Волшебный мир общения
проект (старшая группа)

Огородникова Анна Сергеевна

Формирование у детей навыков общения  в различных жизненных ситуациях. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Помочь в усвоении и реализации адекватного поведения, преодоления противоречий в межличностных отношениях. Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_obshcheniya.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «УЛЫБКА»

Проект на тему

"Волшебный мир общения"

составила

педагог-психолог

Огородникова Анна Сергеевна

сроки реализации:  октябрь 2016 г. – март 2017 г.

Актуальность проекта

Наблюдения за межличностным общением детей старшего дошкольного возраста показали, что большинство из них испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими. Они появляются из-за низкой самооценки, замкнутости, неуверенности в себе, из-за того, что дети много времени проводят за компьютером. В результате они не умеют общаться друг с другом, со взрослыми, выстраивать диалог, совместно выполнять какую-либо деятельность.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит от опыта общения со сверстниками, что является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который вызван потребностью совместной деятельности.

Способность общения необходимо развивать с раннего возраста. Коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении. Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие люди, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки

      Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в одну группу, в кратчайшие сроки создать коллектив.

Осознание этой проблемы усиливается тем, что старший дошкольный возраст – это не только сенситивный для развития детской коммуникации период, но и своеобразный «мостик» между детским садом и школой, когда перед ребёнком встают новые требования к организации собственного общения.

.

Паспорт   проекта

Структура

Содержание

1.

Тема

"Волшебный мир общения"

2.

Руководитель проекта

Огородникова Анна Сергеевна, педагог-психолог

3.

Участники проекта

Дети старших и подготовительных групп

4.

Сроки реализации проекта

Октябрь  2016 -  март 2017 год

5.

Цель проекта

Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков общения.

6.

Задачи проекта

формировать у детей навыки общения  в различных жизненных ситуациях. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Помочь в усвоении и реализации адекватного поведения, преодоления противоречий в межличностных отношениях. Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу.

7.

Ресурсы проекта

Дидактический материал: «Мир эмоций».

Наглядные пособия: (иллюстрации, фотографии, рисунки), Оборудование сенсорной комнаты: (Большой пуфик-кресло с гранулами; детское складное кресло-трансформер; мягкая платформа с угловым зеркалом и пузырьковая колонна; детское панно  «кривое зеркало»; грозовая туча, сухой душ.

Коммуникативные игры на развитие навыков общения.

8.

Ожидаемый результат

Снизить детскую конфликтность, наладить дружеские взаимоотношения между детьми, создать благоприятную атмосферу в детском коллективе, обогатить опыт детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей

Этапы реализации проекта

Этап 1 подготовительный (октябрь 2016 г.)

-      Выбор темы и разработка психолого-педагогического проекта.

- Разработка системы игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.

-. - Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме

общения.

- Подборка диагностического инструментария для диагностики  эмоционального состояния и коммуникативной деятельности детей.

- Диагностика детей.

Этап 2. Основной (ноябрь 2016г. - февраль 2017г.)

- Анализ результатов  проведенной диагностики.

- Создание  картотеки игр на развитие коммуникативных способностей.

-Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей на основании диагностических данных

- разработка примерных конспектов развивающих занятий.

Этап 3 Итоговый (март 2017г. )

- подведение итогов реализации проекта.

- коллективная работа «Дерево добрых слов».

Содержание работы по развитию коммуникативных навыков общения у детей

        

Содержание работы

Задачи

Сроки исполнения

1.

Методика «Два дома» Т.Д.Марцинковская

Входная диагностика уровня развития коммуникативных навыков "

Определение статуса ребенка в группе дети

октябрь

2.

Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет

Определение ведущей формы общения

октябрь

3.

Развивающие занятия на темы: «Радость и грусть», Злость и обида», «Страх», «Страх и удивление», «Потребность в признании», «Внимание к другому», «Взаимопомощь», «Сотрудничество», «Взаимодействие», «Работа в парах», «Что такое дружба», «Какие чувства мешают дружить».

Развитие коммуникативных навыков. Формирование навыков сотрудничества, формирование эмоциональной стабильности.

ноябрь-февраль

4.

Создание картотеки игр на развитие коммуникативных способностей

Обогащение опыта по навыкам общения

декабрь

7

Коллективная работа «Дерево добрых слов»

Закрепление полученных знаний

Февраль

8.

 Игра «Мешочек добрых пожеланий»

Повысить настроение у детей

февраль

Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков с детьми старшего дошкольного возраста

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

1.

«Радость и грусть»

Научить детей осознавать свои эмоциональные состояния (радость-грусть)

«Поздоровайтесь носиками, спинками, плечиками» «Игра покажи эмоцию»,  Игра «Грустное животное, веселое животное»,  Упражнение «Доброе животное»

2.

«Злость и обида»

Научить детей осознавать свои эмоциональные состояния (злость и обида)

Упражнение «Подари улыбку», Упражнение доброе животное», Игра «Паутинка», «Сказка О Сердитом льве», рисунок доброго и злого льва.

3.

«Страх»

Научить детей вербализовать свои эмоциональные состояния. Развивать у детей умение управлять выражением своих эмоций.

Упражнение «Я дарю тебе хорошее настроение», Упражнение «Покажи эмоцию», разговор о чувствах, рисунок на тему «Чего вы боитесь»

4.

«Страх и удивление»

Развивать у детей восприимчивость к состоянию других людей, научить детей преодолевать негативные эмоциональные состояния

Упражнение «Я рада тебя видеть», Упражнение «Незнайка», Игра «Скажи, чего я не боюсь»

5.

«Потребность в признании»

Развивать у детей наблюдательность, внимание к окружающим

Упражнение «Здравствуйте», Игра «Заяц и волки», игра «Паровозик с именем», рисунок на тему «Я и мой друг»

6.

«Внимание к другому»

Развивать сочувствие\. Понимание чувств и переживаний другого человека.

Упражнение «Рукопожатие», Упражнение «Зеркало», Игра «Внимательные глазки», упражнение «Внимательные ушки».

7.

«Взаимопомощь»

Развивать умение видеть ситуацию глазами другого человека

«Упражнение «Поздоровайтесь глазами», игра «Акула и рыбки», Этюды «Что нужно сделать»

8.

«Сотрудничество»

Развивать умения согласовывать свои действия с действиями другого человека.

Упражнение «Назови себя взрослым именем», Упражнение «Передай по кругу», Игра «Пловцы и акулы», Игра «Два барана», Игра с мячом «Что хорошо делать одному, а что вместе»

9.

«Взаимодействие»

Учить детей помогать друг другу, выручать в сложных ситуациях.

Упражнение «Здравствуй», упражнение «Слепой и поводырь», упражнение «Сиамские близнецы»,

10.

«Работа в парах»

Учить детей решать конфликтные ситуации мирным, конструктивным путем, уступать друг другу.

Упражнение «Передай рукопожатие», игра «Четыре стихии», упражнение «Лабиринт», Рассказ о двух девочках, коллективная работа, упражнение «Насос и мяч».

11.

«Что такое дружба»

Развивать умения высказываться и слушать высказывания другого.

Игра «Рукопожатие», Работа со сказкой «незабудка не смогла подружиться», игра «Волшебник», упражнение «Вместе мы большая лента»

12.

«Какие чувства мешают общению»

Обобщение представлений детей об эмоциональных состояниях

Упражнение «Воздушный привет», работа со сказкой «Особенное растение», обсуждение прочитанного, упражнение «Вместе мы большая лента»

Итоговый этап (март 2017г.)

Завершающий этап включает в себя обработку диагностических результатов и соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с полученными.

Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

 - оценка эффективности реализации проекта;

-определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

- Проводя работу по проекту "Волшебный мир общения" в период с октября 2016 г. по март 2017 г. можно сделать следующие выводы:

 - удалось наладить дружеские отношения между детьми.

- дети обогатили свой опыт о способах выражения своих эмоций, стали лучше понимать состояния других людей.

Литература

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
  2. Закон « Об образовании» Российской  Федерации.
  3. Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.
  4. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
  5. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций».
  6. Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».
  7. Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»
  8. Марциновская Т.Д. Методика « Два домика».
  9. Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет.
  10. И.Л.Арцишевская Тренинг коммуникативных навыков у дошкольников «Учусь дружить» - М., 2016.
  11. С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 2007 г.
  12. О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина Тропинка к своему Я. - М., 2005.
  13. М.И.ЧистяковаПсихогимнастика. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебный мир общения"

Данные педагогический проект предназначен для детей 4-5 лет. Его целью является развитие коммуникативных навыков детей среднего длшкольного возраста...

Презентация "Волшебный мир общения"

Улучшение взаимоотношений между детьми среднего дошкольного возраста через развитие коммуникативных качеств....

Проект Волшебный мир общения

Целью данного проекта является воспитание навыков эмоцонально-доброжелательного отношения с людьми Показаны этапы реализации проекта .Разработан перспективный план работы по воспитанию коммуникативных...

Проект « Волшебный мир общения»

Проект« Волшебный мир общения»оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность....

Психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения». Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Данный материал способствует для социально-коммуникативного развития  детей дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр в соответствии с ФГОС....

Проект: "Волшебный мир общения"

Долгосрочный проект: "Волшебный мир общения" для детей и родителей старшей, подготовительной группы. Цель проекта: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность. Проект...

Проект " Волшебный мир общения"

Проект "Волшебный мир общения". Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольног возраста в условиях ДОУ и семьи средствами инновационных технологий...