Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"
материал (младшая группа)

Шаповалова Татьяна Анатольевна

Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В головном мозге, центры которые отвечают за  движение рук и артикуляционный аппарат,  связаны между собой теснейшим образом. Поэтому развивать мелкую моторику рук нужно как можно раньше.

Каким же образом в дошкольном возрасте можно развить мелкую моторику рук?

Конечно же, всем знакомые, пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В моей работе  по развитию мелкой моторики рук  ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов.

Нетрадиционный  материал хорош тем, что: 

- он не требует больших финансовых затрат (игры могут использовать как воспитатели дошкольных учреждений, так и родители);

- способствует развитию творческой активности, мышления, внимания, память, речи; вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, способность доводить начатое дело до конца, усидчивость.

- повышает работоспособность головного мозга;

- кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Данная техника вносит определенную новизну в деятельности малышей. Детям безумно нравится играть с вещами и предметами которыми пользуются взрослые, и которые вроде бы не предназначены для игр.

Работа по данной технике предполагает следующее:        

1.Систематичность проведения игр и упражнений с нестандартным оборудованием. (1-2 игры в неделю ежедневно - индивидуально или с подгруппой (в зависимости от игры) в свободное от образовательной деятельности время, от 5 до 7 минут)

2.Последовательность (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно;

3.Индивидуализация. Все игры и упражнения проводятся по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне, не допускать переутомление ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

4.Учет ведущей деятельности – игровой. Использование игровых приемов:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев, шкатулки и т.д;

Для игр подойдут:

  • прищепки бельевые
  • зубные щётки,
  • платочки;
  • бигуди;
  • счётные палочки;
  • шпажки
  • палочки для коктейля
  • зубочистки
  • крышки от бутылок
  • шишки и орехи
  • пуговицы
  • шестигранные карандаши
  • ватные палочки
  • кухонная утварь(н-р,  пельменница, емкость для льда, решетка для раковины, дуршлаг и т.д.)
  • различные крупы и бобовые (гречка, манка фасоль, горох и т.д.)
  • гайки и шурупы и многое другое

Почти все игры сопровождаются стихотворениями. Когда дети проговаривают стихи одновременно с движениями пальцев рук, речь становится ритмичной, делается более громкой, четкой и эмоциональной  и стихи легче запоминаются.

ПРИМЕРЫ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

  Игра с прищепками. Прищипывая каждый палец мы проговариваем стихотворение. Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от большого к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

Очень важно заниматься последовательно(правая рука, левая рука, обе руки - от простого к сложному). Когда ребенок будет уверенно прикреплять прищепку большим и указательным, можно переходить к  большим и средним, большим и безымянным, большим и мезинцем):

Кусается больно котёнок – глупыш,

 Он думает: это не палец, а мышь.

 – Но я не играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Самомассаж  зубной щеткой. 

Я возьму зубную щетку,            

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики

 Растирают щеткой подушечки

 пальцев правой руки, затем левой

 руки, начиная с большого пальца

и заканчивая мизинцем.

Игры с платочками. 

«Тесто»

Месим, месим тесто!                             

Есть в печи место!                                        

Будут, будут из печи                                

Булочки и калачи

Дети берут платочек за два

уголка и пальцами обеих рук

собирают платочек в обе       ладони.

Игры со шпажками, зубочистками и бросовым материалом.

 «Башенки»
Оборудование: деревянные шпажки, трубочки для коктейля разных цветов.
Описание: Нарезать трубочки. На шпажки наклеить разноцветный скотч, можно покрасить краской. Шпажки закрепить с помощью пластилина на доске. Предложить ребенку построить башню(насадить нарезанные трубочки) согласно цвету шпажки

«Конструктор из палочек»
Оборудование: Пластилин, спички(шпажки, зубочистки со срезанными концами, можно разной длины).
Описание: Предложить ребенку сконструировать какой -нибудь объект. Детям младшего возраста можно предложить картинку. Помочь скатать шарики из пластилина. Более взрослым детям можно самим пофантазировать, что они сделают. Модели постройки можно сделать как двухмерные, так объемные. 

Самомассаж с шишками.

Катаем шишки по ладони круговыми движениями:

Как ежик колется сосна,

Ее мне шишка не страшна.

Сосновую шишку в ладонях катаю

С сосновою шишкой сейчас я играю.

Можно использовать реплики героев из сказок, тогда, выполняя круговые движения ладошками, ребенок произносит определенную фразу, например: «Колобок, колобок я тебя съем!», меняя при этом высоту и выразительность голоса, в зависимости от того, кто это произносит, зайка, лиса или кто-то другой.

Игры с бигуди, карандашами

«Самокат»

Самокат, самокат,                                        

Самокату очень рад!                                

Сам качу, сам качу                                        

Самокат куда хочу!

Дети катают бигуди между

ладонями вперёд-назад, руки

держат перед собой.

Игры с шурупами и гайками

«Я папе помогаю»

Оборудование: небольшие картонные коробочки обклеенные цветной бумагой с прорезанными на одной стороне небольшими отверстиями, гайки и винтики разного размера.

Описание: в плоскую тарелочку высыпать винтики и гаечки. Ведущий читает стихотворение и предлагает детям разложить винтики и гаечки по коробочкам.

Я папе помогаю

Порядок навожу.

Все гайки и шурупы

В коробки разложу.

Игры с крупами и бобовыми(фасоль, горох). Это универсальный материал: тут и массаж, и игры с предметами, и сортировать, и посыпать, просеять, и выложить узор, и в продуктивной деятельности использовать и многое другое. Главное проявить фантазию.

Игры с контейнерами от киндер-сюрприза. 

"Сюрпризики"

Оборудование: мелкие игрушки, яйцо от киндер-сюрприза, разные фантики, бумага, пакетики.

Ход игры: Взрослый запаковывает игрушку в киндер-сюрприз,  фантики, различную бумагу, пакетики. Ребёнку необходимо самому всё открыть и получить долгожданный приз.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности

№ 1» г.Сосновоборск

 

Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования

Материал подготовила                          воспитатель:                                            Шаповалова Т.А.

г.Сосновоборск 2019 г.




!                                        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...

«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»...

Презентация "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

Презентация на тему "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"....

Презентация на тему: "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

quot;Развитие мелкой моторики детей  младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"...

"Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционного образования в художественно - эстетической деятельности"

Данная метадическая разработка раксрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольно...