Программа дополнительного образования «Путешествие по сказкам» для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
Цель программы: Развитие творческих и артистических способностей детей через устное народное творчество, выраженное в сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида
УТВЕРЖДЕНО
Заведующей МКДОУ
детским садом «Тополек»
комбинированного вида
______________________ В.Н. Березан
Приказ от ____________________
Программа дополнительного образования
«Путешествие по сказкам»
(театрализованная деятельность)
для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
срок реализации 2017-2018уч.г.
Руководитель
воспитатель первой
квалификационной категории
Келлер Татьяна Павловна
р.п. Маслянино2017 г.
Кружок второй младшей группы «Путешествие по сказкам»
Пояснительная записка.
Концепция программы:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными.
Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Актуальность:
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка, также способствует развитию памяти, наглядно-действенного мышления; продолжает развиваться половое различие. Развивается речь, обогащается словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий.
Младший дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются уроки доброты, нравственности. Сопереживание героям сказок является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка.
Цель программы:
Развитие творческих и артистических способностей детей через устное народное творчество, выраженное в сказках.
Задачи:
− формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться и настраиваться на восприятие речи;
- знакомство детей с различными видами театров;
− приобщение детей к родной природе, культуре, традициям;
− воспитание добрых чувств, развитие мышления и воображения;
- развитие памяти, внимания, мышления, словарного запаса детей.
Формы работы с детьми:
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, иллюстраций, открыток ит.д.;
- игра-драматизация;
- показ настольного театра;
- чтение сказок с показом персонажей с помощью фланелеграфа;
- использование аудио- и видеоаппаратуры.
Дидактические принципы построения и реализации программы:
- принцип сотрудничества (совместная деятельность детей и взрослых);
- принцип системности;
- принцип возрастного соответствия;
- принцип наглядности;
- принцип здоровьесбережения (сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности)
- принцип культуросообразности;
- принцип интеграции.
Краткая характеристика программы:
Возраст детей 3-4 года.
Наполняемость - 10 человек.
Срок реализации 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность деятельности не более 15 минут, во второй половине дня.
Ожидаемый результат:
Желание детей повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок, проявление самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками. Формирование интереса детей к играм - драматизации. Умение узнавать сказку по иллюстрациям и героям. Умение раскрывать содержимое сказки с опорой на рисунки в книге, отвечать на вопросы воспитателя, называть прочитанную сказку, прочитав ее отрывок.
Работа с родителями:
- консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка»;
- подготовка костюмов и атрибутов;
- организация выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки»;
- выполнение родителями домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок);
- оформление альбома «Моя любимая сказка».
Перспективно-тематическое планирование:
Тема | Задачи | ||
Ноябрь | 1. | Знакомство с русской избой. 1-стр.30 | Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширение активного словаря новыми словами. Развитие интереса к посещению «избы» |
2. | В гостях у бабушки. 1-стр.45 | Знакомство с предметами быта в русской избе. Активизация познавательной деятельности, расширение словарного запаса. | |
3. | Театрализация сказки. Показ р.н.с. «Колобок» | Знакомство со сказкой, её персонажами, особенностями быта русской семьи. | |
Декабрь | 1. | Знакомство с колыбельными «Ходит сон у окон» 1-стр.32 | Знакомство с колыбельными. Активизация в речи слов : колыбельная, люлька. Развитие интереса к песенкам, потешкам. |
2. | В гостях у бабушки. Рассказывание и показ р.н.с. «Теремок» 2-стр.42 Пальчиковый театр | Развитие способности понимать содержание сказки, развитие слухового внимания. Воспитание интереса к сказкам. | |
3. | Театрализация р.н.с. «Теремок» | Побуждение интереса к театрализованной игре .Развитие интереса к р.н.с. | |
4. | Волшебный сундучок. Отгадывание загадок. Ряжение «Изобрази героя» | Развитие мышления, внимания, умения передавать характер героя. Воспитание интереса к русскому народному творчеству. | |
Январь | 1. | Потешка «Как у нашего кота» 1-стр 36 | Знакомство с обитателем избы котом Васькой. Развитие интереса к малому фольклорному жанру. |
2. | Потешка «Пошёл котик на торжок» | Развитие интереса к малому фольклорному жанру. Воспитание дружеских чувств. | |
3. | Р.н.с. «Кот, петух и лиса» 2-стр. | Формирование интереса к р.н.с.. желание слушать и передавать характер героя. | |
Февраль | 1 | «Сошью Маше сарафан» 1-стр.60 | Знакомство с русским народным костюмом. Формирование интереса к прошлому. Развитие творчества. |
2 | Рассказ и показ р.н.с «Маша и медведь» Настольный театр. | Формирование интереса к р.н.с.. развитие умения эмоционально воспринимать сказку. | |
3 | Рассказывание детьми р.н.с. «Маша и медведь» с помощью мнемотаблицы. | Формирование умения воспроизводить сказку с помощью мнемотаблицы. Развитие интонационной речи. Воспитание любви к героям сказки. | |
4 | Подарок для Маши ( солёное тесто) | Развитие мелкой моторики. Совершенствование навыков скатывания и сплющивания. Воспитание взаимопомощи. | |
Март | 1 | Р.н.с. «Заюшкина избушка» 2-стр.38 | Развитие умения эмоционально воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию сказки. |
2 | Волшебный сундучок 2-стр.37 | Развитие внимания, мышления, умения передавать характер героев. | |
3 | Пригласим лисичку в гости ( солёное тесто) | Воспитание взаимопонимания, желания сделать приятное героям сказки. | |
4 | Театрализация сказки «Заюшкина избушка» Фланелеграф. | Развитие интереса к р.н.с. через театрализацию. Умение изображать характерные особенности героев. | |
Апрель | 1 | Р.н.с. «Три медведя». Настольный театр. | Знакомство с р.н.с. Развитие умения повторять и передавать речь персонажей. |
2 | «Угадай кто я» Пересказ сказки методом моделирования. | Развитие внимания, мышления, умения изображать героев мимикой. | |
3 | Сказка в гости к нам пришла. Путешествие по сказкам. | Развитие памяти, внимания. Повторение знакомых сказок. | |
4 | В гости к бабушке. 2-стр.45 | Развитие познавательной деятельности, расширение словарного запаса. | |
Май | 1 | Волшебный сундучок. Загадки. «Угадай сказку» | Развитие внимания, памяти, мышления. |
2 | Мешок с сюрпризом. | Закрепление знаний о русских народных сказках. Развитие воображения, творчества. |
Используемая литература:
Е.А.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду».
В.Н.Косарева «Народная культура и традиции».
М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Программа направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/22/picture-277731-1629608479.jpg)
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей младшего дошкольного возраста «Волшебные превращения из бумаги»
ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/06/picture-640751-1433606318.jpg)
Программа дополнительного образования "Легоконструирование" для работы с детьми младшего дошкольного возраста
Главной целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования.Задачи:1. Развивать у...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/31/picture-794546-1464666744.jpg)
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/26/picture-1157817-1566821583.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшего дошкольного возраста «Экологическая мозаика»
АктуальностьЭкологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений псих...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-1259024-1604058417.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-995936-1516028894.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи и гармонич...