Реализация ФГОС ДО в области речевого развития посредством развивающей игровой деятельности (подвижные игры)
методическая разработка

Бочкарникова Елена Федоровна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация16.57 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ

Консультация для педагогов

Реализация ФГОС ДО в области речевого развития

посредством развивающей игровой деятельности

 (подвижные игры)

Составила воспитатель:

                                                                                I категории Бочкарникова Е. Ф

2017

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка.

Новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры. Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.

Подвижные игры являются не только средством физического воспитания детей, но и большое влияние оказывают на развитие речи детей дошкольного возраста.

Подвижные игры, используемые в работе с детьми, с целью развития речевых способностей, можно разделить  на три условные категории:

-способствующие развитию фонематического восприятия;

-направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;

-для активизации словарного запаса.

Давайте с Вами подробно рассмотрим каждую категорию подвижных игр и уясним их влияние на речевое развитие. Так как в игровой форме мышление протекает быстрее и учебный материал осваивается прочнее, запоминается легче, в связи с этим данные подвижные игры были использованы в старшей группе и соответствовали тематическим неделям.

1 категория – Подвижные игры способствующие развитию фонематического восприятия.

Фонематический, или речевой, слух – это способность улавливать, различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания звуков – слов, фраз, текстов.

Существенную роль в развитии фонематического восприятия играют русские народные игры, так как использовать их можно при работе с детьми с любым уровнем речевого развития. Они понятны, доступны, легко запоминаются и интересны детям.

Ученые доказали, что использование народных подвижных игр способствуют развитию фонематических процессов, следовательно и развитию речи (Ребенок овладевает правильной речью с помощью слуха).

Существует большое разнообразие подвижных игр, развивающих фонематическое восприятие. Сегодня мы с Вами поиграем в игру, с использованием музыкальных инструментов.

«УСЛЫШИШЬ – ПРЫГНИ, ТОПНИ, ПРИСЯДЬ, ПОХЛОПАЙ» 4 чел.

Ход игры: Дети встают в круг. Ведущий раздает каждому карточку с звуком и читает скороговорки. Какой звук прослушивается чаще, чем другие, тот ребенок, у которого этот звук имеется, тот выполняет соответствующую команду: «Щ» - попрыгает, «Ж» - потопает, «Б» - приседает, «К» - похлопает.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

(Этот звук всегда мягкий)

Жук жужжит над абажуром,

Жужжит жужелица,

Жужжит, кружится.

(Этот звук всегда твердый, у него нет младшего братца)

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была. (Этот звук мягкий)

Колпак в колпаке, в колпаке колпак.

(Этот звук твердый)

Молодцы, ребята!

 «КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ» с использованием музыкальных инструментов. 4 чел.

Ход игры: Дети строятся в круг. Ведущий стоит так, чтобы дети не видели, какой музыкальный инструмент (берет поочередно) держит в руках ведущий.

Ведущий говорит:

У зайчонка День рождения,

Начинается веселье,

Музыкальный инструмент определите,

Звук его вы повторите,

И кто пришел к нему, СКАЖИТЕ!

Ребенок должен прослушать звук музыкального инструмента.

Сказать, как он называется.

Затем попытаться повторить услышанный звук и назвать то животное, с которым у него ассоциируется звучание данного музыкального инструмента. Показать его.

Музыкальные инструменты: колокольчики – птички, маракасы – лисичка бежит, ксилофон – зайчики, барабан – медвежата. Молодцы, ребята! Вот какая у нас дружная и веселая компания собралась!

2 категория – Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.

Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование. Одним из главных средств его формирования является сюжетная подвижная игра, в которой важным фактором является правильное речевое сопровождение действий.

Давайте поиграем!

«ПОЕЗД»

В ходе игры детям можно продемонстрировать цвета светофора – для этого достаточно вырезать цветные кружки и регулировать движения поезда соответственно цвету светофора.

Ход игры: Дети становятся в колонну по одному, не держась друг за друга. Первый ребенок – это паровоз, остальные - вагоны.

Зеленый сигнал светофора – Наш поезд начинает двигаться вперед. Чух…

Желтый сигнал светофора – Внимание! Поезд подъезжает к станции

Красный сигнал светофора – Остановка.

Дети должны проявить фантазию и сказать название остановки.

Детям предлагается выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. В данной игре Обязательно! каждое действие детей проговаривается!

И по сигналу снова собраться в колонну – поезд начинает двигаться. Продолжает двигаться до того момента, когда ведущий скажет:

«Остановка - Детский сад» (показывает красный сигнал светофора).

(Предлагается сделать 2-3 остановки).

3 категория – Подвижные игры, способствующие активизации словарного запаса.

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Для наглядного примера мы будем использовать подвижные игры с мячом.

Давайте поиграем!

«ГОВОРИ НАОБОРОТ» 4 чел.

Ход игры: Дети встают в круг. Ведущий в центре кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

горячий - холодный

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

широкий – узкий твердый – мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

З. Фрейд писал, «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои чувства и эмоции».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».

Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей....

"Проблемы и перспективы реализации ФГОС ДОО Белгородской области".

Введение ФГОС ДОО предполагает взаимодействие всех уровней и структур системы образования, которые должны обеспечить необходимые условия: нормативные, правовые, кадровые, научно-методические, материал...

Игровая деятельность Подвижные игры для детей 6 – 7 лет

Игровая деятельность    Подвижные игры   для детей 6 – 7 лет...

Игровая деятельность. Подвижные игры для детей 6- 7 лет

Игровая деятельность.  Подвижные игры для детей 6- 7 лет...

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС» дошкольников, или Реализация ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития ребенка.

laquo;ТРУДОВОЙ КОДЕКС» дошкольников, или Реализация ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития ребенка....

Реализация ФГОС ДО в области речевого развития посредством развивающей игровой деятельности (подвижные игры)

Подвижные игры являются не только средством физического воспитания детей, но и большое влияние оказывают на развитие речи детей дошкольного возраста....