IV Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»
материал

Лисовская Светлана Васильевна

IV Ввероссийский конкрса "Лучшая инклюзивная школа России"

Номинация "Лучший инклюзивный детский сад"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 IV Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»

Номинация «Лучший инклюзивный детский сад»

ГБОУ Школа № 480, дошкольное отделение по адресу: г. Москва, ул. Большая Калитниковская, дом 32.

                                                                  Ответственные за организацию конкурса:

                                                                   Корнеева Н.В. (педагог-психолог)

                                                                  Лисовская С.В. (учитель-дефектолог)

Описание существующей практики  развития инклюзивного образования в образовательной организации.

                                                                                     

1. Характеристика контингента детей с особыми ограниченными возможностями (количество детей; соотношение между детьми с ОВЗ и детьми без них, находящихся в общем образовательном пространстве, социальное партнерство образовательной организации)

2016-2017 учебный год

Дошкольное отделение по адресу: г. Москва, ул. Б. Калитниковская, 32. специализируется на помощи детям с нарушениями зрения. Уникальность данного  учреждения состоит в том, что на базе учреждения функционирует кабинет  «Охраны зрения»,  в котором ежедневно, кроме выходных, дети получаются квалифицированное лечение, назначенное врачом-офтальмологом. В 2016-2017 учебном году 54 ребенка из 190 получали лечение на офтальмологических аппаратах (28 % от общего контингента детей). Из них 33 ребенка имеют статус ребенка с ОВЗ.

Анализ воспитанников с ОВЗ позволяет разделить их 3 группы:

  • 33 ребенка обучаются по АООП для слабовидящих детей (из 3 имеют статус ребенка-инвалида по зрению)
  • 13 детей обучаются по АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи-
  • 10 детей обучаются по АООП для детей с задержкой психического здоровья (из которых один ребенок имеем смешанные нарушение, в которое входит нарушение зрения)

       Таким образом, из 190 детей в возрасте от  3 до 7 лет: 56 детей имеют статус  ОВЗ и обучаются по адаптированным основным образовательным программам, что составляет 30 % от общего контингента детей.  

      Анализируя количественное соотношение  детей с ОВЗ и детей, не имеющих статус ОВЗ по группам, можно констатировать факт, что в средней группе  13 детей из 22 имеют статус ОВЗ, в старшей группе 10 детей с ОВЗ из 20, среди которых 3 ребенка имеют нарушение зрения, проходят офтальмологическое лечение, но не имеют статуса ОВЗ, в подготовительной группе 9 детей с ОВЗ из 25, из которых 5 детей  имеют нарушение зрения, проходят офтальмологическое лечение, но не имеют статуса ОВЗ и т. д. Таким образом,  половина детей, находящихся в одной возрастной группе имеют нарушения в развития и нуждаются в создании особых образовательных потребностях. Грамотно построенное социальное партнерство в эксклюзивных группах является залогом успешности коррекционно-педагогического процесса и социализации детей.

Основными формами организации социального партнерства выступают:

  • ежедневные совместные мероприятия;
  •  коллективно-творческие мероприятия;
  • разработка и реализация совместных проектов, акций;
  • система дополнительного образования;
  • коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом, учителем — логопедом, учителем — дефектологом;
  • информационно-просветительские мероприятия.

В процессе всех форм организации взаимодействия детей с нарушением зрения и детьми, не имеющими патологию зрения, необходимо учитывать не только  зрительный диагноз и  степень слабовидения ребенка, а также учитывать их характерные особенности:

- снижение общей и зрительной работоспособности;

- снижение скорости и точности зрительного восприятия;

- замедленность  становления  зрительного  образа;

- сокращение и ослабление ряда  свойств  зрительного  восприятия (объем, целостность, константность,  обобщенность, избирательность);

- трудности реализации  мыслительных  операций;

- затруднения в  овладении пространственными  представлениями,  в  процессе  микро и  макроориентировки,  в  словесном  обозначении  пространственных  отношений;

- снижение  общей познавательной  активности,  что  затрудняет своевременное развитие различных  видов деятельности;

- снижение координации  движений,  их  точности;

- трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения;

- трудности в осуществлении  коммуникативной деятельности;

- снижение  уровня  мотивационной  сферы, регуляторных (самоконтроль,  самооценка, воля) и  рефлексивных образований.

2. Описание  и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Историческая справка:

Дошкольное   отделение  по  адресу: г.  Москва, улица Большая Калитниковская, дом 32   успешно  работает уже  35  лет.

1982 год - был открыт новый детский №21 для детей с нарушениями зрения,  

1984 год -  перепрофилирован в ясли - сад №33,  

1993 год – УВК №1648,

1998 год – ГОУ  «Начальная школа-детский сад» №1648 IV компенсирующего вида,

2007 год – переименовано в ГОУ детский сад комбинированного вида №2639,

2015 год – ГБОУ СОШ №480,

2016 год – ГБОУ Школа №480.

С 2008 года ГОУ детский сад №2639 работает над реализацией проекта «Стрижи» (стремление к инклюзивной жизни). Индивидуальная тема в проекте – «Создание модели детского сада равных возможностей для детей с нарушениями зрения в условиях вариативного  и инвариантного инклюзивного образования».

Большинство  образовательных учреждений шли другим  путем  от массовой школы (детского сада)  к  инклюзии.

           На текущий  момент в  нашем  дошкольном отделении обучаются  190  воспитанников,  из  них 113  детей,  которые  обучаются по ООП, 54 ребенка – слабовидящие (33  ребенка обучаются по АООП для слабовидящих  детей), 13 детей – дети с тяжелыми нарушениями речи,  10 детей с задержкой психического развития.

Люди на свете
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.

            Каждому  человеку  необходимо,  чтобы  его  любили  и принимали,  а  для  малыша,  который  попадает в  новые  условия  это  жизненно  необходимо.  И  в  данном  случае  все  дети  для  нас  особые,  так  как  каждый  индивидуален  и  они  абсолютно  разные  по  характеру,  темпераменту, эмоциональности,  способам  поведения, психической  готовности  к  обучению.

         Зачастую  родители  отбирают  у  ребенка  «право на  особенности»  и  наказывают  его  своими  чувствами.  Переставая понимать  и  принимать  себя  таким,  какой  есть,  ребенок  вынужден  искать  механизмы  психологической  защиты  в  виде  агрессивности,  душевной  замкнутости  и  нередко, чтобы  хоть  как-то  обратить  на  себя  внимание близких,  совершают  некрасивые  поступки.

         Наказания,  равнодушие  создают  вокруг  ребенка  атмосферу  злости  и  пустоты,  а  это – путь  к  формированию  деформированной души.

         Поэтому,  загоняя  ребенка  в  угол  в  виде  наказания,  необходимо понимать,  что  он  там  чувствует  и  переживает – безысходность,  одиночество,  ущербность,  желание  отомстить.  Каждый  раз, попадая  в  это «заветное» место,  ребенок  теряет  часть   себя,  своей  уверенности  и  свободы,  не  видит  выхода,  пускает  в  свою  душу  одиночество  и  отверженность,  подавленность и  вину.

           Нашим  малышам  повезло,  так  как   у специалистов,  педагогов  накоплен  огромный  опыт  работы  с  особыми детьми,  мы - команда, мы  адаптированы в  профессиональном  плане  и  готовы решать любые  задачи,  которые  перед  нами ставит жизнь.

            Дошкольное  детство  - это  время  освоения  сенсорного,  чувственного  и  двигательного  опыта,  который  составит  в  дальнейшем  фундамент,  на  котором  ребенок  сможет  построить  собственную   мировоззренческую   систему,  осмыслив  каждый  факт  и  сопоставив   его  с другими.  

            Эффективное  завершение  этого  развития  способствует  не  только  формированию  более  высокого  интеллекта,  но  и  тех  личностных  особенностей,  которые  в  дальнейшем  составят  необходимую  основу  творчества:   инициативность,  любознательность,  стремление  понять  суть  проблемы,  а  не  просто  решить  поставленную  задачу  или  пассивно  запомнить  то,  что  предложил  взрослый.

             Ведущая  деятельность детей  дошкольного  возраста   с нарушениями развития  или  без  них  остается  неизменной – игровая.

«Мы  играем  не  потому,  что  мы  бываем  детьми,  но  нам  именно  для  того  и  дано  детство,  чтобы  мы  могли  играть».

                                                                                                 К. Гросс

          Игра  для  ребенка – серьезное,  полное  смысла  занятие,  которое  способствует  его  физическому,  психическому  и  социальному  развитию. Игра  для  ребенка – это  также  одна  из  форм  «самотерапии»,  благодаря  которой    могут  быть  отреагированы   различные  конфликты  и  неурядицы. Понаблюдайте  за  игрой  ребенка.  Как он  играет,  что  выбирает,  чего  избегает?   То,  каким  образом  ребенок  умеет  играть, - прекрасный  барометр,  отражающий  степень   его  благополучия   в  реальной  жизни.  Игра  с  детьми – это   решение  проблемы,  поиск  ответов,  цепочки  вопросов: «Как? Откуда? Зачем? Почему?».  Давать  систему  знаний          о  предметах  и  явлениях,  как  поиск  сути,  например,  через  сказку.

         

          Маленький  цыпленок, гуляя,  почувствовал  себя  одиноким,  ему стало скучно,  и  он  решил  подыскать  себе  приятеля  для  игры.  Первым, кого  он  встретил,  был  земляной  червь. В  ответ на  приглашение  поиграть  с ним  он  ответил: «Ну  как  же  я  могу  с  тобой  играть,  когда  ты  такой  большой,  а  я  такой  маленький!»  Расстроился  цыпленок,  что  он  такой  большой  и  побрел  дальше  и  встретил  теленка. В  ответ  на  просьбу  поиграть  тот  сказал: «Как  я  могу  с  тобой  играть,  когда  ты  такой  маленький,  а  я  такой  большой?»  «Какой  же  я  на  самом  деле?» - спросил  себя  озадаченный  цыпленок,  и  после  размышлений  догадался,  что все относительно.                                                                                (Норвежская сказка).

           В  нашем  дошкольном отделении созданы  все  условия  для  развития  игровой  деятельности,   собрано  много  разных  игр  на  развитие   всех высших психических функций,  которые  позволят  детям  научиться  сравнивать,  сопоставлять,  обобщать,  ориентироваться  в  пространстве.

           Игра под чутким руководством взрослым научит  ребенка  терпению,  умению  подчиняться  правилу,  соотносить  свои  желания  с  потребностями  других  участников,  достойно  принимать  поражение  и  в  конечном  итоге  подготовит  ребенка  к  обучению  в  школе.

          Похожей  на  игру  она  может  быть  только  на  первых  порах.  При  выработке  любого  навыка  требуется  преодоление  себя.

          Исследование  психологов  показали: причиной  школьной  неуспешности  многих  детей,  их  плохой  успеваемости   стало  как  раз  то,  что  в  дошкольном  возрасте  ребенок  «не  доиграл». В  погоне  за  ранним  развитием  детей, взрослые  лишают  ребенка  возможности  играть,  а взамен  сажают  их  за  парту, осваивать  чтение  в  4  года,  а  навыки  самообслуживания  при  этом  могут  быть  несформированы.  

         Часто родители склонны не придавать значения некоторым сложностям развития и поведения своего ребенка до определенного момента, так как дома  они компенсируются за счет гибкости поведения близких. Общая позиция родителей  и специалистов по отношению к сложностям ребенка способствует его успешному развитию и социализации.

           Таким образом,  у педагогов и родителей одна цель - гармоничное и эффективное  развитие ребенка. Домашнее воспитание важно как основа социального опыта, а внешнее воспитание - возможность проявления всех личных качеств в реальном мире.

           Нам  повезло,  мы  смотрим в одну  сторону, нам  легко и  интересно работать друг  с другом,  потому   что  рядом  с тобой  единомышленники + родители,  тогда  в итоге  =  хороший результат.

          Воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию  в  работе с детьми делают  основной акцент на процесс развития, который строиться с соблюдением основных концептуальных положений,   разработанных нашим коллективом:

  • Успешность усвоения знаний зависит от активности ребенка во время непосредственного взаимодействия с взрослым, от связи полученных знаний с жизнью ребенка;
  • Коррекционная работа в своей основе имеет личностно-ориентированный подход к ребенку,  концепцию сотрудничества, когда два субъекта образовательного процесса находятся в  партнерских отношениях, используют диалоговый характер общения.  Педагог должен учитывать стремление детей к развитию, к взрослению и к свободе;
  • В процессе получения новых знаний необходимо ставить ребенка в ситуацию успеха, создавать комфортные условия во время образовательной деятельности, стремиться, чтобы дети не боялись ошибиться, старались высказывать свою точку зрения;
  • Планируя  свою работу,   ориентируемся на актуальный уровень  ребенка и учитываем зону ближайшего развития, соблюдаем  принцип индивидуального темпа усвоения знаний, учитываем сензитивные периоды развития;
  • Стараемся работать  не над исправлением ошибок, а стремимся  организовать педагогический процесс так, чтобы предупредить возможные сложности, которые могут возникнуть у ребенка во время формирования той или  иной психической функции;
  • Дифференциация и доступность заданий для каждого ребенка с учетом не только возраста и актуального уровня развития, но и с учетом зрительного нарушения;
  • Оптимальное сочетание индивидуальной и  групповой работы;
  • Организуя педагогический процесс, педагоги стремятся к тому, чтобы ребенок  постепенно достигал полной самостоятельности  при выполнении заданий, также видел конечный результат своей деятельности;
  • Поиск,  заложенных природой, задатков в каждом ребенке, максимальное раскрытие выявленных природных задатков с учетом возраста и психического уровня ребенка;
  • Поощрение сотрудничества и взаимопомощи между детьми.

Если  взрослые  не  делят  детей   на обычных  и  особых,  то и дети    тоже.

Наши  дети  понимают,  что ограничение  возможностей не равно ограничению потребностей. Ведь  каждый  день  эта  истина,  подтверждается  обыденной  жизнью. Их  также  приводят  в детский  сад  мама или папа, они занимаются,  играют,  гуляют,  шалят,  расстраиваются,  если  что-то не получается,  фантазируют, поют, дружат. В конечном итоге  у  детей  формируется  понимание, что:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый имеет право на общение, поддержку, дружбу, быть услышанным.
  • Каждый способен чувствовать, сопереживать.
  • Если  улыбнуться миру, то мир улыбнется тебе в ответ.
  • Человек рядом с тобой точно такой же как и ты.

3. Анализ паспорта доступности  (в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 8 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи") позволил сделать вывод о том, что в дошкольном отделении ГБОУ Школы № 480 по адресу: Москва, ул. Б.Калитниковская, 32 создан порядок обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

  1. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяется  правилами обеспечения условий доступности для инвалидов объектов.
  2. Педагогические работники, работающие с детьми-инвалидами, на педагогическом совете  проинструктированы  по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
  3. В дошкольном отделении ГБОУ Школа № 480 по адресу: г. Москва, ул. Б. Калитниковская созданы следующие условия доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

-  возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания  на контрастном фоне);

- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта (необходимо предварительно заказать кресло-коляску, т.к. она находиться в главном здании  ГБОУ Школа № 480);

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

-  содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

-  надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе надписей, знаков и иной текстовой и графической информации на контрастном фоне;

-  адаптация официального сайта  организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

- обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;

- предоставление бесплатно  учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования (подставки с подсветкой «Сигма», аппарат «Светлячок»)

- оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

Итоговое заключение о состоянии доступности объекта: объект доступен для детей дошкольного возраста, в том числе для детей-инвалидов со специфическими расстройствами речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и сочетанными нарушениями.

  1. Наличие материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (специальное оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы).

      Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ в дошкольном отделении (большинство – это дети с нарушением зрения), определяет вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая архитектурные условия, кадровое, информационное, программно- методическое обеспечение и т. п.).

      Создание этих условий должно обеспечить не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство.

Архитектурная среда

Внеучебное пространство

Учебное пространство

Для слепых и слабовидящих, со сложной структурой зрительного дефекта

Для передвижения по коридору:

— зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета);

— тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение наощупь);

— зрительные ориентиры на стенах и дверях;

Помещения для проведения непосредственной образовательной деятельности:

- тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты наощупь);

- стены учебных кабинетов окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый;

- отсутствие  на окнах  темных штор, максимальное освещение групповых комнат и  кабинетов специалистов;

- учебная  доска и столы  имеют матовую поверхность

Специальное оборудование

- специализированный кабинет «Охраны зрения», где ежедневно, кроме выходных, дети получают лечение, назначенное врачом-офтальмологом:

 - большое количество тактильных модулей;

- дополнительное освещение на рабочем месте ребенка, использование подставок «Сигма» и проборов «Светлячок»;

-  комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром;

- кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Программно-методическое обеспечение.

Содержание образовательного процесса для детей  с нарушением зрения в ГБОУ Школа № 480 раскрыто в Адаптированной основной образовательной программе для слабовидящих детей, разработанной коллективом дошкольного отделения школы по адресу: ул. Б. Калитниковская, 32 на 2016-2020 уч.гг. на основе  комплексных  образовательных программы, а также парциальных программ и технологий различной направленности: 

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной.

 - Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»  под ред. Н.Е. Вераксы, соответствующей ФГОС ДО

      Программа может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей.

     Определение  АООП для  слабовидящего  ребенка осуществляется в соответствии с  рекомендациями ПМПК с учетом пожеланий родителей (законных  представителей).

В работе с детьми используются авторские разработки, получившие «Грант Москвы в сфере образования»:

  1. Авторская разработка  «Мы смотрим на мир и радуемся ему» разработанная учителем-дефектологом Лисовской Светланой Васильевной, которая включает в себя:

-  методику диагностики дошкольников с нарушением зрения;

- механизм проведения коррекционной работы;

- методические рекомендации к проведению коррекционных занятий; конспекты занятий по основным лексическим темам;

- картотеку дидактических игр для детей с нарушением зрения;

- примеры реализации проектной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, в ДОО.

   

      2. Авторская психолого-педагогическая программа развития и обучения детей   старшего дошкольного возраста  «Использование песка для формирования образа буквы  и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению», разработанная  педагогом-психологом  Корнеевой Надеждой Вячеславовной, которая включает в себя:

-диагностический инструментарий;

-методические рекомендации к проведению коррекционных занятий;

-план – конспекты   занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием песка;

-анкеты для родителей и педагогов;

- рекомендации  для  педагогов  и  воспитателей  по  проведению  коррекционно-развивающих  занятий  с  детьми  с  нарушениями  зрения.

Цель данной  программы – всесторонняя  подготовка  детей  к  школьному  обучению   в  игровой  форме   с  использованием  песка.

Дидактические материалы и пособия, применяемые в работе с детьми, имеющими  нарушения  зрения, соответствуют следующим требованиям:

  1. Материалы и пособия состоят из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов на карточках, листах бумаги, картона, фанеры (как контурные, так и закрашенные силуэты различной цветовой гаммы).
  2. Материалы и пособия для зрительного восприятия  яркие, насыщенные по цвету (в основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).
  3. Материалы и пособия имеют матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.
  4. Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).
  5. Основные признаки, имеющие наиболее важное информативное значение, выделяются и подчеркиваются.
  6. Фон изображения должен быть без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качеств.
  7. Материалы и пособия изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывают у ребенка желание играть и заниматься с ними.
  8. В изображении соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий).
  9. Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально – 20-30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.
  10.  Рассадка детей за столы происходит в соответствии с их диагнозами. За первые столы необходимо сажать детей, страдающих амблиопией высокой степени и расходящимся косоглазием, за последние столы – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.
  11. Во время занятий традиционная физкультминутка дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.

         Своеобразие подбора  предметной  атрибутики, игрушек, дидактических материалов, оборудования и технических средств обусловлено первичным дефектом, степенью его выраженности и характером вторичных отклонений  и особенностями контактирования детей со средой, способами и возможностями переработки информации и характером  коммуникативных возможностей и способностей.

5. Наличие службы психолого-педагогического консилиума в образовательном процессе.

     Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью.

Общее руководство работой ППк возлагается на руководителя ГБОУ Школа № 480  и  создается на базе комплекса соответствующим приказом.

       Состав ППк комплектуется из числа сотрудников образовательного комплекса и утверждается на каждый учебный год приказом руководителя ГБОУ Школа № 480. В состав ППк входят специалисты комплекса: председатель консилиума, педагоги учреждения с большим опытом работы, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог.

    ППк собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия;  консультирует родителей, педагогов, специалистов по вопросам профилактики, воспитания, обучения, педагогической поддержки детей с ОВЗ/инвалидами; готовит документы на городскую ЦПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка.

В задачи ППк ГБОУ Школа №  480  входят:

 – организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования: выявление уровня  и особенностей актуального развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи у детей;

- выявление резервных возможностей ребенка, определение основных направлений, форм и сроков специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в образовательном комплексе возможностей;

- выбор оптимальных для развития ребенка образовательных программ, соответствующих уровню его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных возможностей развития, адаптивности к ближайшему окружению;

- обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, что предполагает активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития;

-организация и анализ результатов диагностики динамики развития, социальной адаптации обучающихся с ОВЗ/инвалидностью; определение динамики развития и эффективности результатов реализации программ, в случае необходимости внесение изменений и дополнений;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;

- осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогам образовательного комплекса.

Кроме указанных основных задач ППк может решать и другие, имеющие более конкретную направленность и реализующиеся в различных видах деятельности сотрудников образовательного комплекса.

       Заседания консилиума разделяются на плановые и  внеплановые и проводятся под руководством председателя.  Периодичность проведения ППк определяется реальным запросом образовательной организации на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с особенностями  в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ППк проводятся не реже одного раза в квартал.

     Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников. Во всех случаях согласие на обследование и (или) коррекционную работу  оформляется в письменном виде.

       Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

       Рекомендации ППк являются обязательными для всех педагогов и специалистов Службы.

  1. Наличие договоров о сетевом взаимодействии.

  1. Наличие договоров о сетевом взаимодействии.

В ГБОУ Школа № 480 организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров:

- Детской городской поликлиникой г. Москвы № 104 (на территории дошкольного отделения ГБОУ Школа  № 480 по адресу Б. Калитниковская, 32 на основании договора функционирует кабинет «Охрана зрения» с врачом - офтальмологом и сестрой - ортоптисткой;

 - Центральной психолого-медико-педагогической  комиссией г. Москвы (для получения заключения на детей о предоставлении специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации);

- Городским психолого-педагогическим центром г. Москвы;

- Органами опеки и попечительства Таганского района г. Москвы;

- Центром социальной помощи семье и детям «Семья».

- Фондом  «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей»

- Центральной библиотекой   имени В.О. Ключевского и  В.Г. Белинского

           Взаимодействие с  социальными партнерами позволяет обеспечить для ребенка наиболее адекватный при его   особенностях развития образовательный маршрут, а также помогает максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России - 2017» - региональный этап

В 2016-2017 учебном году я входила в инициативную группу по подготовке материалов для участия нашей образовательной организации во Всероссийском конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России - 2017&q...

Материалы к региональному этапу конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»

Региональный конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» Номинация «Лучший инклюзивный детский сад»...

презентация "Лучшая инклюзивная школа России"

презентация о детском саде "Сказка"...

"Лучшая инклюзивная школа России 2021"

Номинация "Лучший инклюзивный детский сад "...

Презентация "Лучшая инклюзивная школа России"

Презентация "Лучшая инклюзивная школа России"В нашей дошкольной организации функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (32 ребенка). Важными...