"Игры–головоломки для старших дошкольников направленные на развитие мышления"
методическая разработка по математике

Богулян Светлана Степановна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад «Оленёнок» город Муравленко ЯНАО

Методическая разработка

Игры–головоломки для старших дошкольников направленные  на развитие мышления.

Богулян С.С.

воспитатель,

первая квалификационная категория

г.Муравленко

Американский психолог Эрих Фромма говорил: «Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».

Игра является важным средством формирования психических функций малыша, его интеллекта. Главное назначение игр — развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, мы предлагаем дошкольнику пищу для подражания, повторения, с другой — предоставляем поле для фантазии и личного творчества.                                                                             Точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. И то и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребенок – «существо играющее».

Одним из видов игр, специально созданных для умственного развития, являются игры-головоломки, т.е. загадки, задачи, требующие для своего решения догадливости, сообразительности. Догадке как способу решения головоломки предшествуют такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия и др. они осуществляются в условиях активного поиска, творческого подхода.

Классифицируют игры-головоломки по разным признакам: по содержанию, значению, характеру мыслительной деятельности, особенностям материала и т.д. Например, З.А.Михайлова, относя головоломки к разряду развлечений, подчеркивает: любая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего «замаскирована» занимательными внешними условиями задачи. З.А.Михайлова предлагает следующую классификацию головоломок:

- арифметические (угадывание чисел);

- геометрические (на разрезание, с проволокой, на сложение определенных фигур);

- буквенные (кроссворды, шарады);

- старинные головоломки (головоломки с палочками).

В своей работе я стараюсь расширить возможности известных многим игр-головоломок: «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Танграм». Данные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное мышление, становятся незаменимыми помощниками в организации праздников и конкурсов. В эти игры можно играть одному, двоим, группой. Остановлюсь более подробно на возможностях   эффективной реализации логических задач через игру «Танграм».

Перед нами контуры фигур. Один напоминает медведя, другой - ворона, третий — бегучего человека. Вот детали игр; Чего проще? Взял и собрал, кого захотел. Однако сделать это непросто. Каждый контур словно несет в себе какую-то тайну, которую обязательно надо раскрыть. А суть этой игры заключается в следующем: в процессе объединения разрозненных деталей в целое, поиска среди множества различных комбинаций одной-единственной, которая даст именно нужное изображение,  сравнения полученного результата с образцом, анализа и преобразования изображения эффективно развивается интеллектуальная сфера дошкольников.

Задания, постепенно усложняясь, учат ребенка основам составления изображения, формируют способность видеть часть и целое, совершенствуют операции анализа и синтеза, способствуют развитию логического, творческого и конструктивного мышления, пространственных представлений.

«Танграм»

Игра «Танграм» - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу. Данная игра

воспитывает внимание, память, выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;

воспитывает аккуратность в работе;

воспитывает желание прийти на помощь товарищу.

Развивает логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве

Развивает мелкую моторику                                                                                            

Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Во время игры в «Танграм» у детей закрепляются навыки количественного счета. Всего 5 треугольников, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний по величине треугольник. (Всего в игре 7 танов).

Дети практически овладевают порядковым счетом. Так, если считать таны картинки “Ракета” сверху вниз, то квадрат стоит на пятом месте, маленькие треугольники стоят на первом и четвертом месте, средний треугольник – на третьем, большие треугольники – на шестом и седьмом месте

Считая таны сверху вниз, слева направо, дети упражняются в ориентировке на листе бумаги.

Составляя ту или иную картинку, дети сравнивают по величине треугольники, определяют место для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры «Танграм».

Постоянно закрепляется знание детьми геометрических фигур в данной игре (треугольника, квадрата и четырехугольника).

Играя, переставляя, маленькие картонные фигурки-таны, дети тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.

Кроме того, все фигуры (исключая состоящие из двух деталей) представлены в нескольких видах:

  • Черный силуэт.
  • Частичная разметка контура фигуры, где показана одна или две детали, а остальные нужно «увидеть».
  • Полная разметка контура по деталям.
  • Разметка контура в натуральную величину для наложения деталей фигурок.

Подобные занятия стимулируют психическое развитие ребенка, совершенствуют его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения собственно учебной программы.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Процесс ознакомления с игрой включает несколько этапов:

На первом этапе освоения игры «Танграм» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам

Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении. Содержание работы на втором этапе развертывания игр: это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей.

Третьим этапом следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку воссозданного изображения с образцом

Следующий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных. Это доступно детям 6-7 лет при условии обучения. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.

Приемы работы по введению игры «Танграм» с детьми старшего дошкольного возраста могут быть различными:

Игра как часть ОДД по ФЭМП в течение 5-7 минут. После освоения детьми основных приемов работы можно ввести элемент соревнования, и тот, кто быстрее других выкладывает картинку, получает награду-фишку.

Детей это еще больше заинтересовывает. Это позволяет проводить математические досуги, соревнования, где дети играют до 20минут.

Хочется отметить, что данную игру можно успешно использовать не только в организованной детской деятельности по ФЭМП. К выстроенным образцам можно «привязать» стихи, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Играя в «Танграм», дети заучивают этот материал, закрепляя и автоматизируя звуки в чистоговорках и скороговорках. У детей обогащается речь, тренируется память.

После выкладывания картинки животного можно предложить детям следующие речевые игры и задания:

·      «Назови ласково» (предмет или его части – лисичка, медвежонок, головка, ушко, хвостик);

·      «Сосчитай до 5» (1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят)

«Назови слова-действия» Что может делать лиса? (Бежит, сидит, петляет, хитрит);

·         «1 и много» (щенок – щенки, медвежонок – медвежата, ухо – уши);

·         «Кого нет?» (Гусей, зайчат, волчат);

·      «Назови слова-признаки» (Какой котенок? - добрый, ласковый, доверчивый);

·      «Два в одном» (у зайца быстрые ноги - быстроногий);

·      «Назови, чей, чья, чье?» (Работа с притяжательными прилагательными:  лисий хвост, медвежье ухо).

Наблюдения за детьми подтвердили, что данная игра развивает умственные и речевые способности у детей.

Конечно, не все дети одинаково активно включились в эту игру,   У некоторых детей были проблемы с пространственным восприятием фигур, не хватало умений для составления новых фигур, путем присоединения одной из фигур к другой. С такими детьми играем индивидуально, предлагаю картинки для игры дома всей семьей. Результаты были неожиданными, дети стали выравниваться, кто-то быстрее, кто-то медленнее в выкладывании изображений. Победив свою застенчивость, замкнутость, эти ребята стали более внимательны, любознательны, активны. Игрушки, посуда, транспорт, человек, семья, цветы, грибы, насекомые, рыбы и многое другое. Из 7 фигурок-танов   можно сложить все что угодно. Детско-родительский проект «Страна Танграмия», реализованный в нашей группе яркое тому подтверждение. Когда выкладывание большей части изображений из имеющегося в группе альбома со схемами к игре «Танграм» перестало вызывать затруднения у воспитанников, и интерес к игре стал понемногу угасать, детям было предложено разработать свои оригинальные изображения и вместе с родителями продумать оформление и презентацию своей работы. Обязательным условием было сочинение загадки о своем изображении, подборка интересных фактов о нем, пословицы, поговорки или увлекательный рассказ, который, к тому же, мог сопровождаться мультимедийной презентацией. И дети и взрослые активно включились в работу над проектом, а конечным продуктом стал рукотворный альбом «Наша ТАНГРАМиЯ», в который вошли 24 новых оригинально оформленных изображения.    Данная работа способствовала сплочению детей и родителей, оптимизации детско-родительских отношений. Подводя итог всему, сказанному выше можно сказать, что данная игра, наряду с такими играми, как «Колумбово яйцо», «Монгольский квадрат» таит в себе большие возможности для интеллектуального развития старшего дошкольника, способствует развитию творческого мышления, установлению партнерских, доверительных отношений между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса (ребенок, родитель, педагог).+

Список литературы

1. Л. Кэрролл: «Алиса в стране чудес».

2. Кордемский Б.А., Русалев Н.В. «Удивительный квадрат», Москва, 1994, «Столетие»;

3. Кордемский Б.А., «Математическая смекалка», «Манускрипт», Санкт-Петербург, 1994.

4. Перельман Я.И., «Занимательная геометрия», издательство «АСТ», Москва 2003.

5. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. - М.: Оникс, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-головоломки для детей старшего дошкольного возраста

Представлены игры для детей старшего дошкольного возраста, которые направлены на развитите логического мышления...

Развивающие игры и игры- головоломки для детей старшего дошкольного возраста

Развивающие игры и игры-  головоломки для развития логического мышления у детей...

«ИГРЫ - ГОЛОВОЛОМКИ ПО ФЭМП КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Игры-головоломки по ФЭМП имеют важнейшее значение для  интеллектуального развития ребёнка . Игра для дошкольника – способ познания  окружающего мира. Она является средством воспитания,...

Консультация для родителей на тему: «Игры – головоломки для детей старшего дошкольного возраста»

Игры – головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое вр...

Игры – головоломки для детей старшего дошкольного возраста.

Игры головоломки , игры конструкторы известны с давних времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости фигуры по заданному образцу...

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников ( внимание, память, мышление, воображения, восприятия, тонкой моторики) - рекомендации для родителей

Развитие ребёнка всегда успешнее, если воспитатели и родители делают это вместе с интересом и увлечением....