Рабочая программа воспитателя 2 младшей группы
рабочая программа (младшая группа)

Ельцова Светлана Карловна

Для работы с детьбми  младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.rar278.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Рассмотрено на заседании

 Методического совета МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма»

Протокол № 1 от 04.09.2018

Председатель  

______________Ю.Е. Агафонова

Принята

                       Педагогическим советом МДОУ  

                       «Детский сад «Солнышко» г. Надыма»

Протокол № 1 от 05.09.2018

Утверждена и введена в действие

приказом от 05.09.2018года № 41

Заведующий МДОУ «Детский сад

«Солнышко» г. Надыма»

______________Э.А. Куликов

      Рабочая программа

непрерывной  образовательной деятельности

«Ознакомление с миром природы»

образовательная  область  

«Познавательное развитие»

для детей второй младшей группы 

общеразвивающей направленности 

2 компонента непрерывной образовательной  деятельности в месяц

(всего 19 компонентов непрерывной образовательной деятельности в год)

2018/2019

учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,   непрерывной  образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы»  предназначена для детей 3-4 лет,  разработана в   соответствии с ФГОС на основании Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» (далее - МДОУ).

Образовательная деятельность в программе основывается на партнерских отношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построении образовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальном взаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандарта на практике.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Доронова Т.Н., Г. В. Кузнецова, О. Е. Веннецкая… «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»». – М.: Издательство АСТ, 2015.;
  2. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.;
  3. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 1. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – С - П «Детство-Пресс» 2002 г.;
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.:  «Просвещение» 2000 г.  

Ознакомление с миром природы во второй младшей группе осуществляется в рамках организации непрерывной образовательной деятельности (далее по тексту НОД).          

Рабочая программа рассчитана на 19 часов в год (1 час в две недели), длительность одного НОД – 15 минут.

Сопутствующие формы образовательной деятельности:

  • Совместная деятельность педагога с детьми – беседы утром общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций на определенные темы;
  • Подгрупповая и индивидуальная работа (по результатам обследования).
  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.
  • Непосредственное общение с животными и растениями на прогулках, экскурсиях.
  • Просмотр видеороликов о природе.

Цель рабочей программы:

Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Основными задачами данной рабочей программы являются:

  • Расширять представления о диких животных.
  • Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
  • Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой.
  • Расширять представления детей о насекомых.
  • Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды.
  • Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями.
  • Знакомить с комнатными растениями. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
  • Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
  • Дать представления о свойствах воды, песка.
  • Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
  • Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
  • Знакомить с правилами поведения в природе.

Новизна рабочей программы заключается в обновлении содержания программы в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Реализация национально-регионального компонента представлена по следующим направлениям:

 рассматривание иллюстраций, картин;

 использование подвижных, дидактических игр, физкультминуток народов Севера.

            Содержание рабочей программы  отражает: специфику  национально-культурных,  демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный           процесс.  

Реализация компонента МДОУ

При составлении рабочей программы  учитывался компонент МДОУ в соответствии с направлением работы по воспитанию у детей потребности у детей в здоровом образе жизни. В НОД включены физкультминутки, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика, стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал.

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Создание благоприятных условий, улучшение эмоционального состояния детей.
  • Снятие усталости, психологической напряженности и увеличение работоспособности.
  • Организация физминуток и снятие зрительного напряжения.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, а также соблюдения  элементарных общепринятых норм и правил поведения; развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье;

         «Речевое развитие» решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира;

«Художественно-эстетическое развитие» - использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области;

«Познавательное развитие» расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы;

         «Физическое развитие» - в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.  

 

Особенности организации образовательного процесса

Особенностью организации образовательного процесса является творческий подход педагога и поддержание интереса ребенка к выполнению задания. Предпочтительная организация образовательного процесса адекватная возрасту детей - фронтальная (групповая). Используемые методы: наглядные, словесные, практические.

Решение образовательных задач осуществляется в ходе организованной детской деятельности, режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

Для того, чтобы дошкольники получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой, некоторые формы работы проводятся на природе.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром является наблюдения. Они проводятся ежедневно. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения.

Формы организации образовательного процесса

Содержание работы

Формы работы

Форма организации детей

Культурные практики

Ознакомление с природой

Познавательная беседа, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений и иллюстраций, создание специальных ситуаций, музыкально-дидактические игры, целевые экскурсий и прогулки, игры и развлечения, продуктивная деятельность, проблемные ситуации, презентации.

Групповая,  индивидуальная

Тематический план

№ НОД

Раздел

Кол – во НОД

В том числе практической НОД

1,2,3,6,7,8,11,12,15,16,17,18

Явления живой природы

12

12

4,13,14

Животный мир

3

3

 9,10

Предметы (объекты) неживой природы

2

2

   5

Человек

1

1

   19

Контрольно – диагностическое

1

1

итого:

19

19

Планируемые результаты освоения программы детьми второй младшей группы:

К концу учебного года дети:

Знают:

  • домашних животными и их детенышей, особенности их поведения и питания.
  • некоторые растения данной местности: деревья, цветущие травянистые растения (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).
  • комнатные растения (фикус, герань и др.).
  • характерные особенности следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
  • правила поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Умеют:

  • узнавать лягушку.
  • наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
  • отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).
  • отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
  • понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).

Имеют представления:

  • о растениях и животных.
  • о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.).
  • о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).
  • о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
  • о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный -лепится), снега (холодный, белый, от тепла -тает).

Содержание работы

Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Знакомить детей с обитателями уголка природы: аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).

Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Учить узнавать лягушку.

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).

Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный - лепится), снега (холодный, белый, от тепла - тает).

Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Сезонные наблюдения

Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.

Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко - потеплело - появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.

Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематический план по образовательной области «Познавательное развитие»

непосредственно-образовательная деятельность «Ознакомление с миром природы»

 (вторая младшая группа  общеразвивающей направленности)

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема НОД

Опорные слова выражения

Содержание

Региональный компонент

Интеграция образовательных областей

Предметы (объекты) неживой природы

Явления живой природы

Животные

Человек

1

«Осень золотая»

Холодная, пасмурная, дождливая, листопад, дует ветер, осень

Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Познакомить с сезонным явлением – листопадом.

Различать осенние листья по величине и форме.

Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Развивать эмоциональ-ную отзывчивость детей, эстетические чувства.

Закрепить знания об осенней одежде человека.

Познакомить с сезонными изменениями, характерными для северного региона.

Речевое развитие: использование художественных произведений для формирования представлений об окруж. мире.    

Физическое развитие:

развитие игровой деятельности в части подвижных игр, физ.минуток;                               

2

«Овощи с огорода»

Обогащать словарь детей за счет прилагательных.

Познакомить с обобщающим словом – овощи.

Учить детей различать  по внешнему виду и вкусу, и называть овощи. 2.Расширять представления о выращивании овощных культур.

Воспитывать интерес к природе, любовь к родному краю.

Вызвать желание участвовать в инсценировке р.н. сказки «Репка».

Дать элементарные представления о климатических условиях нашего региона, препятствующих выращиванию овощей в обычных условий.

Речевое развитие: использование художественных произведений для формирования представлений об окружающем мире.    

Физическое развитие:

развитие игровой деятельности в части подвижных игр, физ.минуток

3

«Что нам лес подарил?»

Черника, брусника, клюква, голубика.

  1. Формировать первоначальное представление детей о ягодах, произрастающих в лесах Ямальского Севера.
  2. Воспитывать умение любоваться красотой ягод.

Знакомить с правилами поведения в лесу. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам живой природы, умение спокойно вести себя вблизи них.

Развивать познавательный интерес к природе своего края.

Социально-коммуникативное развитие: расширение кругозора в части преставлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

жизни.                       

4

«Знакомство с кошкой и собакой»

Собак, щенок, кошка, котенок, мяукает, лает, будка, пес.

1. Уточнить представление детей о собаке, кошке, как о домашних животных, их детенышах. Учить узнавать их на картинке, правильно называть, подражать им в звукопроизношении.

2. Формировать представление о способах ухода за домашними животными.

3. Учить слушать вопросы воспитатель, отвечать на них, стоить простейшие фразы.

1.Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними  животными.

2. Воспитывать бережное и заботливое отношение к собаке

Продолжать знакомить с живыми объектами, которые можно содержать в домашних условиях

Речевое развитие: использование художественных произведений для формирования представлений об окружающем мире.                                                 

5

« Наши помощники» (опыты, эксперимент

Глаза - смотреть, уши - слушать, нос - определять запах, язык-вкус, пальцы - форму, структуру поверхности.

Познакомить с органами чувств, с охраной органов чувств. Охотно включаться в совместные игры или другие действия со взрослыми.

Социально-коммуникативное развитие: расширение кругозора в части преставлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Физическое развитие:

Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.                        

6

« Вгостях у бабушки»

Домашние птицы, курица, петух, гребешок, жердочка, бородка, клюют. Коза, козлёнок. Части тела- голова, ноги, рога, хвост.

1. Учить детей отличать петуха от курицы по характерным признакам.

2. Дать элементарные представления о повадках домашних птиц.

Закрепить понятие, что домашние птицы живут рядом с человеком. Уточнять знания детей о роли взрослого по уходу за домашними  животными Воспиты

вать интерес к жизни птиц.

Речевое развитие: использование художественных произведений для формирования представлений об окружающем мире.                                                 

7

Подкормим птиц зимой»

Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц.Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.

Социально-коммуникативное развитие: формирование трудовых умений и навыков,  адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах.

Расширение кругозора в части преставлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

8

«Как звери в лесу готовятся к зиме?»

Динамические модели: «Заяц в лесу», «Медведь в берлоге»

Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе, поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму).

Дать знания о том, какую помощь оказывают люди зверям (лесным) Развивать у детей интерес к живой природе

Формировать представления детей о диких зверях нашей местности (медведь, заяц).

Художественно-эстетическое развитие Закрепление результатов восприятия художественных произведений.

Речевое развитие: использование художественных произведений для формирования представлений об окружающем мире

9

«В декабре, в декабре, много снега во дворе»

Зима белоснежная, снежинки, вьюга, метель, морозная, холодная.

Уточнять знания детей о зимних явлениях природы.

Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.

Закрепить знания о зимней одежде человека. Развивать чувствен

ность, наблюда

тель-

ность, любозна

тельность

  Развивать эмоцио

нальную отзывчи

вость детей, эстетичес

кие чувства.

Познакомить с сезонными изменениями, характерными для северного региона.

Физическое развитие:

развитие игровой деятельности в части подвижных игр, физ.минуток Художественно-эстетическое развитие: использование музыкальных произведений для обогащения содержания познавательной деятельности.

10

«Изготовление цветных льдинок» (опыт).

Льдинки, замерзает, растворяются.

Познако

мить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяются краски.

Развивать активность и любознатель-ность.    Проявлять интерес к общению с детьми, участвовать в ситуациях, объединяющих детей общей целью.

Уточнять представления детей о свойствах снега

Социально-коммуникативное развитие: формирование трудовых умений и навыков,  адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах. 

Познаватель

ное развитие: формирование целостной картины.

11

«Кто дает шерсть на теплые варежки и носки?»

Овечка, барашек, шерсть густая, кудрявая, завивается колечками; шерстяные нитки, называть вещи из овечьей шерсти.

1.Формиро

вать представление детей о внешнем облике овечки и барана.

2. Развивать умение определять принадлежность данных животных к домашним.

Воспитывать добрые чувства к домашним животным.

Обратить внимание на особенности сурового климата нашего региона и необходимости в теплой одежде.

Речевое развитие: использование художественных произведений для формирования представлений об окружающем мире.    

                                            

12

«Посадка лука»

Луковица, земля в горшке, полочка для рыхления, лейка с водой. Трудовые действия - ямка в земле, полив луковицы.

1. Закрепить знание о потребности растения в земле.

2. Закрепить представление о последовательности трудового процесса.

Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей. Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату

Воспитывать интерес к труду в природе.

Социально-коммуникативное развитие: расширение кругозора в части преставлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Расширение кругозора в части собственной трудовой  деятельности.

13

«У меня живет котёнок»

Активизировать словарь детей:  вода, молоко рыба.

 Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных.

3. Учить отличать Котёнка от взрослой кошки по

характерным признакам (величине, повадкам).

Дать знания о том, какую помощь оказывают люди домашним животным, и какую оказывают животные лоюдям. закреплять правила ухода за кошками.

Воспиты

вать желание прини

мать участие в уходе за кошкой.

Дать элементарные представления о рыбах, обитающих в северных реках. 

Речевое развитие: использование художественных произведений для формирования представлений об окружающем мире.

Художественно-эстетическое развитие Закрепление результатов восприятия художествен

ных произведений.

14

«Сравнение воробья и вороны»

Крылья, клюв, перья. Обсуждается размер крыльев, цвет перьев.

1. Закрепить знание детей о вороне.

2. Учить сравнивать двух птиц, находя признаки различия (величина тела, цвет перьев) и сходства (крылья, клюв, ноги).

Дать представление о роли человеке в жизни зимующих птицах. Развивать интерес к птицам ближайшего окружения, умение спокойно вести себя вблизи них. Дать детям элементарные представления о сезонных миграциях птиц.

Обратить внимание на птиц, прилетающих к кормушке, полюбоваться ими, закрепить название.

Физическое развитие:

развитие игровой деятельности в части подвижных игр, физ.минуток.

Социально-коммуникативное развитие: расширение кругозора в части собственной трудовой  деятельности.

15

«Прогулка по весеннему лесу»

(участку детского сада)

Весна, краски весны, пробуждение, зеленая травка, голубой ручеек, белое облако.

Знакомить  с характерными особенностями весенней погоды.Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать представления о простейших связях в природе.

Воспиты

вать бережное отноше

ние к пробуждению природы, к ее отдель

ным явлениям.

Знакомить детей с трудом людей весной.

Познакомить детей с особенностями  климатических условий, прихода весны в нашем регионе

Речевое развитие: использование художественных произведений для формирования представлений об окружающем мире.

Художественно-эстетическое развитие Закрепление результатов восприятия художественных произведений.

16

«Уход за комнатными растениями»

Цветущая, леечка, высокий стебелек, длинные листочки.

1.Формировать представления о комнатных растениях.

2. Развивать аналитическое мышление.

Воспиты

вать бережное отноше

ние ко всему живому

Воспиты

вать интерес к жизни растений своего края. Знакомить с деревьями и кустарниками на участке детского сада.

Социально-коммуникативное развитие: расширение кругозора в части преставлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

17

«Солнышко на

ножке»

Одуванчик – желтый, тонкий, высокий стебелек, длинные, узкие листья с зубчиками. Травка – зеленая, мягкая, нежная. Солнечный свет, тепло, влага, земля.

1. Уточнить знания детей о весенней травке и одуванчике, об условиях, необходимых для роста растения.

2. Формировать первоначальные представления о связях в природе (бабочки пьют сладкий сок цветов, не будет цветов – не будет бабочек.

Воспитывать бережное отноше

ние ко всему живому. Развивать желание ухажи

вать за растениями, относить

ся к ним с любовью и неж

ностью. Воспиты

вать в детях чувство прекрасного.

Обращать внимание детей на появление одуванчика в нашем городе, знакомить с климатическими условиями нашего региона.

Речевое развитие: использование художественных произведений для формирования представлений об окружающем мире.

18

«Там и тут одуванчики цветут»

Одуванчик – желтый, тонкий, высокий стебелек, длинные, узкие листья с зубчиками. Травка – зеленая, мягкая, нежная. Солнечный свет, тепло, влага, земля.

1. Продолжать уточнять знания детей о весенней травке и одуванчике, об условиях, необходимых для роста растения.

2.Продолжать формировать первоначальные представления о связях в природе (бабочки пьют сладкий сок цветов, не будет цветов – не будет бабочек.

Продолжать воспитывать бережное отноше

ние ко всему живому. Продолжатьразвивать желание ухажи

вать за растениями, относить

ся к ним с любовью и неж

ностью. Воспиты

вать в детях чувство прекрасного.

Продолжать обращать внимание детей на появление одуванчика в нашем городе, знакомить с климатическими условиями нашего региона.

Речевое развитие: использование художественных произведений для формирования представлений об окружающем мире.                                                                                                 

19

Контрольно – диагностическое


Список используемой литературы:

  1. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа.-М.:Мозаика-Синтез, 2015 г.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 1.Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – С-П «Детство-Пресс» 2002 г.
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».-Воронеж, 2004 г.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.:  «Просвещение» 2000 г.  

Параметры вводной диагностики

                                                            (II младшая группа)

                                                     Раздел «Растения»

ребенок знает:

  • названия некоторых деревьев, кустов, травянистых растений ближайшего природного окружения, уголка природы,
  • что нужно для  роста  растения?  (вода, тепло);

ребенок умеет:

  • выделять  признаки растений    (дерево высокое, трава зеленная, яблоко круглое);

ребенок имеет представления:

  • о сезонных  изменениях в жизни растений    (осенью листья желтеют и опадают,

зимой деревья стоят голые, весной распускаются листочки).

                                                      Раздел «Животные»

ребенок знает:

  • названия некоторых  диких и домашних животных и их детенышей, птиц,  рыб, насекомых;

ребенок умеет:

  • выделять видовые признаки;

ребенок имеет представления:

  • о  строении,  отдельных частей тела, характерных признаках (размер, форма),
  • об особенностях образа жизни: как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут.

                                                 Раздел  «Человек»

ребенок знает:

  • части тела, внешние органы чувств (глаза, уши, нос, рот), свой пол;

                                                           

                                                 Раздел «Неживая природа»

ребенок умеет:

  • определять сухой, влажный песок, отличать камни (большие, маленькие).

Методика  проведения вводной диагностики

                                                     ( вторая  младшая группа)

                                                     Раздел «Растения»

Подготовить картинки с изображением  огорода,  сада, леса,  комнатных растений.

Подготовить картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.

Подготовить модели понятий  «кустарники», «деревья».

Подготовить модели частей растений.

Подготовить картины с изображением растений в разные  сезоны года.                              

                                                      Беседа по картинкам

  1. Рассмотри картинку с изображением  растения (ий) , вспомни и назови: деревья,  

            фрукты и овощи.

  1.  Как ухаживать за растением?    (поливать)
  2. Рассмотри картинку и покажи; где дерево, где куст, где трава?
  3. Рассмотри и выбери картинки  с изображением растений в осенний,  зимний,

            весенний, летний период.

                                                      Раздел «Животные»

Подготовить картинки с изображением  диких и домашних животных, птиц, рыб.

Подготовить картинки с изображением животных (заяц, медведь, лиса) в разное время года.

 Д\и «Кто, где живет?»,  Д\и «Чей малыш?», Д\и «Кто как кричит?».

                                                        Беседа по картинкам

  1. Рассмотри  картинку с изображением животных, вспомни и назови: (дикие,  

            домашние).

             Найди детеныша животного, назови.

             Организовать Д\и «Чей малыш?»

  1. Рассмотри картинки и выбери домашних животных, диких животных, птиц, рыб.
  2. Рассмотри картинку  покажи и назови:  уши, хвост, глаза, лапы, клюв, крылья.
  3. Организовать Д\ и «Кто как кричит?», Д\и «Кто где  живет?»

                                                          Раздел «Человек»

Подготовить модели и   картинки с изображением строения человека

Подготовить модели или картинки органов чувств человека: уши, нос, рот, глаза.

Подготовить картинки с изображением эмоций человека.

                                                        Беседа по картинкам

  • Рассмотри картинку, назови части тела  человека? (По полу. По возрасту).
  • Назови внешние органы чувств человека.
  • Для чего человеку нужны: глаза, уши, нос, рот, язык и т.д.

                                                   Раздел «Неживая природа»

Подготовить наглядный материал: песок, камни и т. д.

  • Рассмотри и покажи сухой песок, влажный песок.
  • Выбери большой камень, маленький камень…..

                              Уровни усвоения программы второй младшей группы

                                                                (вводная диагностика)

 

Низкий. По предложению воспитателя ребенок показывает отдельные объекты природы, но называет лишь некоторые. Контрастные признаки не выделяет.  Отношения к объектам  природы неустойчиво.

Средний. В ответ на просьбу  взрослого ребенок показывает объекты природы, но называет его не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства. Эпизодически проявляет интерес к красоте объектов, удивление, радость.

Высокий. В ответ на просьбу ребенок показывает и называет объекты, отдельные их части, признаки и свойства. Совместно со взрослыми выполняет отдельные обследовательские действия; некоторые из них, освоенные, ранее использует самостоятельно. Охотно принимает участие в ходе и наблюдениях за неживой природой, животными и растениями. Проявляет интерес и радость при встрече с привлекательными объектами.


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Показатели достижения детьми освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования  по образовательному компоненту «Природный мир»    II младшей группы №___

  Дата проведения :________________                                                                                                Ф.И.О. воспитателя:_____________________     

                             

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

       

Фамилия, имя ребенка

                     Растения

        

             Животные

Неживая

природа  

Человек

Личный уровень

     1

    2

    3

     4

     1

 

    2

    3

    4

    1

    1

     

  Высокий_____%      Средний _____%       Низкий______%


Параметры итоговой диагностики

(II младшая группа)

Раздел «Растения»

Ребенок знает:

  • Названия некоторых деревьев, кустов, травянистых растений ближайшего природного окружения, уголка природы.
  • Рост и развитие растений.

Ребенок умеет:

  • Выделять общие и отличительные признаки растений  (дерево высокое, трава зеленая. Яблоко круглое)

Ребенок имеет представления:

  • О сезонных состояниях и изменениях в жизни растений.
  • О системе потребностей растений как живых организмов и местопребывания.

Раздел «Животные»

Ребенок знает:

  • Названия некоторых животных: зверей, птиц,  рыб, насекомых, земноводных ближайшего окружения.

Ребенок умеет:

  • Выделять видовые признаки, особенности внешнего строения, органы чувств, размер животного.

Ребенок имеет представления:

  • О системе потребностей животных и приспособленности к среде их обитания.
  • Об особенностях жизнедеятельности животных по сезонам.

                             

Раздел «Неживая природа»

Ребенок знает:

  • Названия времен года: осень, зима, весна, лето.

Ребенок умеет:

  • Выделять некоторые характерные приметы сезонов года.  Осень - листопад, идет дождь; зима - идет снег, холодно;  весна – бывает гроза; лето – солнце греет, тепло.

.

Раздел «Человек»

Ребенок умеет:

  • Называть части тела, внешние органы чувств: нос, рот, глаза, уши.
  • Определять пол, возраст: маленький, взрослый, старый, различать эмоции человека.

Методика  проведения  итоговой  диагностики

(II младшая группа)

Раздел «Растения»

Подготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, сада, леса, поля, комнатных растений.

Подготовить картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.

Подготовить модели понятий  «кустарники», «деревья».

Подготовить модели частей растений.

Подготовить картины с изображением растений в разные  сезоны года.                        

 Д/И «Путаница».  

Беседа по картинкам

  1.   Рассмотри картинку с изображением  растения(ий) , вспомни и назови: деревья, кусты,    

               фрукты и овощи.

  1.  Как растет растение? Расположи (нарисуй) картинки с изображением частей растений  

             по порядку роста растения.

  1.  Назови части растений. Почему части растений нужно расположить именно так?

             Организовать  Д\и «Путаница».

             Назови отличительные признаки деревьев и кустов.  

  1.  Рассмотри и выбери картинки  с изображением растений в осенний,  зимний, весенний,    

             летний период.

  1.  Что нужно делать, чтобы растение росло?  

             Почему растения любят много влаги, света, тепла?

             Где могут расти растения?

Раздел «Животные»

Подготовить картинки с изображением животных разных классов: диких и домашних животных, птиц, рыб.

Подготовить модели  понятий «птицы», «звери», «насекомые», «домашние животные».

Подготовить картинки с изображением стадий роста и развития животных, рыб, птиц, земноводных животных.

Подготовить картинки с изображением животных (заяц, медведь, лиса, белка и другие) в разное время года.

 Д\и «Кто, где живет?»,  Д\и «Чей малыш?»

Беседа по картинкам

  1.  Рассмотри  картинку с изображением животных, вспомни и назови: (дикие, домашние).

    Найди детеныша животного, назови.

    Организовать Д\и «Чей малыш?»

  1.  Найди модели к группам животных  «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые». Назови

    видовые особенности внешнего строения.

    Почему птица летает?

  1.   Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что

    потом?

    Где живет животное?   Чем питается?   Как передвигается?

    Организовать  Д\и «Кто, где живет?».

  1.  Как приспосабливаются животные к сезонным изменениям в природе?

Раздел «Неживая природа»

  1. Назови времена года: осень, зима, весна, лето.
  2. Как изменилась погода осенью: становится холоднее, часто идут дожди.
  3. Что ты знаешь о зиме: холодно, воды и земля замерзла, снег покрыл землю, день  короткий, а  ночь длинная.
  4. Что бывает весной: воздух теплый, солнце греет,  снег тает.

Раздел  «Человек»

  1. Подготовить модели и   картинки с изображением строения человека
  2. Подготовить модели или картинки органов чувств человека: уши, нос, рот, глаза.
  3. Подготовить картинки с изображением эмоций человека.

Беседа по картинкам

  1. Рассмотри картинку, назови части тела  человека? По полу. По возрасту.
  2. Назови внешние органы чувств человека.
  3. Для чего человеку нужны: глаза, уши, нос, рот, язык и т.д.

                                                  Уровни освоения программы

( 2 - я младшая группа)

Итоговая диагностика

Низкий.

     В ответ на просьбу взрослого ребенок показывает и называет объекты природы, наиболее яркие их признаки.

    Под руководством взрослого выполняет некоторые обследовательские действия.    

     Эпизодически принимает участие в уходе за растениями и животными.  

     Эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены. При выполнении

заданий, допускает более 2 - х  ошибок или не справляется с заданием.

Средний.

     Ребенок  самостоятельно и по просьбе взрослого различает несколько объектов природы, выделяет их признаки, свойства непосредственно в деятельности. Под руководством взрослого обследует объекты, сравнивает их по отдельным отличительным признакам. Сам проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1 – 2 ошибки.

Высокий.

     Ребенок различает и называет конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп.

     Определяет основное строение, некоторые особенности органов, замечает и понимает признаки живого, движение,  питание, состояние по сезонам. Устанавливает отдельные частные связи с помощью взрослого. Активно участвует в уходе за растениями и животными, включаясь в деятельность взрослых. Любопытен, эмоционален в общении с природой, проявляет бережное отношение к объектам природы. Правильно выполняет задания, мотивирует свои действия.

       


ПРИЛОЖЕНИЕ  №4

Итоговая диагностика освоения программы по разделу «Мир природы» второй младшей группы №__

                               Дата проведения (итоговая):________________                    Ф.И.О. воспитателя:_____________________ 

                                 

  №

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

№ п.

Фамилия, имя ребенка

           Растения

    Животные

   Неживая

    природа

Человек

Личный

уровень

    1

    2

    3

     4

    5

     1

 

    2

    3

    4

 1

  2

     1

Высокий_____%      Средний _____%       Низкий______%       Начало года______%       Конец года _____%  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Первая младшая группа Возрастной диапазон освоение программы 2-3 года

Рабочая программа ориентирована по многим направлениям опираясь на  возрастные особенности детей. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная дея...

Рабочая программа второй младшей группы дошкольной образовательной организации на основе Примерной программы "От рождения до школы"

Данная разработка рабочей программы воспитателей для работы с детьми с ОВЗ второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе Примерной программы "От рождения до школы"....

Рабочая программа Второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Рабочая    программаВторой младшей группыреализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)СодержаниеI. Це...

Рабочая программа второй младшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Рабочая программа воспитателя  второй  младшей группы №2 «Бабочки» Плосковой Ирины Николаевны  на 2015-2016 учебный годКалендарно-тематическое планирование (по программе &la...

рабочая программа воспитателя младшей группы по программе "Мозаика"

реализация программы "Мозаика" в младшей группе....

Рабочая программа второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до шко...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...