Самоанализ за 2017-2018 учебный год к проекту на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»
материал

Самоанализ за 2017-2018 учебный год к проекту на тему  «Развитие мелкой моторики у деетй дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности». Работу начала с изучения психолого-педагогической, методической литературы по теме. Подобрала и разработала методический, дидактические материалы. Провела диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:

  • методика «Перебор пальцев», разработанный Е.И.Роговым; (Приложение 1)
  • методика оценки психомоторного развития дошкольников (Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича из книги «Психомоторика») (Приложение 2)

Цель: определить уровень развития мелкой моторики кисти руки младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ за 2017-2018 учебный год. Проект

Работу начала с изучения психолого-педагогической, методической литературы по теме. Подобрала и разработала методический, дидактические материалы. Провела диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:

  • методика «Перебор пальцев», разработанный Е.И.Роговым; (Приложение 1)
  • методика оценки психомоторного развития дошкольников (Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича из книги «Психомоторика») (Приложение 2)

Цель: определить уровень развития мелкой моторики кисти руки младших дошкольников.

Проведенное диагностическое обследование в начале 2017 учебного года показало, что 67% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, 33% детей - средний уровень. Этот факт указывает на необходимость проведения последовательной и систематической работы по формированию и развитию мелкой моторики у дошкольников.

В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда. Она представлена следующими компонентами:         

  • пальчиковые бассейны с различными наполнителями;
  • игры-шнуровки;
  • контейнеры с разнообразным материалом: трубочки для коктейля, бусины, прищепки, шнурки с узелками;
  • природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;
  • мозаика;
  • мелкий конструктор;
  • разрезные картинки
  • пальчиковый, театр;
  • дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
  • пирамидки, вкладыши различного типа.

Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а также заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.

Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.

Для достижения поставленных задач используются различные формы работы:

- В совместную деятельность воспитателя с детьми включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.

-  В индивидуальную работу с детьми – задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

 - Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

В своей работе по развитию мелкой моторики рук я использовала традиционные и нетрадиционные технологии.

Традиционные:

  • самомассаж кистей и пальцев рук
  • пальчиковые игры и упражнения
  • пальчиковая гимнастика
  • пальчиковый театр
  • игры с предметами (мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка)
  • продуктивная деятельность

Нетрадиционные:

  • самомассаж кистей и пальцев рук с использованием природных и подручных материалов
  • «Су-Джок «терапия

Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Очень увлекательны игры с речевым сопровождением. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, пальчиковые бассейны с различными наполнителями. Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности;  развивают усидчивость.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры при помощи обычных предметов домашнего обихода.

Игры с прищепками, пуговицами - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Вкладыши, пирамидки - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Еще один из приемов, который я использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, бусинками, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, нанизывания на верёвочку бусинки с дырочками разного диаметра, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь. В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).  

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Также детям предлагается нетрадиционные виды массажа:

- с использованием природного материала (шишек, грецких орехов)

- с использованием подручных материалов (карандашей, массажных щеток, пробок от пластиковых бутылок)

-«Су-Джок» терапия.

Одним из эффективных приемов, используемых нами, обеспечивающих развитие мелкой моторики, а также, эмоционально-волевых сфер ребенка является «Су-Джок» терапия. «Су-Джок» – это маленький и компактный массажный мячик, который состоит из двух развинчивающихся полусфер, внутри которого находятся две специальные пружины, предназначенные для массажа пальцев.  «СУ Джок» - терапия была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак Чжэ Ву.  В переводе с корейского обозначает Су-кисть, Джок-стопа.  Если мы посмотрим на нашу кисть, то большой палец – это голова, мизинец и указательные пальцы — это кисти, а средний и безымянный – это стопы. Процесс очень прост, через нервные окончания мелкой моторики, нервные импульсы поступают в головной мозг, тем самым активизируются отделы мозга.              

Важно знать, что «Су-Джок» не имеет вредных и побочных действий, не имеет противопоказаний, проста настолько, что понятна каждому, всегда вызывает улыбку уже на первых минутах использования.

Методика работы с эластичным кольцом:

Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо сочетать с речевым сопровождением, повторять несколько раз. 

Методика работы с массажным шариком:

Ладони и кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж сопровождается стихотворным текстом, подобранным нами в соответствии с лексической темой, изучаемой на НОД.

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятиям, счету.

Не менее интересным и полезным занятием является игры с бумагой. Она увлекает детей, способствует развитию воображения, любознательности. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки, разминание, разглаживание являются хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года проведено с родителями анкетирование, родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста», ознакомление с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

  • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей».

В родительском уголке имеются рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки.

Результативность.

Для повторного проведения обследования была использована та же диагностика, что и в начале 2017 учебного года.

В процессе проведения повторной диагностики на конец 2017 года прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей: с низким уровне – 39%, со средним   уровнем – 49%, с высоким уровнем – 12%. Анализ результатов показал, что дети быстрее справляются с заданием. Действия рук стали более согласованны. Движения целенаправленны и точны. По мере того, как развивается рука ребенка, наблюдается положительное изменение в развитии речи детей, психических функций (памяти, внимания, мышления) и физического здоровья. 

У детей прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, уменьшилась скованность движений. Подавляющее большинство детей достигло среднего уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада я смогла добиться поставленной цели. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Приложение 1

Методика «Перебор пальцев», разработанный Е.И.Роговым.

Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий движений), которое должно производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2—3 серии движений, каждая серия за 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5—7 серий движений, каждая серия за 3 секунды). При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем — раз, два, три, четыре» или «Ты командир, а твои пальчики — солдаты, командуй: раз, два, три, четыре...»

Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе; 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении; 2 балла — явления персевераторности на истощении; 1 балл — выраженная персевераторность движений.

Приложение 2

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)

Оценка одновременности движений» одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.

Оценка динамической координации верхних конечностей

бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.

Оценка динамической координации нижних конечностей преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см. совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия

Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну) сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист» стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту; в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне.

Оценка мелкой моторики рук выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца; координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;

Кинестетический праксис

Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;

Мизинец вперёд, остальные — в кулак;

Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5;

Оральный праксис

Улыбка (растянуть губы в улыбке)

Трубочка (сложить губы в «трубочку»)

Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание)

Тесты зрительно-моторной координации

срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

движение в заданном направление по схеме;

выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;

используется методика «Вырежь фигуры» Р. С. Немова;

Оценка умения выполнять движения и владения частями тела

по показу — ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;

по сигналу — педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;

придумай движение — ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;

Оценка артикуляции и интонирования

прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;

повторить за педагогом небольшую чистоговорку;

Оценка тактильных ощущений

узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

      — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

      — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

      — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Обобщение опыта работы по теме: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности »

   Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависи...