семинар-практикум для воспитателей по детскому экспериментированию
методическая разработка

Насонова Елена Владимировна

Предлагаю посмотреть текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_eksperimentirovaniyu.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Организация опытно-экспериментальной  деятельности

в работе с детьми»

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической  деятельности  педагогов.

    Материалы для семинара: бумага, ручки, ксерокопии опытов, пластиковые бутылки с водой и кусочек меха, мелкие игрушки, предметные картинки.

Участники семинара: воспитатели МБДОУ "Детского сада №12 г. Челябинска"

Ход семинара

1.    Упражнение  «Выбери дистанцию».

Воспитатели   встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор).

       

 2. Теоретическая часть.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и  полноценнее он  развивается».   При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

     Назначение воспитания и обучения  по  программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

     Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,  развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний,  понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.

Опыты, эксперименты  проводятся   в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так  же элементарные опыты  включаются в  каждое занятие  «Социализация»,  опыты можно  использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц.

Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»

(по карточкам  с определением опыта и эксперимента).

Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным

     Опыты, эксперименты   используются  для ознакомления детей со свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.

  Опыт, эксперимент  используются как способы решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована.

Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как кратковременное наблюдение. Они  могут проводиться с группой,  с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян). Воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация  выводов на основе полученных результатов.

     Опыты, эксперименты различают как специально организованные, самостоятельно организованные детьми и спонтанно возникающие.

  Упражнение «Определение  порядка структурных компонентов эксперимента» (попросить выложить по порядку структуру эксперимента)

        Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

1.    Внешние стимулы (новизна, необычность объекта)

2.    Тайна, сюрприз

3.    Мотив помощи

4.    Познавательный мотив (почему так)

5.    Ситуация выбора

           Организационный  момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать  детей.  Мотив экспериментирования должен  быть  осознанным ребенком  (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?)     Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента  (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?»  В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать - научиться – познать»

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерный алгоритм подготовки к проведению эксперимента:

1. Предварительная работа (наблюдения, беседы, чтение,   рассматривание иллюстративных материалов).

2. Определение тематики эксперимента.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (воспитательные задачи, развивающие, познавательные).

4. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы.

5. Подготовка  к фиксации результатов эксперимента в различных формах (таблицы, модели) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.

В  процессе экспериментирования обогащается словарь детей, за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений, развивается доказательная речь.

 Результаты  проведения опытов и экспериментов находят отражение  и в творческой деятельности детей.

 

Примерная структура занятия  - экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования  и его размещение вместе с детьми в зоне исследования.
  • Анализ, обобщение, фиксация с помощью моделей  полученных детьми результатов экспериментирования.

Применение  метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать  у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи. Модели помогают направлять исследование, помогают абстрагированию свойств, логизированию и обобщению отношений. Наглядное моделирование предоставляет широкие возможности  для развития интереса  к  познанию.

Я считаю, что экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, что соответствует новым Федеральным государственным требованиям.

 

3. Практическая часть.

Определение  цели, задач опыта, эксперимента для педагога и детей, проведение опытов, экспериментов.

Старший возраст:  «Почему белые медведи не замерзают?»

Цель: Выяснить, почему белые медведи не замерзают.

Сегодня мы познакомимся с животным. А кто это отгадайте на ощупь (кусочек густого меха помещается в «Ящик ощущений», дети ощупывают его и делают предположения)

 Воспитатель предлагает загадку-описание:

Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь. (Белый медведь)

Мы будем говорить о белых медведях, и узнаем, почему они не замерзают. Детям предлагается посмотреть видеофильм о белых медведях.

  • О ком мы посмотрели фильм?
  • Вам понравились белые медведи?
  • Где они живут? Дети рассказывают о внешнем виде белых медведей по моделям.
  • На кого похожи белые медведи?
  • На кого они охотятся?
  • Умеют ли медведи плавать?
  • Что помогает им ловить рыбу?
  • Что делает медведица зимой?
  • Где она находиться?
  • Что делает медведица с медвежатами летом?
  • Как медведица заботиться о медвежатах? Что помогает жить белым медведям в суровых условиях севера? (ответы детей).
  • Почему они не замерзают?

Детям предлагается с помощью опыта это выяснить.

В пластиковые бутылки налить горячей воды, положить их в коробку, но одну бутылку укутать кусочком меха. Бутылки вынести на улицу. Через некоторое время бутылки внести в группу. Дети, ощупывая, сравнивают температуру воды в бутылках. Что вы  почувствовали? (ответы детей)

Вывод: У белых медведей густой мех, а мех хорошо сохраняет тепло, благодаря  воздуху, который находится между ворсинок.

Рефлексия. Что я взял для себя нового? Как я буду применять полученные знания в воспитательно-образовательной работе с детьми?

Всякий профессиональный успех, безусловно, проявление способностей. Я очень рада этим вашим достижениям. Желаю вам и в дальнейшем успехов в вашей профессиональной деятельности, здоровья, душевных сил, удачи.

Семинар

1 часть мастер – класса

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.

А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Упражнение «Встаньте по двое (четверо, шестеро)».

Звучит музыка. Все играющие двигаются. Музыка останавливается, а ведущий называет число 2 (4, 6). Все строятся парами (четверками, шестерками). Когда играющие разбились на шестерки, им предлагается этими группами занять места за столами.

Ведущий. Вот у нас и определились команды.

Мозговой штурм.

Задание участникам групп:

Как и любая деятельность экспериментирование имеет свою структуру. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:

  1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст)
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования.
  6. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  7. Наблюдение результатов эксперимента.
  8. Фиксирование результатов эксперимента.
  9. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).


Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы

Упражнение «Встаньте по двое (четверо, шестеро)».

Звучит музыка. Все играющие двигаются. Музыка останавливается, а ведущий называет число 2 (4, 6). Все строятся парами (четверками, шестерками). Когда играющие разбились на шестерки, им предлагается этими группами занять места за столами.

Ведущий. Вот у нас и определились команды.

Блиц-игра «Вопрос-ответ»

1. Что является объектом познания детей младшего возраста?

Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.

2. Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ : плавает- не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

4. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деят-ть, проблемные ситуации.

5. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

6. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный- мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

7. Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения?

Ответ: понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях.

8. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)

4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. (Участники проходят в «лабораторию»).

Предлагаю вашему вниманию сказку с проблемными вопросами, ответить на которые необходимо при помощи опытов.

Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?

Опыт №1. Нужно взять трехлитровую банку. Сверху затянуть горлышко пищевой пленкой, но не натягивать ее, а наоборот, продавить ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Завязать пленку веревкой или резинкой, а в углубление налить воды.

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки.

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Покажите, как это происходит

Опыт № 2 Нужно вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом утёнок увидел, что рыбки то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали.

Объясните, как это у них получается?

Опыт № 3

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Почему так происходит?

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Утенок так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил, как пошел дождик. Почему идёт дождь?

Опыт № 4

Нужно налить в литровую банку горячей воды. Банку закрыть крышкой с дырочками, сверху положить несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

Вывод: с поверхности горячей воды идет интенсивное испарение, а когда пар поднимается, то быстро остывает из-за блюдца со льдом и достигает точки росы, конденсируется на стенках банки и вода капельками стекает вниз. Вот и получается «дождик».

Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему же распускаются кувшинки?

3. Почему плавают рыбки?

4. Почему идет дождь?


Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Рефлексия мастер-класса.

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Эксперимент

Увлекательный, познавательный

Открывает, подтверждает, доказывает

Жизнь без экспериментов скучна!

Исследование

Эксперимент

Необычный, научный,

Наблюдать, узнавать, проверять

Результаты всегда интересны и невероятны

Открытие


III. Практическая часть семинара.

1. «Экологическая разминка».
Для команд предлагаются несколько вопросов, на которые нужно быстро ответить:

Команда «ВОДА».

1. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
2. Пингвин птица или животное? (Птица)
3. Наука о растениях? (Ботаника)
4. Кошка свернулась клубочком? (К похолоданию)
5. Чем ёж на медведя похож? (Зимой спит)

Команда «Воздух».

1. Самец кукушки? ( Кукух)
2. Кто такой орнитолог? (Ученый изучающий птиц)
3. Ворона кричит зимой? (К метели)
4. Как называется прибор, который указывает части света ?(Компас)
5. Какое животное не может прыгать? (Слон)

Команда « Огонь»

1. Какую траву любят кошки? (Валериану)
2. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
3. Наука о животных? (Зоология)
4. Воробьи в пыли купаются? (К дождю)
5. Почему белые медведи не живут в лесу ?(Питается рыбой)

2. Игровое задание.
Разложить из конвертов предложенную последовательность детского экспериментирования. А теперь проверти выполненное задание. Проведите рефлексию.

3. Творческое задание.

Необходимо командам выбрать элемент развивающей среды (уголок природы, мини лабораторию для экспериментов, огород, клумбу и т. д.) экологической направленности и подготовить выступление по плану: 
1. Название элемента развивающей среды. 
2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысить эффективность работы по экологическому воспитанию; в реализации каких программ он может помочь и т. д.) под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами - способы реализации и достижения результата.
3. Возраст детей, для которых он предназначен.
4. Где расположен и как оформлен.
5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов - указать название растений).
6. Зонирование помещения (есть ли в этом необходимость).
7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников).

Распечатки плана лежат у вас на столе. Время на выполнение задания 10 мин. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагога.

4. «Творческая лаборатория».

Предлагаю каждой команде продемонстрировать по 1-2 опыту с материалом который у вас на столе. Изобразить опыты с помощью схем. Разработать правила работы с материалом, не забывая о безопасности проведения опытов. Презентация опытов.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для воспитателей по детскому экспериментированию

минилаборатории в детском саду-как объект исследовательской деятельности ребенка...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельно...

Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Задачи семинара:-Теоретическая часть: поделиться опытом работы с педагогами ДОУ по экспериментально-исследовательской деятельности, проводимой с дошкольниками;-Практическая часть: продемонстриро...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар – практикумдля педагоговна тему: «Детское экспериментирование – основа  поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

Семинар- практикум Консультация для воспитателей «Уголок настроения» в детском саду

Консультация  для воспитателей«Уголок настроения» в детском саду          С первых же дней жизни ребенок сталкивается с многообразие...