Дополнительная программа "Наши пальчики играют" (пальчиковые игры)
рабочая программа (младшая группа)

Программа «Наши пальчики играют», как средство развития речи у детей дошкольного возраста очень актуальна и имеет значение в жизни детей младшего возраста. Воспитатели: Елагина С.Г. и Неделько О.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово»

картинка

НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ

Рабочая программа для детей младшего дошкольного возраста

Белово 2018

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В.А. Сухомлинский

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Малыш с плохо развитой ручной моторикой неловко держит ложку, карандаш, не может застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Детям бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают по всем видам деятельности.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуются под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит систематические упражнения по тренировке движений, пальцев рук, является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко  научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас.

М.М. Кольцова в своих трудах отмечает, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Известно, что в двигательной деятельности принимают участие самые разнообразные анализаторные системы. Особое развитие в процессе движения претерпевает двигательный анализатор, обеспечивающий более точное, информационно насыщенное восприятие. По выражению И.М. Сеченова, двигательный анализатор обогащает сознание верными образами, представлениями о движении, его свойствах и тем самым содействует развитию головного мозга.

Н.А. Бернштейном была подробно разработана теория уровневой организации движений, позволяющая разложить сложные двигательные акты на отдельные компоненты, а также выявить роль мозговых уровней в регуляции движений и действий:

 – на первом этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации, самого индивида, включённого в данную ситуацию;

 – на втором этапе индивид выявляет двигательную задачу, то есть он определяет, во что ему нужно превратить эту ситуацию, что посредством его активности должно стать вместо того, что есть. По мнению автора, наметить  двигательную задачу – это значит создать образ того, что

Должно быть. Уяснение индивидом образа будущего движения служит основанием для оформления задачи и программирования её решения

- на третьем  этапе происходит программирование решения определившейся задачи, то есть индивид намечает цель и содержание движения и те средства  из имеющихся у него в наличии двигательных ресурсов, с помощью которых он решает двигательную задачу;

- на четвёртом этапе осуществляется фактическое выполнение движения: человек преодолевает все избыточные степени своих двигательных органов, превращает их в управляемые системы и выполняет нужное целенаправленное движение.

Таким образом Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идёт с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.  Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Обычно выделяют пять качеств мелкой моторики: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость.  Вышеизложенное позволяет говорить о том, что мелкая моторика играет важную роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин  отмечает, что в связи с развитием движений рук, обследующих различные предметы, происходит и развитие познавательных способностей, особенно активно протекающих в младенческом и раннем возрасте, а это, в свою очередь, является условием познания ребёнком предметного мира. Следовательно, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст является сензитивным для развития двигательной сферы, в том числе и мелкой моторики. Так, с 2 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. И. Е. Светлова подчёркивает, что в трёхлетнем возрасте происходит дальнейшее  совершенствование мелкомоторных  функций  рук ребёнка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Показатели развития мелкой моторики к концу младшего дошкольного возраста: знание расположения, названия и назначения пальцев рук; умение выполнять элементарные приёмы массажа рук и пальцев руки; умение использовать соответствующий захват предметов с учётом их формы, величины; умение выполнять изолированные движения пальцами рук (статические, динамические); рисование линий в разных направлениях; умение выполнять движения рукой, кистью руки в различных направлениях.  Программа «Тренируем пальчики – развиваем речь», как средство развития речи у детей дошкольного возраста очень актуальна и имеет значение в жизни детей младшего возраста.

Цель программы:

Разработать систему работы для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр и использование игровых пособий.

Задачи:

Совершенствовать предметно-развивающую среду для развития мелкой моторики.

Развивать мелкую моторику пальцев кистей рук с применением разнообразных форм, методов и приёмов.

Повысить интерес детей к пальчиковым играм.

Способствовать овладению детьми двигательными умениями и навыками.

Разделы программы:

- самомассаж рук;

- игры и упражнения для развития тактильной чувствительности  пальцев и кистей рук;

- пальчиковые игры;

- рисование нетрадиционными способами

Программа предназначена для детей 2 - 3 лет, рассчитана на 1 год обучения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Один год обучения (2-3 лет)

Наименование темы

Практ.

Теоретич.

Итоговое мероприятие

1.

Самомассаж рук

1.1.

Массаж пальчиков «Дровишки»

1.2.

Массаж шестигранным карандашом.

1.3.

Массаж пальчиков с резиновым мячом «Непослушные шарики»

1.4.

«Покатай, покатай» - катание карандаша между ладонями.

1.5.

Массаж пальчиков мячиком ёжиком. Игра «Колючий ёжик».

1.6.

Массаж пальчиков и перебирание бус. «Игра с бусами».

1.7.

Массаж грецким орехом. Игра «Катилась торба».

1.8.

Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок»

1.9.

Коллективная работа «Весёлый лужок»

2.

Игры и упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.

2.1.

Бассейн

2.2.

«Иголки»

2.3.

«Месим тесто»

2.4.

«Спрячь платочек»

2.5.

Гусли

2.6.

«Котёнок кусается»

2.7.

Исследование природного материала.

2.8.

Перебирание круп, зёрен.

2.9.

Аппликация крупой «Посыпаем дорожку».

3.

Пальчиковые игры

3.1.

Пальчиковые игры по теме: «Семья».

3.2.

Пальчиковые игры под музыку.

3.3.

Пальчиковые игры: «Народная игрушка. Фольклор».

3.4.

Пальчиковые игры: «Домашние животные».

3.5.

Пальчиковые игры: «Игрушки».

3.6.

Пальчиковые игры с предметами.

3.7.

Сказки для пальчиков

3.8.

«Сделаем матрёшке бусы», пальчиковая игра «Бусинки-горошинки».

4.

Рисование нетрадиционным способом - пальчиками

4.1.

Нетрадиционная техника «Ладошка + краска»

4.2.

Манкография (рисование пальчиками на манной крупе)

4.3.

Рисование пальчиковыми красками.

4.4.

Рисование пальчиками – зональное заполнение.

4.5.

Рисование пальчиками – линейное выстраивание.

4.6.

Рисование пальчиками – дорисовки к отпечаткам.

4.7.

Коллективное рисование «Гусеница».

  1. САМОМАССАЖ РУК
  1. Массаж пальчиков «Дровишки».  Цель:  развивать мелкую моторику пальцев рук.
  2. Массаж шестигранным карандашом. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
  3. Массаж пальчиков с резиновым мячом «Непослушные шарики». Цель: развивать ловкость движений пальцев.
  4. Массаж «Покатай-покатай»- катание карандаша между ладонями. Цель:  развивать ловкость движений пальцев.
  5. Массаж пальчиков мячиком ёжиком. Игра «Колючий ёжик». Цель:  развивать ручную умелость и мелкую моторику рук.
  6. Массаж пальчиков и перебирание бус – «Игра с бусами». Цель:  развивать мелкую моторику пальцев.
  7. Массаж грецким орехом. Игра «Катилась торба». Цель:  развивать мелкую моторику рук.
  8. Массаж пальчиков – игра «Катание бусинок». Цель: учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком, развивать ручную умелость.
  9. Коллективная работа «Весёлый лужок». Цель: развивать исследовательские действия путём скатывания комочков бумаги между ладошками, развивать тактильную чувствительность.

  1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК.
  1.  Игра «Бассейн». Цель:  развитие мелкой моторики, осязательных ощущений.
  2. Упражнение «Иголки». Цель:  развитие осязательных ощущений.
  3. Игра «Месим тесто». Цель:  развитие мелкой моторики, осязательных ощущений.
  4. Игра «Спрячь платочек». Цель:  развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность.
  5. Игра «Гусли». Цель: обогащать тактильный опыт детей.
  6.  Упражнение «Котёнок кусается». Цель: развитие чувствительности, восприятия.
  7. Исследование природного материала. Цель: совершенствовать тактильную чувствительность.
  8. Перебирание круп, зёрен. Цель: развивать тактильную чувствительность, развивать зрительное внимание.
  9. Аппликация крупой «Посыпаем дорожку». Цель: учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу), развивать мелкую моторику пальцев, активизировать словарь детей.

  1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
  1. Пальчиковые игры по теме: «Семья». Цель: развивать координацию.
  2. Пальчиковые игры под музыку.  Цель: развивает координацию, слуховое восприятие.
  3. Пальчиковые игры: «Народная игрушка. Фольклор». Цель: стимулировать координацию, развивать внимательность.
  4. Пальчиковые игры: «Домашние животные». Цель: развивать мелкие движения рук.
  5. Пальчиковые игры: «Игрушки». Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений.
  6. Пальчиковые игры с предметами. Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, мышление.
  7. Сказки для пальчиков. Цель: развитие мелкой моторики.
  8. «Сделаем матрёшке бусы», пальчиковая игра «Бусинки-горошинки». Цель: учить детей нанизывать деревянные бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук.

  1. РИСОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБОМ - ПАЛЬЧИКАМИ
  1. Нетрадиционная техника рисования «Ладошка + краска». Цель: развивать мелкую моторику рук и познавательную активность.
  2. Манкография (нетрадиционная техника рисования на манной крупе пальчиками). Цель: развивать мелкую моторику и творческое мышление.
  3. Рисование пальчиковыми красками. Цель: развивать координацию движения рук, мелкую моторику пальцев, воображение.
  4. Рисование пальчиками – зональное заполнение. Цель:  развивать рук и пальцев, глазомер.
  5. Рисование пальчиками- линейное выстраивание. Цель: развивать координацию рук и пальцев, глазомер, логику.
  6. Рисование пальчиками – дорисовки к отпечаткам. Цель: развивать координацию рук и пальцев, воображение, творческое мышление, фантазию.
  7. Коллективная работа «Гусеница». Цель: формировать умение детейвыбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать, развивать творчество, чувство коллективизма.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчики" - статья, пальчиковые игры.

Статья взята из иточников интернета, будет полезна специалистам детского сада и родителям, кто интересуется этой проблемой....

дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"

«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей  5-7 лет...

Программа дополнительного образования Социально- личностного развития (игра) Кружок «Играй, малыш»

Данная программа направлена на усовершенствование и развитие движений детей 2-3 лет, на формирование положительных взаимоотношений, обогащению речи, укреплению здоровья....

Программа кружка дополнительного образования "Пальчики-удальчики"

Программа кружка дополнительного образования "Пальчики-удальчики"...

"Разноцветные пальчики" развивающая дидактическая игра для детей 4 - 7 лет

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики, памяти и воображения....

Программа дополнительного образования "Пальчик, ручка, язычок"

Программа дополнительного образования    "Пальчик, ручка, язычок"Содержание рабочей программы: Пояснительная записка…………………&he...