее дерево

Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, шишки, ритмические кубики. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон, рубель.

1.Беседа-демонстрация «Деревянные звуки»

2.Аудиозапись «Ложкари»

3.Подбор ритмического рисунка к попевкам «Осень». «Воробушек летит» с использованием деревянных инструментов.

4.Игра «Шкатулка» Т.Тютюнниковой.

5.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» Н.Кононовой

6.Игра «Бусинки» Т.Тютюнниковой

7.Игра «Хомячок» А.Соболевой

8.Презентация «Концертные инструменты из дерева»

Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых деревянными предметами.

Развитие чувства ритма, творческих и исполнительских навыков.

Экспериментировать и исследовать звук, издаваемый деревянной шкатулкой с разным содержимым. Стимулировать познавательную активность.

Учить различать тембры разных деревянных инструментов.

Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, укрепление чувства коллектива.

Краткое ознакомление с деревянными инструментами симфонического и народного оркестра.

Ноябрь

Металлическая фантазия

Металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенчики, «звенелки» из разных металлических предметов (гвозди, болты, ключи, пружинки и.т.д.)

1.Беседа-демонстрация «Металлические звуки»

2.Аудиозапись «Венгерский танец» Й.Брамса, «Фея серебра» П.Чайковского, 3.Аккомпанирование в такт на металлических инструментах во время пения попевок «Дождик идет» Л.Олифирово, «Зайка» В.Карасевой..

4.Аудиозапись «Пасхальный звон»

5.Игра «Колокольцы- бубенцы» Т.Тютюнниковой.

6. Игра «Звенелки»

7.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя»

8. Ритмический аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса «Старичок» с использованием разных металлических инструментов.

9.Презентация «Концертные инструменты из металла»

Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых металлическими предметами.

Развитие чувства ритма , творческих и исполнительских навыков.

Познакомить со звуком церковных колоколов.

Развитие внимательности, слуховой концентрации, обогащение эмоционально-слухового опыта.

Исследование звука, издаваемого металлическими предметами, стимулирование познавательной активности.

Учить различать тембры разных металлических инструментов.

Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, творческих навыков, укрепление чувства коллектива.

Краткое ознакомление с металлическими инструментами симфонического и народного оркестра.

Январь

Погремушки

Погремушки, маракасы, погремушки из подручных материалов ( баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и.т.д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и.т.д.)

1.Беседа-демонстрация «Такие разные погремушки»

2. Экспериментирование «Погремушка своими руками». Изготовление дидактического пособия «Подружки-тарахтушки»

3.Игра «Хохотушки-тарахтушки» Т.Тютюнниковой

4. Ритмический аккомпанемент к русским народным песням «Ах вы, сени», «Светит месяц».

5. Дидактическая игра «Найди щенка» Н.Кононовой (вместо пения используется игра на погремушках)

Продемонстрировать разное звучание разных погремушек.

Экспериментировать  и исследовать звук в ходе изготовления погремушек из подручных материалов, вызывать интерес к познанию.

Развитие ритмического слуха, внимательности, слуховой концентрации,

исполнительских навыков, желания творить, импровизировать.

Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативных качеств, укрепление чувства коллектива.

Февраль

Бумажный карнавал.

Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки  и.т.д.

1.Беседа-демонстрация «Шуршащее королевство»

2.Игры «Бумажное шествие», «Шуршащее приветствие» Т.Тютюнниковой

3.»Танец бумажных бабочек»

Познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха.

Развитие творческого мышления и навыков свободной импровизации.

Развитие ритмического чувства, двигательно-слуховой координации, эмоциональной отзывчивости.

Март

Звуки дружат.

Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов.

1.«Солнышко- золотое донышко» (песенка-игра) Т.Тютюнниковой (муз.А.Соболевой)

2. Звуковые иллюстрации стихов: «Зарядка» В.Данько, «Утренние звуки» Э.Фарджен, «Весна» Г.Сапгира»

3. «Мышиная история» Е.Железновой

4.Песни «Лунный кораблик» Т.Тютюнниковой, «Звездный вальс» А.Филиппенко.

Обобщение пройденного материала, развитие тонкостей тембрового слуха, ритмического чувства, навыков элементарного музицирования, желания и способности познавать, исследовать, творить, импровизировать, развитие коммуникативных качеств, уверенности в своих силах и возможностях, укрепление чувства коллектива.

Апрель

Подведение итогов.

Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов.

1.Дидактическая игра «Волшебный волчок» (повторение пройденного по необходимости и по желанию детей)

2. Изготовление дидактического пособия «Звенелка»

Стимулирование познавательной и творческой активности, обобщение пройденного.

Подарить радость совместного творческого исследования.

Май

Презентация.

Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов.

Развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков»

Разнообразить досуг детей, погрузить в атмосферу сказки, волшебства, дать возможность проявить творческие способности, продемонстрировать приобретенные умения и навыки.

Список используемой литературы:

1.Т.Э.Тютюнникова «Бим,бам,бом» выпуск 1 (СП 2003г)                                                                                                                                                                         2. И. С. Штепина «Особенности развития познавательной активности дошкольников» [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 89-91.

3.А.Усачев «Если бросить камень вверх» (М.2008г)

4.М.П.Малыгина «Сказки-шумелки»

5.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (М.2005г)

6. Журнал «Музыкальный руководитель» 6 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...