Тренинг "Развитие коммуникативной компетенции"
методическая разработка

  Любовь Николаевна

тренинг для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenning_obshchenie.docx73.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны

Тербунского  муниципального района Липецкой области

http://itd3.mycdn.me/image?id=869903987950&t=20&plc=WEB&tkn=*rqQt47SArAKbNgxg6dUyMHftaXo

2019

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения

А де Сент-Экзюпери

Цель:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов.

Задачи:

  • Развитие вербальных и невербальных средств общения;
  • Сплочение педагогического коллектива;
  • Обучение эффективным методам общения;
  • Снижение телесного и психоэмоционального напряжения.

Вводное слово

Организационный момент (звучит  релаксирующая  музыка.)  

1)   Добрый день уважаемые коллеги.   Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми зависит от умения общаться. Поэтому общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

2)  Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли. Мы обучаем, воспитываем и развиваем детей тоже в процессе общения. И от того, насколько оно эффективно -и зависит результат нашего нелегкого труда, именно поэтому наша встреча  посвящена повышению коммуникативной компетентности.

«Игра – приветствие»

Мы начнем с того, что  встанем в круг, возьмем клубок ниток. Каждый должен назвать имя и несколько слов о себе.

3)   Для того чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его доверие, интерес к себе. Для этого у нас есть невербальные и вербальные средства. Невербальные - поза, улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дистанция). Вербальные — комплименты, «ритуальные» фразы (какая хорошая погода...), открытые вопросы, дающие возможность собеседнику ответить более полно.

Упражнение «Сквозь кольцо»

Участники должны разделиться на 2 команды, взяться за руки и используя невербальные средства общения, не размыкая рук, пройти сквозь обруч

и вернуться на свои места.

4)  «Золоте правило» общения гласит: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» По сути, оно конечно очень простое, однако следовать ему может только тот, кто знает, почему он хочет того или иного отношения, тот, кто имеет опыт самопознания.

Следующее упражнение поможет потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

Упражнение «Восточный базар»

 «Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как «восточный рынок»? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля).

Замечательно!

Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».

Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешиваем горку записок.

«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, и будут считаться победителями».

Вопрос к победителям: — Что вам позволило так быстро справиться с заданием?

Вопрос ко всем участникам: — Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.)

5) Тактильное общение – это такой способ общения людей, при котором взаимодействие осуществляется при помощи чувства осязания.

Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Упражнение «Друг к дружке»

 Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

  А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Нос к носу!

- Спина к спине!

- Друг к дружке.

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Лоб ко лбу!

- Друг к дружке.

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке.

- Бедро к бедру!

- Ухо к уху!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке.

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

- Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

6) Невербальные аспекты общения представляют значительную роль  в установлении контактов, во многом обуславливают эмоциональную атмосферу и самочувствие как ребенка, так и педагога. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог всегда обязан помнить.

Упражнение «Испорченный телефон»

Инструкция: Игроки встают в колонну друг за другом.

Ведущий рисует на спине первого игрока простой предмет (дом, солнце)

Игроки передают друг другу изображение так же, не называя предмет

Команда выполнила задание, если последний игрок произнес название предмета без изменений.

7 ) «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения, сдержать свое настроение…Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и позы, и владение своим лицом…»

А.С. Макаренко

Упражнение «Картина»

Инструкция:  Один участник  от команды выходит из зала, а команда получает репродукцию известной картины.

За 3 минуты, используя только мимику и пантомиму, необходимо изобразить эту картину, а игрок, вернувшись, отгадывает название.

8)  Умение видеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом – вот, что необходимо для приятого и продуктивного общения. Давайте проверим насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть  хорошее в нем и говорить об этом.

Упражнение «Волшебная шляпа»

Инструкция: пока звучит музыка, передаем шляпу по кругу, когда музыка останавливается тот, у кого она осталась, одевает её себе на голову и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшения, внешности, а так же можно сказать, что - либо положительного о «человеке». Тот, которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «спасибо, мне очень приятно. Да мне это в себе тоже очень нравится». По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями. Легко ли было говорить комплименты, приятно ли было принимать комплименты.

Выводы:

Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и взаимопонимания.

Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи всем!

Игра-знакомство «Танцы по кругу»

Участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Я Вера, я танцую вот так» (показывает свое движение жестами). Вся группа говорит: «Это Вера. Вера танцует вот так» (показывают ее движение жестами). Затем каждый из вас показывает поочередно движения всех участников.

Эта игра повышает активность, способствует сплочению коллектива родителей, детей, педагогов.

Упражнение «Гусеница» 

      Команда становится друг за другом в колонну, между каждым участником воздушный шар – это гусеница, которая не может разрываться. Гусеница должна показывать, как она спит, передвигается, делает зарядку, умывается и т. д.

      Это упражнение поможет преодолеть межличностные барьеры в общении и деятельности взрослых и детей, проявить интерес и внимание к сверстникам, научит понимать индивидуальные особенности друг друга, поможет сформировать навыки социального взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развития коммуникативной компетенции дошкольников с нарушением зрения»

Представленные мною методические разработки описывают возможности формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, имеющих зрительную патологию....

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от педагогов детского сада. Спос...

Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка

Данная статья является обобщения опытом педагога дополнительного образования. В статье раскрывается понятие коммуникативная компетенция, ее роль при обучении иностранному языку....

Занятие по программе: «Коммуникативной компетенции дошкольника» с использованием инновационной технологии целостного мышления

Одно из занятий по программе: «Коммуникативной компетенции дошкольника» с использованием инновационной технологии целостного мышления Тема : «Вежливые слова». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИН...

Развитие компетенций у дошкольников. Коммуникативная компетенция

ВведениеСовременное общество и социокультурные условия выдвигают свои требования к качествам личности людей, что не может не найти отражение в учебно-воспитательном процессе, который начинается уже в ...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...