Программа дополнительного образования «Путешествие по сказкам» для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Келлер Татьяна Павловна

Цель программы: Развитие творческих и артистических способностей детей через устное народное творчество, выраженное в сказках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида

УТВЕРЖДЕНО

Заведующей МКДОУ

 детским садом «Тополек»

комбинированного вида

______________________ В.Н. Березан

                                                                                Приказ от  ____________________

Программа дополнительного образования

«Путешествие по сказкам»

(театрализованная деятельность)

для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

срок реализации 2017-2018уч.г.

  Руководитель  

воспитатель  первой

квалификационной категории

Келлер Татьяна Павловна

р.п. Маслянино2017 г.

Кружок второй младшей группы «Путешествие по сказкам»

Пояснительная записка.

Концепция программы:

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому  уроки,  которые дает сказка, —  это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Актуальность:

        Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка, также способствует развитию памяти, наглядно-действенного мышления; продолжает развиваться половое различие. Развивается речь, обогащается словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий.

Младший дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются уроки доброты, нравственности. Сопереживание героям сказок является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка.

Цель программы:

Развитие творческих и артистических способностей детей через устное народное творчество, выраженное в сказках.

Задачи:

 формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться и настраиваться на восприятие речи;

- знакомство детей с различными видами театров;

 приобщение детей к родной природе, культуре, традициям;

 воспитание добрых чувств, развитие мышления и воображения;

- развитие памяти, внимания, мышления, словарного запаса детей.

Формы работы с детьми:

 - беседы;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание картин, иллюстраций, открыток ит.д.;

- игра-драматизация;

- показ настольного театра;

- чтение сказок с показом персонажей с помощью фланелеграфа;

-  использование аудио- и видеоаппаратуры.

Дидактические принципы построения и реализации программы:

- принцип сотрудничества (совместная деятельность детей и взрослых);

- принцип системности;

- принцип возрастного соответствия;

- принцип наглядности;

- принцип здоровьесбережения (сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности)

- принцип культуросообразности;

- принцип интеграции.

Краткая характеристика программы:

Возраст детей 3-4 года.

Наполняемость - 10 человек.

Срок реализации 1 год. Занятия  проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность деятельности не более 15 минут, во второй половине дня.

Ожидаемый результат:

Желание детей повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок,  проявление самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками. Формирование интереса детей к играм - драматизации. Умение  узнавать сказку по иллюстрациям и героям.  Умение раскрывать содержимое сказки с опорой  на рисунки в книге, отвечать на вопросы воспитателя, называть  прочитанную  сказку,  прочитав ее отрывок.

Работа с родителями:

- консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка»;

- подготовка костюмов и атрибутов;

- организация выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки»;

- выполнение родителями домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок);

- оформление альбома «Моя любимая сказка».


Перспективно-тематическое планирование:

                                Тема

              Задачи

Ноябрь

1.

Знакомство с русской избой.

1-стр.30

Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширение активного словаря новыми словами. Развитие интереса к посещению «избы»

2.

В гостях у бабушки.

1-стр.45

Знакомство с предметами быта в русской избе. Активизация познавательной деятельности, расширение словарного запаса.

3.

Театрализация сказки. Показ р.н.с. «Колобок»

Знакомство со сказкой, её персонажами, особенностями быта русской семьи.

Декабрь

1.

Знакомство с колыбельными «Ходит сон у окон» 1-стр.32

Знакомство с колыбельными. Активизация в речи слов : колыбельная, люлька. Развитие интереса к песенкам, потешкам.

2.

В гостях у бабушки. Рассказывание и показ р.н.с. «Теремок»

2-стр.42   Пальчиковый театр

Развитие способности понимать содержание сказки, развитие слухового внимания. Воспитание интереса к сказкам.

3.

Театрализация р.н.с. «Теремок»

Побуждение интереса к театрализованной игре .Развитие интереса к р.н.с.

4.

Волшебный сундучок.

Отгадывание загадок.

Ряжение «Изобрази героя»

Развитие мышления, внимания, умения передавать характер героя. Воспитание интереса к русскому народному творчеству.

Январь

1.

 Потешка «Как у нашего кота»

1-стр 36

Знакомство с обитателем избы котом Васькой.  Развитие интереса к малому фольклорному жанру.

2.

Потешка «Пошёл котик на торжок»

  Развитие интереса к малому фольклорному жанру. Воспитание дружеских чувств.

3.

Р.н.с. «Кот, петух и лиса»

2-стр.

Формирование интереса к р.н.с.. желание слушать и передавать характер героя.

Февраль

1

«Сошью Маше сарафан»

1-стр.60

Знакомство с русским народным костюмом. Формирование интереса к прошлому. Развитие творчества.

2

Рассказ и показ р.н.с «Маша и медведь»

Настольный театр.

Формирование интереса к р.н.с.. развитие умения эмоционально воспринимать сказку.

3

Рассказывание  детьми р.н.с. «Маша и медведь» с помощью мнемотаблицы.

Формирование умения воспроизводить сказку с помощью мнемотаблицы. Развитие интонационной речи. Воспитание любви к героям сказки.

4

Подарок для Маши ( солёное тесто)

Развитие мелкой моторики. Совершенствование  навыков скатывания и сплющивания. Воспитание взаимопомощи.

Март

1

Р.н.с. «Заюшкина избушка»

2-стр.38

Развитие умения эмоционально воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию сказки.

2

Волшебный сундучок

2-стр.37

Развитие внимания, мышления, умения передавать характер героев.

3

Пригласим лисичку в гости ( солёное тесто)

Воспитание взаимопонимания, желания сделать приятное героям сказки.

4

Театрализация сказки «Заюшкина избушка»

Фланелеграф.

Развитие интереса к р.н.с. через театрализацию. Умение изображать характерные особенности героев.

Апрель

1

Р.н.с. «Три медведя». Настольный театр.

Знакомство с р.н.с. Развитие умения повторять и передавать речь персонажей.

2

«Угадай кто я»

Пересказ сказки  методом моделирования.

Развитие внимания, мышления, умения изображать героев мимикой.

3

Сказка в гости к нам пришла.

Путешествие по сказкам.

Развитие памяти, внимания. Повторение знакомых сказок.

4

В гости к бабушке.

2-стр.45

Развитие  познавательной деятельности, расширение словарного запаса.

Май

1

Волшебный сундучок. Загадки.

«Угадай сказку»

Развитие  внимания, памяти, мышления.

2

Мешок с сюрпризом.

Закрепление знаний о русских народных сказках. Развитие воображения, творчества.


Используемая литература:

Е.А.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду».

В.Н.Косарева «Народная культура и традиции».

М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей младшего дошкольного возраста «Волшебные превращения из бумаги»

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»...

Программа дополнительного образования "Легоконструирование" для работы с детьми младшего дошкольного возраста

Главной целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования.Задачи:1.     Развивать у...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшего дошкольного возраста «Экологическая мозаика»

АктуальностьЭкологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений псих...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Умелые ручки»

Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи и гармонич...