Фрагмент рабочей программы в разновозрастной группе
рабочая программа (младшая, средняя, старшая группа)

Шулекина Ирина  Николаевна

Фрагмент рабочей программы был разработан для разновозрастной  дошкольной группы по теме "Осенняя пора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shulekina.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

Воронежский областной институт

повышения квалификации и переподготовки работников образования

кафедра теории и методики дошкольного образования

Рабочая программа

воспитателя ДОО

Фрагмент

Выполнила

слушатель курсов

повышения квалификации

воспитателей  ДОО

(Шулекина  И.Н.)

МКОУ «Семеновская СОШ»

(дошкольная группа)

Калач 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по развитию детей  разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО:

-нормативно-правовыми документами;

-законом РФ «Об образовании»;

-федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

-санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1. 3044-13

Также в разработке этой программы я использовала  комплексную программу воспитания и обучения в детском саду  «От рождения до школы» под редакцией   Н.Е.Вераксы,     Т.С .Комаровой,  М.А.Васильевой.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса развития  детей средней группы, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Содержание Программы соответствует основным положения возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Конституция РФ ст. 43.72
  2. Конвенция о правах ребенка (1989 г)
  3. Закон РФ "Об образовании"
  4. Сан ПИН 2.4.1.3049-13
  5. Устав ДОУ
  6. ФГОС ДО.

Ведущими целями инновационной рабочей программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения.

Для достижения целей рабочей программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит им расти общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

Возрастные особенности детей

   Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Познание ребёнком окружающего мира  обязательно включает познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

   В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на  произведения, в которых переданы понятные им чувства и отношения человека и природы. Начинают понимать и ценить красоту природы. В изобразительной деятельности дети изображают задуманное с помощью показа воспитателя. С удовольствием обводят рисунки по контору, заштриховывают фигуры. Лепят из пластилина, моделируя форму кончиками пальцев, украшают свои работы.  Дети конструируют из разных материалов по условию, заданным взрослым. Начинают формироваться навыки работы с ножницами. Появляется воображение, начинают различать действительное и вымышленное.

   Темы о природе повышают  познавательную активность, способствуют развитию эмоциональной сферы личности. Актуальность темы « Осенняя пора »  определяется,  как важнейшая сторона воспитания ребёнка   художественно-эстетического направления. Она также тесно связана с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором взаимоотношений человека и природы. Побуждает у детей дошкольного возраста  эмоционально-творческое начало.  В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, «что искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

   При изучении данной темы мы познакомим детей с произведениями о природе, живописью русских художников, проведём наблюдения за сезонными  изменениями в природе в ходе целевых прогулок. Знания закрепим во время выполнения заданий художественно – эстетической области: аппликации, лепки, рисования, музыки. С родителями проведём консультации об играх и упражнениях, развивающих мелкую моторику рук. Вместе  организуем выставку рисунков и подготовку к итоговому  мероприятию.

   Я  использую  методы:  наглядный (картины, иллюстрации, фотографии, дидактический материал);  словесный (чтение, беседы, обсуждение, разучивание); практический (игры, экспериментирование, наблюдение).

      За основу брала федеральную  «Программу воспитания и обучения в детском саду»  М.А. Васильевой,  В.В. Гербовой  и программу «Детство»   В.И.Логиновой, Т.И. Бабаевой. Парциальную программу «Мы» Н.Н. Кондратьевой, программу И.А.Лыковой «Художественное воспитание и развитие детей 2-7 лет».
Цели: Знакомство детей с  природой осенью. Расширять представления детей о характерных признаках осени. Обобщать и систематизировать знания об этом времени года.

Задачи: 1.  Способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе. Обогащать представления детей о растениях, человеке, объектах неживой природы. Обращать внимание  и  называть, что увидел в природе. Узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

3.Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

Тема недели: «Осенняя пора»

Разновозрастная группа (3-5лет)

Дни

недели

Приоритетные виды детской деятельности

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Образовательная деятельность в режимных моментах

по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование     предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимод.

с род. /

социал.

партнерами

Понедельник

Физическое развитие

Тема: «Путешествие в осенний лес (физическая культура)

Комплекс упражнений «Деревья»

П/игра «Такой листик ко мне»

Д/игра «Найди такой листик, как дерево»

Утро

Какая сегодня погода?

 (наблюдение за сезонными изменениями в природе (Социализ.,- коммуникат)

Прогулка

Целевая прогулка в парк.

Сбор осенних листьев, жёлудей, шишек в уголок ИЗО

(Познание, социал.- коммуникатив.)

Д/игра «Соберём букет из листьев»

(Познание, Коммун.)

Вечер

Беседа «Знакомство с приметами осени»

 (Познание, коммуникат. речевое)

Развитие мелкой моторики

Д/игра «Собери картинку»

Д/игра

 «Чей листочек»

Рассматривание

иллюстраций на тему «Время года- осень»

Закрепление  названий осенних месяцев

Пополнение уголка изодеятельности природным материалом.

(листьями для гербария, семенами, плодами)

Иллюстрации для рассматривания

«Дары осени»

Подготовка  к конкурсу

рисунков

 на тему

«Золотая

осень»

 

Вторник

Социально-коммуникативное развитие

Тема «Чудесные листья»

Д/игра «Найди самый красивый листик»

Хороводная игра «Листопад»

Утро

Зарядка, пятиминутка здоровья: дыхательные упражнения, точечный массаж.

(Физическ.)

Наблюдение за комнатными растениями (определить какие растения нуждаются в поливе)

(Коммуникат.)

Прогулка

Отметить явление «листопад»

(Познават.)

П/игра  «К дереву беги»

(физич.)

Совместный труд воспитателя и детей в уборке листьев, сухих цветов.

(Социал- коммуникатив., )

Вечер

Поучить песни об осени

(художеств.-эстетич)

Работа с трафаретами листьев их раскрашивание.

Рассматривание  листьев в книгах о природе.

Закрепление  названия деревьев нашей местности

Д,игра «Верно –неверно»

Составление букетов из листьев

Помощь  

родителям в

 уборке

своего

двора.

Разучивание

Стихов об

осени  к

итоговому

мероприятию

 

Среда

Познавательное развитие

Тема: «Свойства предметов. Счёт до  пяти.

(ФЭМП)

Д/игра «Игра с листочками»

Сравнение  предметов, умение находить общее свойство предметов

Д/игра «Сложи листик».

Закрепление счёта до 5

Утро

Утренняя гимнастика.

П/игра «Солнышко и дождик»

(Физическ.)

Напоминание

«Зачем нужно мыть руки»

(Социал., коммуникат)

Прогулка

Наблюдение за солнцем и небом

П/игра «У медведя во бору»

(Познават, коммукатив., физич.)

Вечер

Гимнастика после сна

(Физическ.)

Народные приметы осени

Загадки и поговорки об осени

(Познавательн., речевое)

Выкладывание узора из листьев и другого природного материала.

Повторить

стихи и песни об

осени)

Индивидуальная работа

(Поучить рисовать дерево, листья)

Работа в уголке погоды

(Отметить

погоду)

Настольные игры

Лото «Сезоны года»

Украшение уголка природы листьями овощами, фруктами.

Вместе с

детьми

понаблюдать

за окраской

листьев

 на деревьях

Четверг

Речевое развитие

Тема «Любуемся красотой осени»

Чтение стихотворения

А.Майкова «Осенние листья по ветру кружат…»

Восприятие художественного образа стихотворения.

 

Знакомство с пословицами, поговорками, загадками об осени

Утро

Физзарядка

П/игра «Мышеловка»

(Физическ.)

Поручения индивидуальные и коллективные

«Как мы соблюдаем порядок»

(Социал.-коммукатив.)

Экскурсия к пруду.

Наблюдение за растениями, птицами, насекомыми,

водной гладью

(Познават.,физическ.,речевое)

Вечер

Ходьба по массажному коврику

Экспериментирование с водой

(Познават, соц.коммукатив)

Рассматривание фотографий из альбома «Интересные уголки природы нашего села»

Настольная

Игра - домино

Д/игра «Когда это бывает?»

Подготовка с детьми альбома фотографий об осени.

Побывать на

природе с

детьми и

сделать

фотографию

для альбома

Пятница

Художественно-эстетическое развитие

Коллективная аппликация

«Падают, падают листья,

В нашем саду листопад»

«Художеств.эстетическ

Коммукативн.».

Слушание музыки И.П.Чайковского «Времена года»

Утро

Утренняя гимнастика

П.игра «Огуречик, огуречик…»

(Физическ.,речевое)

Д/игра

«Овощи»  «Фрукты»

Классификация групп

Использование муляжей, картин

 (Социал.,коммукатив. Познават.)

Прогулка

Наблюдение за трудом взрослых на цветочных клумбах

(Социал.коммукативн)

П/игра «Найди себе пару»

(Физич.)

Вечер

Закаливающие процедуры

(Физическое)

Сюжетно-ролевая игра  «Варим суп»

Организация игры, распределение атрибутов, ролей

(Социал.коммукативн)

.

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук

Украшение стенда рисунками

«Золотая осень»

Участие в

мероприятии

и.

Индивидуальные беседы, консультации

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (Пятница)

Развлечение «Осень в гости к нам пришла»

«Осень в гости к нам пришла»

Действующие лица

Ведущий: Осень (воспитатель)

(Звучит музыка, в зал входит Осень)

Осень: Осенний дождик льёт и льёт

            И солнце в небе хмурится

            А вас сегодня праздник ждёт,

            Ну и , что  что холодно на улице.

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть  здоровыми, окрепшими за лето, весёлыми.

          К вам прихожу я каждый год

          За летом сразу мой черёд.

          Вам осень нравится, друзья?

          Знакомьтесь Осень-это я.

-Я листочком помашу, в лес осенний приглашу.

(Дети берут в руки корзиночки, собирают на полянке жёлуди, орехи, листочки)

-Присядем на пенёчек, я загадаю вам загадки.

   1.Само с кулачок, красный бочок,

      Потрогаешь -гладко,

      Откусишь- сладко. (Яблоко)

2.   На сучках висят шары,

     Посинели от жары. (Слива)

3.  Бел, как снег,

     В чести у всех,

     В рот попал-

     Там и пропал. (Сахар)

-А, что можно приготовить из яблок, слив? (Варенье, компот)

-Наша повар, Наталья Ивановна, сварила компот и мы его попробуем  позже. Ну, а компот пить вкуснее с пирожками. С какой начинкой Вы любите пирожки? ( С яблочной, вишнёвой)

-Да кто это там шуршит и шуршит листочками. Сейчас я посмотрю. Ой, ой, ой, ты кто?

Ёжик (ребёнок в шапочке ежа)

Я Ёжик, ни головы, ни ножек.

Осень: А, как ты попал в мою корзинку?

Ёжик: А я по лесу гулял и листочки собирал. Зима придёт, я буду спать, за всё лето отдыхать. А пока мне домик нужно поскорее утеплить.

Осень: Так ты за моими листиками пришёл?

Ёжик: Да, сейчас заберу и в домик свой поскорее унесу.

Осень: Подожди, не торопись. Видишь, ты попал к детям на праздник. (Рассыпает листочки)

             Листопад, листопад, листья жёлтые летят

            И шуршат, шуршат под ногами у ребят.

- Как красиво в моём саду. Листочки все жёлтые. А наши ребята знают  стихи и песенку про осень.

    Осень длинной тонкой кистью

     Перекрашивает листья.

     Красный, жёлтый, золотой,-

      Как хорош ты, лист цветной!

      Красный, жёлтый, золотой…

      Облетел весь лес цветной!

      Как обидно, как обидно….

      Листьев нет, лишь ветки видно.

Песня  «Листья золотые» сл.Н.Найдёновой, муз. Т Потапенко

 

Осень: Однажды я гуляла по лесу, оставила под кустом зонтик и вот какая история с ним приключилась. А вот кто расскажет вам историю узнаем, когда отгадаем загадки…

1.Хвост пушистый, мех золотистый,

       В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)  

2.Он в берлоге спит зимой

   Под большущею сосной.

        А, когда придёт весна,

        Просыпается ото сна. (Медведь)

       3.Маленький мальчишка

        В сером зипунишке

              По полю шныряет,

   Зёрна собирает. (Воробей)

(Дети в шапочках лисы, медведя, воробья поют песню: «Осень в лесу»)

-Вот какая история приключилась с моим зонтиком. А теперь пришло время угощаться компотом и пирожками

-.

Литература:

1.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!- СПб. : Детство – Пресс,2002

2. Волчкова  В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в средней группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004

3. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада- Воронеж, 2009

4.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2008

5.Помараева И.А., Позина В. А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада- М.: Мозаика-Синтез, 2006

6.Комарова Т.С.Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада- М.: Мозаика – Синтез, 2007

7.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2009

8.Куров В.Н. Большая книга праздников для детского сада- Ярославль, 2006.

9.Обухова Л.А., Жиренко О.Е.  Праздники в детском саду. Младшая и средняя группы- Воронеж: ВОИПКи ПРО, 2013-.-

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Фрагмент рабочей программы в старшей группе по реализации темы: «Путешествие в сказку»

Подготовила:  Харланова Е.А.  Воспитатель 1 КК   МКДОУ «Детский сад №1"с. Верхний Мамон 2014г Цель: Развитие мелкой моторики через действия с предметами, изобразительную деяте...

Фрагмент рабочей программы воспитателя старшей группы

Цель: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, - сохранение и укреп...

Фрагмент рабочей программы воспитателя подготовительной группы по реализации темы «Живая природа. Птицы»

Целью данной работы является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,  обеспечивающих  социальн...

Фрагмент рабочей программы в младшей группе

Фрагмент рабочей программы в младшей группе я составила для зачета....

Фрагмент рабочей программы в младшей группе

Фрагмент рабочей программы в младшей группе я составила для зачета, надеюсь, кому-нибудь  пригодится!...

Фрагмент рабочей программы для разновозрастной группы детского сада (5-7 лет)

В небольших образовательных учреждениях часто встречаются группы, в которых присутствуют дети разного возраста. Каким образом строить образовательный процесс в таких группах? Работать по программе для...

Рабочие программы старшей разновозрастной группы от 4 до 7 лет и младшей разновозрастной группы от 2 до 4 лет

Рабочие программы старшей разновозрастной группы от 4 до 7 лет и младшей разновозрастной группы от 2 до 4 лет на 2017 - 2018 учебный год...