Консультация для педагогов "Роль воображения в игровой деятельности".
консультация

Аверьянова Руфина Шамилевна
Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_voobrazheniya_v_igrov._deyat._.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воображения в игровой деятельности

Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Например, человек не бывший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинках и фотографиях, видел в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры, - видел покрытую снегом равнину, мелкий кустарник, видел в зоопарке оленей.

Психические процессы – это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее «атомы». Процессы первичны – на их основе строится вся сложная система функционирования психики.

По Векслеру можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными связями организуемые на уровне нейронных связей, второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Воображение - психический процесс, заключающий в создании новых образов (представлений),путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение - это познавательный процесс. Специфика состоит в переработке прошлого опыта.

Оно неразрывно связано с процессом памяти (запоминание,сохранение,воспроизведение и забывание). Преобразует то, что есть в памяти. Воображение является процессом созидания, поэтому в нем участвуют интеллект, мышление, память и внимание. Человек обязательно осознает каждый этап и элемент воображения.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Активное воображение – это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами.Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями.

Пассивное воображение

Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение.Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения – отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений.

Механизм воображения.

В начале процесса воображения стоит восприятие внешнее и внутренне. Материал должен накопиться, а далее следует процесс его переработки. Составными частями здесь являются диссоциация и ассоциация впечатлений. Диссоциация заключается в расщеплении сложных воспринятых впечатлений. Одни части забываются, другие сохраняются. Этот процесс - необходимое условие для будущей деятельности фантазии, т.к. чтобы соединять элементы, нужно разрушить естественную их связь. Этот же процесс лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий.

За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Процесс изменения основан на динамичности внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от впечатлений движутся, изменяются под влиянием внутренних факторов.

Вслед за изменением следует ассоциация. Она может происходить на различной основе и принимать различные формы. И заключительным этапом предварительной работы воображения является комбинация отдельных элементов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается, а заканчивается тогда, когда, как было уже отмечено, воображение воплощается во внешних образах.

Стоит отметить основные психологические факторы, от которых зависит протекание этих процессов.

Первый фактор по Выготскому - потребность человека в приспособленности к окружающей среде. Если среда не ставит перед человеком задачи, тогда нет основания для возникновения творчества. Поэтому в основе творчества всегда лежит потребность социализации, из которой возникают желания и стремления.

Наличие потребностей и стремлений приводит в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений дает материал для его работы.

Также, Выготский приводит факторы, от которых зависит воображение. Оно зависит от опыта субъекта, от его потребностей и интересов, от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности, от технического умения и образцов творчества, которые влияют на человека. Творчество всякого человека, по мнению Выготского, есть продукт своей среды и времени. Его творчество произрастает из тех потребностей, которые создает его эпоха.

В творческой деятельности, основным участником которой является воображение, ребенка ведущая роль принадлежит, как я говорила, познавательному процессу, но не менее важный компонент эмоциональный.

В процессе развития творческого воображения у ребенка проявляется взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных процессов: познавательные процессы приобретают аффективный характер. В процессе такой деятельности ребенок может совершить воображаемое действие, продумывая и проигрывая различные поступки себя, других, предвосхищая последствия.

Не менее важный компонент эмоциональный. Эмоции, развиваясь, становятся обобщенными, предвосхищающими, удошкольника появляются высшие чувства - сострадание, сочувствие, сопереживание. Это важный момент в формировании личности ребенка. Эти чувства дают начало эстетике, чувству прекрасного у ребенка.

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к использованию речевых, математических и других знаков и к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, скроить из материала накопленных представлений новые образы.

Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельность воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.

Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие.

В игре нереально только то, что для нее несущественно; в ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно никаких иллюзий; но все, что в ней существенно, - в ней подлинно, реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются.

В игре детей трех - четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.

У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.

Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

С другой стороны, игра может происходить без видимых действий, целиком в плане представления.

Говоря о сюжетно-ролевой игре и роли воображения можно с уверенностью сказать, что бедность сюжета, использование предметов заместителей и другое лишает этот вид деятельности смысла.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге.

Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и вводят новые, необычные их сочетания.

Преобразование действительности в воображении ребенка происходит не только путем комбинирования представлений, но и путем придания предметам не присущих им свойств. Так, дети в своем воображении с азартом преувеличивают или преуменьшают предметы. Один хочет крошечный земной шар, чтобы на нем все было «взаправду»: реки и океаны, тигры и обезьяны. Другой рассказывает, какой он построил «домик до потолка! Нет, до седьмого этажа! Нет, до туч! Нет, до звезд!»

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлет от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности.

Небольшие выдержки для дополнения

Творческое воображение в игре всегда связано с умственной активностью детей: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств  для выполнения задуманного. Так в игре развиваются творческие способности.

Преобразование действительности в воображении ребенка происходит не только путем комбинирования представлений, но и путем придания предметам не присущих им свойств. Так, дети в своем воображении с азартом преувеличивают или преуменьшают предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения посредством игровой деятельности

«…всё решительно, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом...

Консультация для родителей «Организация театрально-игровой деятельности в семье»

Консультация для родителей "Организация театрально- игровой деятельности в семье"...

Презентация опыта работы «Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание....

Консультация для родителей по развитию игровой деятельности детей 3-4 лет.

Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Дайте ему возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным в том, чему он уже н...

Консультации для родителей по организации игровой деятельности детей

Данная подборка консультаций содержит советы родителям по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста...

Статья на тему: «РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

Что такое игра? На этот счет существует много теорий, наиболее существенные из которых теории Пиаже, Фрейда, Монтессори.Пиаже видит суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играт...

«Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 4-5 лет

Воображение — одна из высших психических функций мозга. Как и многое другое в личности человека, формирование воображения начинается с раннего детства. Чтобы быстро ориентироваться в современном...