Семинар – практикум: «Укрепление здоровья детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»
методическая разработка

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида»

Семинар – практикум: «Укрепление здоровья детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Воспитатель:

Домбровская О. С.

2019г.

Укрепление здоровья детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм.

Фольклор в переводе с английского народная мудрость. Фольклор для детей – это разновидность фольклора для самых маленьких, он соединяет в себе песни, игры, небольшие стихотворные формы.

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка.

Регулярное использование малые формы фольклера в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Припевки, потешки, прибаутки, байки дети должны слышать с самого раннего возраста. Воспитатель, работающий с детьми раннего возраста, обязательно должен их использовать, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Они способствуют созданию положительного эмоционального настроя. А эмоциональное состояние ребенка отражается на его здоровье.

Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками, в том числе на занятиях физкультурой, помогая находить новые формы развития двигательных способностей у детей и позволяя им проявить инициативу в двигательной активности. Фольклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Утренняя двигательная пауза для детишек – это важнейший элемент в жизни каждого ребенка, поскольку именно зарядка предполагает отличное физическое развитие и здоровое состояние малыша. Делая утреннюю гимнастику, каждый малыш получает невероятный заряд бодрости на весь день. С помощью гимнастики малыш укрепляет здоровье и становится активным. Как заинтересовать ребенка утренней зарядкой? Можно прибегнуть к русскому народному творчеству – это потешкам, небольшие стихотворные формы.

Например:

***

Мишка лапки подними.

Мишка лапки опусти.

Мишка, Мишка покружись,

А потом земли коснись.

И животик свой потри

Раз, два, три – раз, два, три.

***

Поднимает кукла руки,

вверх- вниз, вверх – вниз!

А потом она танцует,

Покружились, покружились.

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале максимально полезны и очень важны в развитии малыша. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Дети от таких игр обретут бодрость, хороший настрой. Вспомните знаменитые «ладушки», прекрасная зарядка для рук. А «Сорока-ворона»? Здесь уже и координация движений, и даже – точечный массаж. Не китайский, не тибетский, а самый что ни на есть наш родной массаж ладошки («кашу варила»), всех пальцев («этому дала»). И одновременно – педагогическое влияние: этому кашу не дала, потому что ленив.

Например:

***

Избушка на лужочке,

(делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней)

Двери на замочке.

(соединяем пальцы в замок)

Ключик быстро подберем

И избушку отопрем.

(выполняем вращение большими пальцами обеих рук, не размыкая замка)

Отряхнем ладошки,

Отдохнем немножко.

(размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их)

***

Поиграли – отдохните,

Ваши пальчики встряхните.

(расслабляем руки и встряхиваем их)

Сгибайте ваши пальчики,

Совсем как ушки зайчики.

(обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу,  приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз)

***

Ути – Ути, полетели

(машем руками, изображая птичку)

На головушку сели,

(кладем ладони на голову)

Поклевали, поклевали

(«клюем» голову пальчиками)

И домой улетели.

(руки с головы убрать, «полетели»)

***

Рано утром издалека

Прилетела к нам сорока.

(соединяем кисти рук крест – накрест, соприкасаясь запястьями, машем обеими кистями, как крылья)

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать.

(ладонями с сомкнутыми пальцами прижимаем друг к другу и наклоняем их вправо – влево)

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

(пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» с поверхности стола)

При обучении основным движениям хорошо использовать игровые моменты из сказок. Например, из русской народной сказки «Колобок». Дать детям двигательно-творческое задание: «Колобок покатился по тропинке – катание мячей двумя руками на расстоянии 2-3 метра. Дети машут рукой колобку: «До свидания!»

Очень нравится детям театрализованные игры с использованием имитаций, инсценировок. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий медведь; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает петушок.  (музыкальное сопровождение, практика)

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.  Чтобы дети могли проявить свою активность, лучше проводить в игровой форме и использовать стишки, потешки.

Например:

***

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в воспитательно-образовательном процессе позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Значение культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста и использование малых фольклорных жанров"

Освоение  всех  культурно-гигиенических  навыков  детьми  раннего  возраста.  Значение  словесного  русского  народного  творчества  в...

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм

автором представлена методическая разработка, помогающая родителям  воспитывать детей раннего возраста посредством малых форм фольклора....

Обобщение опыта работы «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»

Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Существенную роль в проце...

СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...

«Развитие речи детей раннего возраста по средствам малых фольклорных форм»

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредствам малых фольклорных форм»...

Картотека собственных составленных игр по речевому развитию с детьми раннего возраста с использованием малых фольклорных форм.

Цель: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклорных дидактических игр.Дидактическая игра «Отгадай, кто пришёл»Ход: Воспитатель произносит строки потешки, сопровождая показом...