Опыт работы по теме: "Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Страмоус Ольга Владимировна

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, поддерживать и развивать диалог. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого – все это приводит к различного рода конфликтам и непониманию детей друг друга. Эта тема отражена и в «Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

Режиссерская игра

как средство развития коммуникативных навыков

у детей старшего дошкольного возраста

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, поддерживать и развивать диалог. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого – все это приводит к различного рода конфликтам и непониманию детей друг друга. Эта тема отражена и в «Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (далее Стандарт). Определяя целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, среди прочих достижений ребенка, Стандарт относит: «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других», «старается разрешать конфликты». А в условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития, для построения вариативного развивающего образования, Стандарт выделяет «поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Актуальность проблемы и послужило основанием данного исследования.

Наиболее интенсивно процесс коммуникации у старших дошкольников протекает во время творческих игр, одной из них является режиссерская игра. В режиссерской игре – одновременном выполнении разных ролей – от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Поскольку речь в режиссерской игре является главным компонентом, происходит формирование диалогической и монологической речи, как составляющей части процесса социализации личности. Работа, направленная на развитие коммуникативных способностей актуальна на этапе предшкольного образования. И режиссерская игра – одно из средств воспитания коммуникативных навыков старших дошкольников как части социального становления ребенка-дошкольника. И решить проблему развития коммуникативных навыков старших дошкольников возможно через использование режиссерской игры.

Была проведена работа по следующим направлениям:

- диагностика коммуникативных взаимодействий детей;

- создание условий для появления самостоятельности и творчества детей в режиссерских играх;

- проведение системной работы по формированию положительных взаимоотношений детей в процессе режиссерской игры.

В качестве диагностического материала был выбран мониторинг, разработанный авторским коллективом примерной общеобразовательной программы «Детство» (Т.И.Бабаева, д.п.н, проф. А.Г.Гогоберидзе, и др.).

Следующее направление, направленное на создание условий, осуществлялось на принципах:

- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

- театрально-игровая среда должна динамично изменяться, а в ее создании принимать участие дети.

Основной особенностью коммуникации является то, что на первый план выступают эмоциональные процессы. Поэтому в беседе с ребенком и во время игры делался акцент на развитие эмоциональной отзывчивости детей. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются и потребность в сотрудничестве. Этот этап представляет собой выстроенную систему:

  1. Внимание к другому.
  2. Согласованность действий.
  3. Общие переживания.
  4. Взаимопомощь в игре.

Для обогащения содержания игры использовались следующие методы и приемы:

  • Индивидуальная игра с ребенком, при этом педагог исполняет главную роль (Н.Я.Михайленко).
  • Внесение образных игрушек (Т.М.Бобунова).
  • Прием параллельной игры (Н.Ф.Тарловская).
  • Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (С.Новоселова).
  • Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Использовались методики работы со сказкой Н.Карпинской, О.Лагуткиной, Т.Немовой, Г.Прима:

- дети активно воспроизводят текст сказки;

- предлагается одному ребенку читать за всех персонажей сказки;

- детям предлагается выполнить ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);

- осуществляется рассказ сказки по ролям;

- самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его;

- чтение детям знакомой сказки с теми же персонажами;

- предложение детям нетрадиционного набора кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей: Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок;

- предоставление возможности для выполнения контрастных ролей: старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка.

Косвенные приемы руководства: обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей); изменение игровой среды; наблюдение; создание воображаемой ситуации.

Предметно-развивающая среда для режиссерских игр констатируется на основе полифункционального материала. Детям были предложены различные наборы конструкторов: деревянные, Lego, Тико и другие. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек присутствовал разнообразный бросовый материал, способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями.

Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников только силами дошкольного учреждения невозможно. Решение этих задач предполагает тесное сотрудничество детского сада и семьи. Сюда входили следующие мероприятия: беседы, консультации, родительские собрания. Было разработано несколько вариантов игровых уголков в домашних условиях в виде макета, фотостенда, была подготовлена презентация. Интересным опытом в этом направлении было совместное творчество детей и родителей по созданию персонажей методом оригами и последующее совместное разыгрывание сказок и историй собственного сочинения.

Опыт проведения работы по развитию коммуникативной сферы у старших дошкольников показал достаточно хорошие результаты. В результате работы у детей сформировались дружеские и теплые отношения друг другу, овладели приемами общения, научились анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать. Создание эмоционально-благоприятной атмосферы способствовало возникновению желания у детей активно участвовать в режиссерских играх, общению со сверстниками и взрослыми. Реализованные в полном объеме задачи дали планируемый результат: общение детей стало более свободным как со сверстниками, так и взрослыми. Эмоциональная отзывчивость стала проявляться чаще. Дети научились фантазировать, что подтверждает не только развитие коммуникативных способностей, еще и творческих навыков.

Проанализировав опыт работы по развитию коммуникативных навыков дошкольников средствами режиссерской игры, был сделан вывод: режиссерские игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как, именно, в игре можно оказать помощь ребенку в установлении контакта с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.

Рекомендуемая литература:

  1. Акулова О. Театрализованные игры /Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
  2. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
  3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности/ Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
  5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском  саду. – М., 2000.
  6. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 128 с.
  7. Шипицына Л.М. ред. Комплексное сопровождение развития детей дошкольного возраста/ СПб, Речь, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

опыт работы на тему" Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Государственное автономное профессиональное                  образовательное учреждение города...

Опыт работы по теме: "Театр как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме: "Театр  как средство  формирования  связной  речи  детей  старшего дошкольного  возраста"...

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

1. Задачи сказкотерапии и направления работы 2. Игровые методы и приёмы3. Правила проведения сказкотерапии4. Использование сказкотерапии    в развитии связной монологической речи5....


 

Комментарии

Забавко Светлана Ивановна

Действительно,создание эмоционально-благоприятной атмосферы способствует возникновению желания у детей активно участвовать в режиссерских играх, общению со сверстниками и взрослыми.Я заинтересовалась этим видом игры. И непременно использую, как средство формирования способностей общению ребёнка в установлении контакта с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.