Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
картотека (средняя группа)

Гречухина Елена Владимировна
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx57.55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

средняя группа

Тема: «Детский сад»

***

Этот пальчик хочет спать.

поочередно загибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить»

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише не шуми,

Пальчики не разбуди.

 Встали пальчики. Ура!

 с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, широко расставив пальцы.

В детский сад идти пора.

«Наша группа»

В нашей группе все друзья,

Ритмично стучат кулачками по столу

Самый младший — это я.

Разжимают пальчики поочерёдно, начиная с мизинца.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

«Дружба»

Дружат в нашей группе                  

Хлопают в ладоши.

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим                    

Стучат кулачками друг об друга.

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять              

Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на другой руке.

Мы закончили считать.

Тема: «Игрушки»

«У Антошки есть игрушки»    

У Антошки есть игрушки:      

Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

«Есть у нас игрушки»                      

Есть у нас игрушки:                          

Хлопки

Пластмассовые погремушки,

Встряхивают кулачки

Мишка мягкий меховой,                  

Сжимают и разжимают пальцы

Мяч резиновый цветной,                  

Делают шар из пальцев

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,                        

Руки сложить в круг перед собой

Шарик легкий надувной,                  

Я люблю играть с тобой.                  

Хлопают в ладоши

Тема: «Овощи»

«Урожай»

Осень в гости к нам идет,

Урожай с собой несет:

Попеременно: хлопки, удары кулачками

Капусту круглую,

Локти развести в стороны. Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара (капуста)

Картошку смуглую,

Сжать обе руки в кулаки (картошка).

Морковку сладкую,

Собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз

Свеколку гладкую.

Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка округлить (свекла)

«Овощи».

Раз – капуста, два – горошек,

На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого

Три – редис такой хороший.

А четыре – репка

Желтый мячик крепкий.

Пять – пузатый кабачок,

Все зажали в кулачок.

«Приглашаем в огород»

Приглашаем народ:

Сделать руками жест «к себе»

Заходите в огород!

Развести руки в стороны перед собой.

Проходите между гряд -

Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки, «шагают» по столу.

Там огурчики лежат,

Изобразить огурец, для этого сложить пальцы в форме овала

Помидоры висят,

Прямо в рот хотят.

Изобразить помидор, для этого сложить пальцы в форме круга

Рядом зреет репка

Ни густа, ни редка.

Изобразить репу, для этого сложить пальцы в форме сердечка.

Наберем мы овощей

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.

Для себя и для друзей.

Показать рукой на себя, потом на окружающих

Тема: «Фрукты»

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот.

Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней».

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибать пальчики, начиная с большого

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Опять «варить» и «размешивать»

«Фрукты».

Вот на белом блюдце в ряд

Фрукты спелые лежат:

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев, на каждое название фрукта.

Раз – чудесный апельсин,

Два – душистый мандарин,

Три – в атласном платье слива,

Аппетитна и красива!

А четыре – это груша.

Хочешь эту грушу скушать?

***

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Поочередно загибать пальцы

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя

Тема: «Грибы и ягоды»

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших

В лес пойдём мы погулять.

Обе руки идут пальчиками по коленкам

За черникой,

Загибают пальчики, начиная с больших.

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

«Ягоды»

Ягоды – это крыжовник,

указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

Запомнил ягоды я наконец.

Что это значит?

Поднимают плечи, удивляются

Я – молодец!

Большой палец вытягивают вперёд

 «Грибы»

Мы съедобные грибы

Долго собирали,

А потом своим друзьям

Вот что рассказали:

В бору вырос боровик,

Дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке

А под дубом дубовик,

На пеньке сидят опята –

Очень дружные ребята.

Вырос подосиновик

Под молодой осиною,

Крупный подберезовик –

Под белою березою.

Если с нами в лес пойдете,

«Идут» пальчиками по столу

Много вы грибов найдете.

Поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)

***

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг»

Показывают удивление, разводят руки в стороны.

Подосиновик, масленок,

Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой

руки.

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь —

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке,

Возвращаюсь я домой,

Все грибы нecy с собой.

Мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу!

Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.

Тема: «Деревья и кустарники»

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять

загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать.                                  

Сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы,                                                

Загибать по одному пальчику

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем                          

Пальчики «шагают» по столу

«Осень»

Ветер по лесу летал,                    

Плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый        

Загибать по одному пальчику

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку            

Спокойно уложить ладони на стол

Тема: «Одежда»

***

Раз, два, три, четыре, пять –

последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки

Будем вещи мы стирать:

кулачки имитируют стирку

Платье, брюки и носочки,

хлопки

Юбку, кофточку, платочки.

загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название одежды

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.

кулачки имитируют стирку

***

В понедельник я кроила,

Загибают по одному пальцу

А во вторник – платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг – белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

Тема: «Обувь»

***

Раз, два, три, четыре, пять

Будем обувь считать:

загибаем пальчики, начиная с большого

Раз – туфли,

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца

Два – сапожки,

Три ботинки,

Четыре – босоножки

И, конечно, тапки – пять.

Ножкам надо отдыхать.

***

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Загибают по одному пальчику, начиная с больших,

на обеих руках на каждое название обуви.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.

***

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Тема: «Представление о себе»

«Весёлый человечек»

Я – веселый человечек,

Я гуляю и пою.

Я – веселый человечек,

Очень я играть люблю

Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.

Разотру ладошки сильно,

Растирают ладони.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.

Руки я затем помою,

Потирают ладони.

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу

Складывают пальцы в замок.

«Дружные пальчики»

Эти пальчики щипают,

Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки

Эти пальчики гуляют,

Указательный и средний «идут» по другой руке

Эти - любят поболтать,

Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать,

Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.

Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

Тема: «Семья»

«Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

поднимают руку ладонью к себе

и в соответствии с текстом

в определенной последовательности загибают пальцы

Это – мама,

Безымянный

Это – я,

Мизинец

Это – бабушка моя,

Указательный

Это – папа,

Средний

Это – дед.

И у нас разлада нет.

Большой

***

Этот пальчик- дедушка,

Поочередно сгибать пальчики, начиная с большого

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик-я.

Вот и вся моя семья!

Показать всю ладошку

Тема: «Мой дом»

«Наш дом»

Этот дом – одноэтажный.  

Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

***

Стук-стук-постук, раздается где-то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Стучат кулачками один по другому

Вот с такою крышей,

Ладошки над головой

Вот с такими стенами,

Ладошки около щёчек

Вот с такими окнами,

Ладошки перед лицом

Вот с такою дверью,

Одна ладошка перед лицом

И вот с таким замком!

Сцепили ручки

Тема: «Посуда»

***

Мы в новом магазине посуду покупали:

руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять

Тарелки, блюдца, чашки

На полках выбирали.

поднимать поочередно пальцы правой руки

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

Набор ножей и вилок,

Шумовку и масленку.

поднимать поочередно пальцы левой руки

***

Посуду моет наш Антошка.

Потирать ладони друг от друга

Моет вилку, чашку, ложку.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца

Вымыл блюдце и стакан.

И закрыл покрепче кран.

Имитирующее движение кистью руки

***

Раз, два, три, четыре,            

Мы посуду перемыли:

Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.

И большую поварешку.  

Мы посуду перемыли,  

Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Снова загибаем пальчики.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,  

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.  

Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.

Тема: «Мебель»

***

Раз, два, три, четыре,

загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках

Много мебели в квартире.

сжимают и разжимают кулачки

В шкаф повесим мы рубашку,

загибают пальчики, начиная с большого

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

***

В нашей комнате-столовой –

Есть отличный СТОЛ дубовый,

На каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10

СТУЛЬЯ – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И берёзовый КОМОД,

Мама там бельё берёт.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

***

Эту мебель мы купили

С папой вместе в магазине.

Ритмично сжимают и разжимает пальцы рук

Это стул, на нем сидят.

Загибают пальцы на руке,

перечисляя мебель

Это стол, за ним едят.

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

Тема: «Животные леса»

***

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны («рога»)

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку

Там живет медведь

Руки опустить вниз, имитировать

покачивания медведя, шагают двумя пальцами

– указательным и средним – каждой руки

***

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое двустишие

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

удары ладонями и кулачками поочередно

«Лесное население»

Животных следы мы как книгу читаем.

Ладонями рук дети изображают открытую книгу

В лесу кто живет мы легко отгадаем:

Закрываем «книгу»

Вот лисьи следы,

Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежиные.

Вот беличьи, рысьи,

А это — оленьи.

Какое большое в лесу население!

Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз

«Кто живет в лесу»

Кто в лесочке живет?

Переплести пальчики, имитируя лес

Под корягой — старый крот,

Загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца

За горой — лисенок,

В ельнике — лосенок.

Под кустом — лисичка,

На сосне — синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать.

Сжимать и разжимать кулачки

Тема: «Зима: сезонные изменения»

***

Падают снежинки, белые пушинки.

Ладошки вытягивают вперёд

Падают на плечи,

по тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных

частей тела

Падают на ножки,

Падают на щечки, также на ладошки.

Падают на грудку, падают на нос.

С Северного полюса ветер их принес.

машут ладошками, показывая «ветер»

«Зима»

Снег ложится на дома,

Руки разводим в стороны, ладонями вниз.

Улицы и крыши.      

Руки «домиком».

Тихо к нам идёт зима,  

Палец к губам. «Идём» указательным и

средним пальцами одной руки.

Мы её не слышим…

Рука за ухом.

«Снег»

Снег сегодня шел с утра.

Быстро шевелить пальцами

Рада снегу детвора.

Хлопают в ладоши

Снег на ветках, на дорожках,

Поднимают руки вверх, шевелят пальцами

На носах и на ладошках.

Дотрагиваются до носа, показывают ладошки

Тема: «Новый год»

«Подарки»

Дед мороз принес подарки:    

«Шагают» пальчиками по столу.

Буквари, альбомы, марки,      

На каждое название загибают по одному пальчику, сначала на правой, потом на левой руке.

Кукол мишек и машины,          

Попугая и пингвина,              

Шоколадок пол мешка              

И пушистого щенка!  

Гав! Гав!                                              

Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты

средний и указательный пальчики–«ушки».

«Новогодний калейдоскоп»

Ой, мороз, мороз, мороз

Щиплет щеки,

указательным и средним пальцами обеих рук слегка пощипать себя за щеки

Щиплет нос,

За нос

Щиплет ушки,

За уши

Щиплет губки,

За губы

Забирается под шубки.

Прячут руки под мышки

Чтоб согреться, посмотри,

Всё, как следует, потри:

Трут ладони друг о друга

Щеки,

Потереть ладонями щеки

Носик,

Потереть крылья носа

Уши,

Потереть уши

Губы,

Потереть губы

Пар пошел даже от шубы.

разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них.

Тема: «Зимние забавы»

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.

Загибать пальчики по одному

Бабу снежную лепили.

Имитировать лепку комков

Птичек крошками кормили,

Крошить хлебушек всеми пальчиками

С горки мы потом катались.

Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А еще в снегу валялись.

Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли,

Отряхивать ладошки

Съели суп и спать легли.

Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку

«Что зимой мы любим делать?»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть,

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Тема: «Зимующие птицы»

***

Сколько птиц к кормушке нашей  

Прилетело? Мы расскажем.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Две синицы, воробей,

На каждое название птицы загибают по одному  пальчику.

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Опять   сжимают   и   разжимают   кулачки.

***

Прилетайте, птички!

«Зовущие» движения пальцев 4 раза

Сала дам синичке.

«Режущие» движения одной ладони по другой

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко.

Пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга

Эти крошки – голубям,

Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой

ладонью

Эти крошки – воробьям.

Вытянуть вперёд левую руку с раскрытой

ладонью

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

Тема: «Животные Севера»

«Кто на севере живет?»

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

Звери необычные к холоду привычные.

«Замок» - меняя положение пальцев

Вот песец из норки смотрит.

Соприкосновение подушечек пальцев  с большим пальцем образовывая «колечки».

Белый мишка важно ходит,

Пальчики – «шагают»

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан.

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Гордый северный олень

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Грузы возит целый день.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

«Пингвины»

Два пингвина пошли гулять,

Руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытягивают

А вторые – догонять.

Указательные пальцы начинают «скакать»

Третьи пингвины – бегом.

«Скачут» средними пальцами

А четвертые – пешком.

Не спеша передвигают безымянные пальцы

Пятые поскакали

Кулаки раскрываются полностью: «скачут» мизинцы

И в конце пути упали.

Расслабленные ладони падают на стол

Тема: «Транспорт»

***

Будем пальчики сгибать –     Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт,

Загибаем пальцы начиная с мизинца

Трамвай, метро и самолёт.

Все пальцы мы в кулак зажали,

Все виды транспорта назвали.

«Встряхиваем» ладонями

***

Садись-ка пальчик в вертолёт,

С тобой отправимся в полёт.

На каждое название транспорта

загибают по одному пальчику, начиная с большого

Сядем с этим мы в такси,

Он рад домой нас отвезти.

С тобой поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

С этим пальчиком в ракете

Полетим к другой планете.

Ну а с этим малышком

В зоопарк пойдём пешком.

Тема: «Профессии»

***

Много есть профессий знатных,

Соединять пальцы правой руки с большим.

И полезных, и приятных.

Соединять пальцы левой руки с большим.

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.

Сразу всех не называю,

Сжимать и разжимать кулачки.

Вам продолжить предлагаю.

Вытянуть руки вперёд ладонями вверх

***

Раз, два, три, четыре! Дети,

Сжимают пальчики по одному в кулачки

Много дел на белом свете.

Разжимают пальчики по одному из кулачков

Вот военные идут - они границу берегут.

Пальчики «шагают»

А швея иглу берет и одежду людям шьет.

Имитируют движения руки иглой при шитье

Дворник улицу метет, звонко песенку поет

Подражают движения дворника

Птичница во двор пришла, курам зерна принесла.

Выполняют упражнение «Кормление птиц»

Тема: «Армия»

«Защитники Отечества»

Сегодня праздник всех отцов

Сжимают и разжимают пальцы

Всех сыновей, всех, кто готов

Хлопают в ладоши

Свой дом и маму защитить

Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу

Всех нас от бед отгородить!

Сжимают и разжимают пальцы

«Бойцы-молодцы»

Пальцы эти-все бойцы

Растопырить пальцы на обеих руках

Удалые молодцы

Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу

Два-больших и крепких малых. И солдат в боях бывалых

Приподнять два больших пальца

Два гвардейца-храбреца

Приподнять указательные пальцы

Два – сметливых храбреца

Приподнять средние пальцы

Два – героя безымянных.

Но в работе очень рьяных

Приподнять безымянные пальцы

Два мизинца – коротышки

Приподнять мизинцы

Очень славные мальчишки!

Хлопнуть ладонями по столу

Тема: «Комнатные растения»

«На окне цветок колючий»

На окне цветок колючий

дети показывают ладошку перед собой

Смотрит за околицу.

Дети делают «бинокль» из ладошек

Вы его не троньте лучше

Грозим пальчиком

Очень больно колется.

Отдергиваем руку, как будто укололись

Не подушка для иголок,

Сложенные ладошки под щёчку

И не ёжик, и не ёлка,

Сделать «ёжика» и пошевелить пальчиками

Но не даст себя в обиду,

Потому что весь в иголках.

Отрицательный жест головой и указательным пальчиком

Тема: «Мама»

***

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи

Журналист и инженер,

Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек»

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх

Тема: «Знакомство с народной культурой»

«В гостях у сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками

Эта сказка – «Теремок».

Поочередно касаются большим пальцем остальных,

начиная с мизинца

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка»

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец

«Матрешки»

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

Имитируют движения

В гости к нам пришли матрешки.

«Шагают» пальчики по столу

Ложки деревянные,

Вытягивают руки, сложенные «ковшиком», вперед

Матрёшечки румяные.

Качают головой, поднеся руки к щечкам

«Дымковские барышни»

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские

Щеголихи слободские

Кумушки посадские

Попарно поочередно загибаем большие пальцы, указательные…

Наши руки крендельком,

Большие пальцы перекрестить, указательные «встретить» ногтями – «кренделек»

Щеки будто яблочки.

Сделать из рук надутый шарик – «яблочко»

С нами издавна знаком

Сгибать все пальцы по очереди попарно: большой «кланяется» большому, указательный – указательному…

Весь народ на ярмарке.

Перекрест пальцев, пожатие

«Матрешки»

Мы – красавицы матрешки,

Разжимают кулачки

Разноцветные одежки.

Шевелим пальчиками.

Раз – Матрена, два – Малаша,

Загибаем поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять

Нас нетрудно сосчитать

Разжимают кулачки 2 раза

Тема: «Весна; сезонные изменения»

«Весна шагает по планете»

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

Соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

Волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол

А из-под старой травки

Уже глядит цветок.

Ладони соединить и чуть раскрыть,  чтобы получилась чашечка цветка

«Весна»

Весна пришла по снежному,                    

По влажному ковру.

Ходят пальчиками по столу

Ходят пальчиками по столу

Руки на столе ладонями вниз.

Посеяла траву.  

Раздвигают — сдвигают пальцы.

Теперь зовет со всех концов  

Руки согнуты в локтях, пальцы                                                           открыты.

Гусей, стрижей и аистов,                      

Кукушек и скворцов                            

Загибают по одному пальчику на каждой руке.

Тема: «Первые весенние цветы»

***

Я родился! Я родился!

Ладони от груди поднимаем вверх 2 раза

Снег пробил

Ладони в форме бутона поднимаем на уровень глаз

И распустился

Раскрываем ладони, предплечья вместе

Ух, какой ты, снег, колючий

Грозят пальцем

О морозах зря мечтаешь

Хлопают себя по плечам и водят указательным пальцем влево-вправо

Скоро ты совсем растаешь

Ладонями машут от себя

Уплывёшь потоком в речку

Волнообразные движения кистями

И не скажешь ни словечка!

Указательный палец левой, а затем правой руки подносим к губам

«Подснежник»

К нам Весна лишь заглянула -

Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула  

Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный,  

Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник

Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

«Первоцвет»

Вырос цветок на весенней полянке,

Неплотно соединяют ладони

Нежную голову робко поднял.

Поднимают руки перед собой

Ветер подул - он качнулся неловко,  

Покачивают ладонями перед собой

Вперед и назад, налево, направо    

Вперед и назад, налево, направо

Тема: «Космос»

***

Раз, два, три, четыре, пять

По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

Загибают пальчики обеих рук

«Начинаем мы взлетать»

Раз, два, три, четыре, пять,

По очереди сгибают пальцы на обеих руках

Начинаем мы взлетать.

По очереди выпрямляют пальцы на обеих руках

На ракете улетим

Соединяют пальцы рук, поднять руки вверх

И всю Землю облетим.

Руки развести в стороны, сделать круг

На Луне мы «прилунимся»

Сжать пальцы в кулак

И на Землю возвратимся.

Соединить одинаковые пальцы обеих рук, округлив ладони

Тема: «Домашние животные»

«Домашние животные»

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать?

Поочередно загибаем пальчики на левой руке

Самых близких, самых верных-  

Каждый знает их, наверно

Хлопаем в ладоши

Лошадь, корова, собака и кошка

Указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке

Как назовем их?

Подумай немножко

Разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих

В доме с хозяином дружно живут

Значит, домашними все их зовут.

Изображаем руками крышу дома над головой

«Мне папа открытки купил»

Мне папа открытки купил,

Дети имитируют движения — ритмично «выкладывают открытки на стол»

Что вижу, сказать попросил.

«Смотрят в бинокль»

Я вижу свинью с поросятами.

Поочередно соединяют пальцы рук

Я вижу корову с телятами,

И вижу я кошку с котятами,

И вижу козу я с козлятами,

И вижу овцу я с ягнятами.

Домашних животных, которых я вижу,

«Смотрят в бинокль»

Всегда напою, накормлю, не обижу.

«Наливают воду», «дают миску с едой», гладят

Тема: «Мой город»

«Люблю по городу гулять»

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

«Шагают» пальчиками обеих рук по столу

НЕВСКИЙ – раз, ЗИМНИЙ – два,

На каждое название загибают по одному пальцу

Три – красавица НЕВА,

А четыре – мост ДВОРЦОВЫЙ,

Пять – гуляю по САДОВОЙ,

Шесть – к ИСААКИЮ схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, ЛЕТНИЙ САД.

Как красив его наряд!

Восемь – КРЕПОСТЬ у Невы,

Были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

МЕДНЫЙ ВСАДНИК на коне.

Десять – из-за поворота

Вижу НАРВСКИЕ ВОРОТА.

«Мой город»

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке

В город выйду погулять.

Загибают пальцы на левой руке

Вдоль по улице иду,

Разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке

Во все стороны смотрю.

Разгибают пальцы на правой руке

Как красиво все кругом,

Загибают пальцы на левой руке

В моем городе родном!

Загибают пальцы на правой руке

Тема: «Перелётные птицы»

«Грачи»

Мы лепили куличи.                                  

«Лепить пирожок»

Прилетели к нам грачи.                  

«Помахать крыльями»

Первый грач испек пирог,

Загибать пальчики  по очереди на одной руке

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,                      

 Выходи грачей считать.

Загибать пальчики на другой руке.

***

Мы построили скворечню

Для весёлого скворца.

Попеременно постукиваем кулачками друг

о друга и по столу

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Сводим руки над головой

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Соединяем каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза

«С юга птицы прилетели!»

Прилетел к нам скворушка- Серенькое перышко.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж

Все вернулись, прилетели,

Скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами сделать «клюв» («птицы поют»).

Тема: «Насекомые»

***

Прилетела к нам вчера

Машут ладошками

Полосатая пчела

На каждое название насекомого загибают пальчик.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам.

Пожужжали, полетали,

Машут ладошками, затем роняют ладони на стол.

От усталости упали.

***

Раз, два, три, четыре, пять

Насекомых надо знать:

Сжимать - разжимать пальцы в кулак.

Муха, бабочка, пчела,

Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.

Муравей, комар, оса,

Шмель, кузнечик и сверчок…

И у каждого шесть ног!

Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.

Тема: «Рыбы»

«Рыбка»

Рыбка плывет в водице,                            

Рыбке весело играть.

Сложить ладони вместе и показать, как плывет рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,

Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула,  

Снова показать как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла  

Сделать хватательное движение                                                                           двумя руками.  

Рыбка хвостиком махнула,                  Рыбка быстро уплыла.

Снова показать как плывет рыбка.

***

На закате дремлет пруд.

Руки кладут под щеку

По воде круги плывут –

На столе пальцами рисуют круги)

Это маленькие рыбки

Складывают ладони вместе и делают «рыбку»

Разыгрались там и тут.

Сжимают и разжимают пальцы

«Рыбы»

Десять рыб поймали мы –

В речке плавали они.

Показывают ладони с расставленными десятью пальцами. Показывают рукой волны.

Лещ, плотва, налим, карась,

Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб.

Окунь, щука, сом, ерш, язь

А десятый угорь был,

Загибают десятый палец

Он сорвался и уплыл.

Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию.

Тема: «Лето»

«Лето»

Солнцем ласковым согрето,  

За весной приходит лето.

«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

Будем в озере нырять

«Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.

И цветочки собирать.  

«Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.

«Вот за что люблю я лето?»

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Загибать пальцы по одному на каждый счет

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре-это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!

Тема: «Цветы»

«Цветы»

Ромашки белые цветки –

Как пальцы маленькой руки.

Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».

И вот слетаются жуки

Считать ромашки лепестки.

Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.

«На лугу»

Ранним утром на лугу                                

По сырой траве иду,

Дети «ходят» пальцами.

Соберу цветы друзьям

И по одному раздам:

Округленные ладони с раздвинутыми пальцами                                                                       отводят в стороны.

Роме — ромашку,  

Показывают большой палец.

Алле — фиалку,  

Показывают указательный палец.

Васе — василек,                                              

Синенький цветок.

Показывают средний палец.

Колокольчик — Коленьке,

Показывают безымянный палец

Одуванчик — Поленьке,                          

Показывают мизинец.

Тема: «Правила дорожного движения»

«Дорожных правил очень много»

Дорожных правил очень много.

«Грозят» пальчиком

Раз - Внимание дорога!                              

Загибают поочередно пальцы

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать                              

Хлопки руками

И всегда их выполнять.  

Показывают «класс!» большим пальцем

«Перекресток»

Там, где шумный перекресток,

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Где машин не сосчитать,

Поочередное загибание пальцев на руках

Перейти не так уж просто,

если правила не знать

Покачать головой

Пусть запомнят твердо дети: верно поступает тот

Показать указательный палец правой руки, остальные пальцы сжаты в кулак

Кто лишь при зеленом свете

Хлопки в ладоши

Через улицу идет!

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

***

На столе свеча большая

Стоит стройная, прямая.

Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой

Загорелся огонек,

Наклоняют ладони вправо-влево

Заметался как зверек.

Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы

Тема: «Перелётные птицы (осенью)»

«Перелётные птицы 1»

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

Машем руками

Все растаяли вдали 

Ладонь «козырьком» ко лбу

Аист, цапли, журавли

Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы

«Перелётные птицы 2»

Птицы перелетные

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

В стаи собираются,

Сжимают пальцы рук в кулаки.

В края теплые летят,

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

До весны прощаются.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке

Тема: «Животные жарких стран»

«В саванне»

Тигр, жираф, огромный слон,

Зебра, пума и бизон,

Два шакала, бегемот,

Вот стоит разинув рот.

На каждое название животного загибают по одному пальцу, начиная с мизинца правой руки.

А над ними – царь зверей.

Назови его скорей.

К концу стихотворения, назвав льва, разжимаем пальцы.

«Слон»

На прогулку вышел слон,

Хоботом качает он.

Топ-топ, топ-топ…

Средний палец правой руки – «хобот», все остальные пальцы – «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли

Говорю слону я: «Стоп!»

Слон останавливается

«Животные жарких стран».

Носит бедный носорог

На носу тяжёлый рог,

А тяжёлый бегемот

Без забот идёт-бредёт.

По песку бредёт верблюд,

И ему не жарко тут.

Кверху голову задрав,

Щиплет листики жираф.

И на ветках обезьяны

Чистят вкусные бананы.

Загибание пальцев на каждое животное.

«В жарких странах»

Если в жаркую страну, я случайно попаду,

Сжимать и разжимать пальцы в кулаки

То увижу там шакала,

Соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль», поднести к глазам

Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва.

Поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках

Крокодила и слона.

Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак

Хорошо живётся им -

Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак

Не бывает снежных зим!

Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны

Тема: «День Победы»

«Наша армия»

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

 Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

Методическое пособие: «Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года».

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Лексические темы : Осень, Зима, Весна, Лето...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

Материал содержит систематизированные в соответствии с лексической темой пальчиковые игры....

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей 5-6 лет

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего возраста....

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

"Чем больше уверенности в движении детской руки,тем ярче речь ребенка,чем больше мастерства в детской руке,тем ребенок умнее"....