Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны
материал

Ермошина Галина Николаевна

Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии.  А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР»

Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Ермошиной Галины Николаевны

Профессиональное образование: высшее, ГОУ ВПО «МГПИ им. И.Е. Евсевьева», факультет психологии и дефектологии, квалификация учитель-логопед по специальности «Логопедия», 2011. Диплом ВСГ 5652614.

 (общий педагогический стаж работы – 5 лет; стаж работы в ДОУ – 2 года)

Введение

«Источники способностей и

дарований детей – на кончиках

их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли»

 В.А. Сухомлинский

Актуальность.

Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии. Диагностика детей с нарушениями речи показывает, что наряду с отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них отмечается нарушение мелкой моторики рук.

Многочисленные исследования учёных доказывают, что развитие руки находится в тесной связи с развитием мышления и речи ребенка. А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь.

Данному вопросу посвящены труды В.М. Бехтерева, А.С. Большакова, Л.А. Венгера, В.П. Дудьева, И. Канта, А.Р. Лурии, И. Павлова, И.М. Сеченова, а также работы таких педагогов, как Н.В. Новоторцева, В.А. Сухомлинский, Т.А. Ткаченко и др.

Я согласна с мнением этих педагогов и психологов в том, что начало  развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют  три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии. Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

В результате развития мелкой моторики у ребёнка формируется точность движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий. Именно поэтому я выбрала для себя тему инновационной деятельности «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР».

На формирование опыта оказали влияние многие факторы: изучение методологический литература, активное участие в работе методических объединений, изучение опыта коллег, а так же участие на курсах повышения квалификации учителей-логопедов.

Основной идеей опыта является создание системы работы по коррекции мелкой моторики рук, которая поможет полностью или частично восстановить двигательные навыки пальцев кистей рук, активизировать познавательную и речемыслительную деятельность. Ведь развитая мелкая моторика – это один из главных показателей интеллектуальной готовности к школе. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, то есть с самого раннего возраста.

Теоретическая база.

Мелкая моторика (по утверждению М.М. Кольцовой) – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

Так например, по данным исследований, проведенных Л.В.Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б.И.Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев и что уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

А И.Н. Сеченов писал, что наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Новизна. Своеобразие и новизна опыта заключается в сочетании современных и эффективных, традиционных и инновационных средств и приемов в развитии тонких движений пальцев рук.

Технология опыта

Целью моего инновационного педагогического опыта является: создание системы работы по коррекции мелкой моторики рук, которая позволит полностью или частично восстановить двигательные навыки пальцев кистей рук и поможет развитию речевой активности детей.

Для достижения поставленной цели мной были определены ряд задач:

  1. Совершенствовать предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете и в групповом помещении.
  2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук.
  3. Создать картотеку дидактических и пальчиковых игр для развития мелкой моторики в старшей и подготовительной группах для детей с ОНР.
  4. Сформировать умение детей удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую.
  5. Развить у детей с ОНР силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений, динамической координации кистей обеих рук.
  6. Повысить уровень речевого развития детей с ОНР посредством развития мелкой моторики пальцев кисти рук.

Для  развития мелкой моторики дошкольников, сначала я подобрала и изучила методическую литературу по теме, познакомилась с опытом других педагогов из выступлений на семинарах и конференциях, из статей в журналах и Интернет-ресурсах. А также познакомилась новым течением темы инновационного опыта.

Мной собрана большая картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам. Совместно с воспитателями и родителями проведена большая работа по обогащению  предметно-развивающей среды логопедического кабинета и центра  развития мелкой моторики в группе. Так, например, приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики собственными руками (коврограф, шнуровки, развивающие игры по аналогии игр Воскобовича  и др.).

В ходе инновационной работы, накоплен богатый материал для самостоятельной и индивидуальной деятельности детей (камушки, желуди, шишки, ракушки, палочки, пуговицы, прищепки, шерстяные нитки и т.д.);

материал для работы с мелкими предметами (крупы, семена, фасоль, бусинки и др.).

Также я создала картотеку игр-упражнений для развития мелкой моторики рук с речевым сопровождением и без сопровождения речи.

        В свои занятия я часто  включаю пальчиковую гимнастику, как неотделимую его часть. Формирование навыков двигательной активности рук провожу  в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками. Они могут сопровождаться разнообразными стихотворными текстами, потешками, сказками.

           Для того, чтобы повысить интерес детей к логопедическим играм, чтобы внимание становилось более устойчивым, а результат развития мелкой моторики и речевого развития  проходил быстрее, использую игры с  прищепками, шишками, шнуровками и другими предметами.

 Шишки и грецкие орехи применяю для катания между ладонями, по столу или другой поверхности. Эти действия могут сопровождаться проговариванием  звуков, слогов или слов. Такая работа на занятиях способствует  улучшению координации движения рук.  

Также предлагаю детям найти мелкую игрушку, спрятанную в крупу или песок, назвать ее и придумать с данным словом предложение.

Еще часто применяю задание нанизывать бусы на нитку, при  этом предлагаю называть слова на заданный звук.

При изучении лексических тем, использую работу с трафаретами  (обведение по точкам) штриховку, раскраску или вырезание.

Такие приёмы позволяют без стресса  развивать как моторику, так и речь  дошкольников. При этом, дети с интересом выполняют данные задания.

Ни одно логопедическое занятие не проходит без динамической паузы. Для динамических пауз я подбираю упражнения для  синхронизации работы полушарий.

Физпаузы предлагаю для снятия нагрузки, повышения работоспособности. Они  включают упражнения общеукрепляющего характера и упражнения, направленные  на развитие мелкой моторики пальцев рук. При этом движения имеют речевое сопровождение. Речевое сопровождение одновременным движением делает речь детей более четкой и эмоциональной, развивает слуховое восприятие, активизирует словарный запас, при этом отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал. 

Родители – это заинтересованные во всестороннем развитии дошкольников. Изучив их интересы и возможности, я убедилась, что они мои единомышленники. Поэтому я с удовольствием провожу для них индивидуальные консультации, родительские собрания, семинары. Подготавливаю наглядный и информационный материал.

Результативность опыта

        Инновационную работу по теме «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» я проводила с детьми логопедической группы ОНР – II - III уровня развития первого года обучения.

        В исследовании принимало участие 16 детей. Из них на начало эксперимента 5 (31%) детей имели средний уровень развития мелкой моторики, и 11 (69%) - низкий уровень развития. Детей с высоким развитием мелкой моторики не било. Общее речевое развитие у всех детей было на низком уровне.

На конец первого учебного года мною была проведена повторная диагностика. Результаты которой показали, что у 2 (12%) детей уровень состояния ручной моторики находится на низком уровне, у 8 (50%) - на среднем, у 6 (38%) детей - на высоком. Изменился и уровень речевого развития, так у 13(81%)  детей появились значительные улучшения в речи, у 3 (19%) детей незначительные улучшения.

К концу второго года обучения результат диагностики показал, что из 18 человек 15(83%) достигли высокого уровня развития мелкой моторики, а 3 (17%) имели средний уровень. В то же время речь у 14 (78%) детей стала хорошей, а у 4 (22%) детей имели значительные улучшения.

График развития мелкой моторики

График динамики развития речи

Практика использования инновационного опыта в системе работы показала, что его применение позволяет говорить о целесообразности использования данного опыта, который помогает развит мелкую моторику и благотворно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста с ОНР.

Стабильность. Использование системы работы в инновационном режиме по развитию мелкой моторики рук даёт стабильно положительные результаты, поэтому я считаю целесообразным использовать его в своей педагогической практике и в дальнейшем.

Доступность. Опыт моей инновационной работы распространён среди педагогов ДОУ на педсоветах, среди коллег района на методических объединениях, на научно-практических семинарах в МРИО, на личном Интернет-ресурсе. Думаю, что он будет полезен другим учителям-логопедам, педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям и всем, кто заинтересован в проблеме развития дошкольников.

Перспективы применения опыта в массовой практике. Для массовой практики наиболее приемлемы такие формы трансляции инновационного опыта, как информационные брошюры, стенды для родителей, мастер-классы, открытые мероприятия   для педагогов района,  консультации,  публикации на сайте.

Библиографический список.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009.
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.– АСТ, 2011. – 64с.
  3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
  4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003.
  5. Быховская А. М., Казова Н. А. «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» - Спб.: «Детство - пресс», 2012 г.
  6. Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. — М. : Издательство «Гном и Д., 2005. —40с.
  7. Коноваленко В. В., Коноваленко, С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Издательство: Гном и Д., 2008.
  8. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Подготовительная группа детского сада. – Спб.: Литера, 2009.  Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М. Айрис-пресс, 2011.
  9. Лазаренко, О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О.И. Лазаренко. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 32 с.: ил. – (Популярная логопедия).
  10. Лыкова И. А. Театр на пальчиках М. 2012г.
  11. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» - Спб.: «Детство - пресс», 2005 г.
  12. Османова Г.А. Превращение ладошки. Игровые массажные приемы для пальчиков / Г. А. Османова. – Спб.: КАРО, 2018. – 64 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия»).
  13. Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых» - Спб., 2000 г.
  14. Рыжанкова Е. Н., Ракитина В. А. «Пальцы развиваем, буквы составляем», М., 2009.
  15. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. – Спб.: КОРОНА-Век, 2007. – 32 с.
  16.  Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко;[ил. Е. Нитылкиной]. – М.: Эсмо, 2007. – 80 с.: ил.
  17. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И., «Игры с прищепками: творим и говорим». М., 2011 г.
  18. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – Спб.:  Детство-пресс, 2001.
  19.  Хвостовцев, А.Ю. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений "Умные ручки" / Издательство: Сибирское университетское издательство, 2010 г. – 174 с.
  20. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: Центрополиграф, 2004.

Приложение №1.

Конспект семинара-практикума для родителей  старшей логопедической группы  «Роль мелкой моторики в речевом развитии детей»

Цель: познакомить родителей с важностью выполнения пальчиковой гимнастики, её связь с речью, формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.

Оборудование: жетоны зелёного и красного цвета (каждому родителю), рисунок-схема головного мозга, карточка пальчиковой игры «Два весёлых гуся» и других упражнений («Лезгинка» и т.д.), листы бумаги и по 2 карандаша (каждому родителю), пособия и игры для развития мелкой моторики, карточки с пальчиковыми играми (каждому родителю).

Опросник для родителей (если ответ «да» - поднимают зелёный жетон, если ответ «нет» - красный жетон):

1. Знаете ли Вы, что такое мелкая моторика рук?

2. Знаете ли Вы, как можно развивать мелкую моторику?

3. Влияет ли развитие мелкой моторики на овладение ребёнком процессом письма?

4. Нужно ли развивать мелкую моторику ребёнка в раннем возрасте?

5. Может ли Ваш ребёнок самостоятельно завязать шнурок бантиком на шапке или ботинках?

6. Умеет ли он застёгивать сам пуговицы и застёжку молнию?

7. Может ли Ваш ребёнок без Вашей помощи аккуратно вырезать и приклеивать картинки для домашнего задания?

8. Держит и он правильно ложку и вилку во время приёма пищи, и карандаш и кисточку во время рисования?

Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать,  гладить и пробовать на вкус. Таким образом,  параллельно он развивает тонкую моторику своих рук. Что же такое тонкая моторика рук? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки.

Учёные пришли к выводу, что формирование речи начинается только тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают не только речь, но и мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил, что речь и ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

Доказательством взаимосвязи руки и речи является то, что человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто неосознанно помогает себе жестами. И наоборот: ребёнок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Это объясняется тем, что речевая зона находится в непосредственной близости от двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому наша речь и моторика (т.е. движение) тесно взаимосвязаны и развиваются параллельно. (Показ на рисунке-схеме головного мозга моторной, двигательной и речевой зоны).

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Дети с удовольствием принимают участие в играх-потешках.  Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Самые известный варианты такой игры –  «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая», но есть и более сложные для проговаривания и показа.          

Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).      

1. Пальчиковая игра «Два весёлых гуся».      

2. Пальчиковое упражнение «Лезгинка», «Зеркальное письмо», «Ухо – нос», «Змейка».

Развитию кисти  и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами:

- с пуговицами (нанизывание бус, выкладывание различных картин),  

- с сыпучими материалами (фасоль, горох, разные крупы; перебирание, рисование по крупам),  

- с пробками от бутылок (нанизывание бус, ходьба пальцами по столу), - с прищепками (самомассаж пальцев, развешивание носовых платков после стирки, прикрепление прищепок к рисункам в качестве дополнения к нему: иголки у ёжика, борода у гномика и т.д.),

- с бусинами и макаронами (нанизывание на веревочку),

 - различные шнуровки (как фабричные, так и самодельные),

 - аппликация (из вырезанных или рваных кусочков),

- лепка из пластилина или солёного теста (уникальность лепки заключается в том, что она способствует массажу ладоней и пальцев рук),

- рисование (карандашами, красками с помощью кисточки, кусочков поролона  или самих пальцев).

Предлагаю вам ряд игр с такими предметами.    

  1. Игра «Кто быстрее поможет Золушке».

Оборудование: корзинки с разным наполнением, количество одинаковое ( горох и фасоль, гвозди и шурупы, крупные и мелкие пуговицы).  Родители разбирают содержимое своей корзинки с помощью большого пальца и мизинца левой руки.

  1. Игра «Посмотри и выложи так же».

Оборудование: счётные палочки, схематический рисунок-образец картин («Домик и машина», «Ёлка и ёжик», «Кораблик и рыбка»).

3.Игра «Угадай и слепи».

Оборудование: «чудесный мешочек» с разными небольшими игрушками, пластилин. Родители на ощупь угадывают игрушку, а потом её лепят в подарок своим детям.

4. Индивидуальные игры:

1) игра «Собери и расставь матрёшку по порядку с закрытыми глазами», оборудование: матрёшка, платок для завязывания глаз;

2) игра «Крутилка», оборудование: пособие к аналогичной игре;  двое родителей соревнуются, кто быстрее, «придёт» в середину пособия, крутя его только левой рукой;

3) игра «Назови сына/дочь по имени ласково и укрась хвост павлина перьями», оборудование: пособие «Павлин», 5 прищепок; родитель прикрепляет прищепку с помощью большого пальца и мизинца.

Очень надеюсь, что я смогла вас убедить в значимости развития руки для ребёнка дошкольного возраста с речевыми нарушениями и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших  психических функций, развитию пространственных ориентировок, а значит и развитию речи детей. Для этого я хочу вам подарить комплекс пальчиковых игр, которые вы сможете выучить и играть с ребёнком дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2.

Конспект подгрупповой логопедической непосредственно образовательной деятельности по теме «Прогулка в горы»

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений;

- упражнять в правильном произношение звука «р» изолированно, в слогах, словах и фразе;

- упражнять в согласовании имён существительных с притяжательными местоимениями «мой» и «моя»;

- совершенствовать навык определения количества слогов в слове;

- формировать обобщающие понятия;

- продолжать учить определять наличие звука «р» в словах.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать внимание, мышление, память связное речевое высказывание;

- развивать ориентировку в пространстве;  

- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.  

Коррекционно-воспитательные задачи:  

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение радоваться результатам коллективного труда;

-воспитывать культуру речевого общения.

 Оборудование:  зеркала, пособие «Зонтик для весёлого язычка», игра «Кто быстрее?» (машинки), игра «Пирамидки» (звук «р»), круговая верёвка с узелками, игра «Уборка в замке» и предметными картинками со звуком «р»,  игра «Подарки для Змея Горыныча», картинки-«подарки» со звуком «р» и куклы на руку (корова и свинка), мультимедийное оборудование и презентация «Мы со звуком «р» играем»,  2 рамки от картин, 2 листа бумаги, 2 карандаша и мелкие предметы с наличием в названии звука «р» и без него.  

Ход.

  1. Организационный момент (работа с пособием «Зонтик для весёлого язычка»)

Логопед. Сегодня мы отправимся в путешествие в горы. А в горах может всякое случится. Вдруг пойдёт дождь! Давайте возьмём с собой зонтик – «зонтик для весёлого язычка».

Дети выполняют упражнения с комплексом артикуляционных упражнений для звука «р» по пособию.

  1. Игра «Кто быстрее?» 

Логопед. Чтобы нам быстрее попасть в горы, давайте на чём-нибудь поедем. На чём можно поехать? (Ответы детей.)

Дети рычат, как мотор машин, закручивая тесьму на карандаш.

  1. Игра «Пирамидка» 

Логопед. Вот мы и приехали! Давайте построим высокую гору.

 

Дети строят из пластиковых стаканчиков «гору», называя на них картинки со звуком «р». 

  1. Динамическая пауза «Узелки». 

Логопед. В горах никак не обойтись без верёвки. Давайте залезем на нашу гору и поиграем с эхо, повторяя за ним весёлую песенку.

Дети становятся в круг, перебирают узелки верёвки по часовой стрелке и повторяют за логопедом слова. 

Ра-ра-ра – вот высокая гора.

Ор-ор-ор – вокруг много гор.

Ору-ору-ору – залезем мы гору.

Ыр-ыр-ыр – взяли с собой сыр.

  1. Игра «Уборка в замке».

Логопед. Ребята, посмотрите, какой на горе красивый замок. Живут в нём принц и принцесса (Детям надеваются пальчиковые куклы принца и принцессы.) Замок этот не только красивый, но и большой, поэтому уборку в нём делают очень редко. Давайте поможем принцу и принцессе с уборкой!  Как мы скажем о принце, он чей? А о принцессе, она чья? Значит, принц должен убирать только те предметы, про которые можно сказать «мой», а принцесса – «моя».    

Дети берут картинку рукой, на которой надета кукла, большим и средним пальцам, и прячут её за замок. 

  1. Игра «Подарки для Змея Горыныча».

Логопед. Охраняют замок братья Змеи Горынычи, у которых сегодня  день рождение. Подарков много, но кому какой, они не знают. Давайте сделаем так: сколько голов у Змея Горыныча,  столько и слогов будет в названии его подарка.  

Дети надевают куклы коровы и свинки на руки, произносят название подарка по слогам, широко раскрывая  рот кукольных животных и подсчитывая количество слогов, и дарят «подарок» соответствующему Змею Горынычу.  

  1. Работа по презентации «Мы со звуком «р» играем».

Логопед. Дружно живут принц с принцессой и Змеи Горынычи. Но дружить могут не только люди и сказочные персонажи, но и разные предметы. Ребята, давайте расскажем об этом весёлые потешки. (Автоматизация звука «р» в потешках.) А теперь поиграем и определим, какая картинка лишняя. (Игра «Четвёртый лишний», дети объясняют правильность своего выбора.)

  1. Игра «Узнай предмет по его силуэту».

Логопед. Давайте подарим  в память о нашем путешествии друг другу картины с силуэтами тех предметов, в названии которых есть звук «р». (Дети отбирают нужные предметы и обводят их на листе бумаги.) Ваня, угадай, силуэты каких предметов ты видишь? Даша, а силуэты каких предметов на твоей картине? (Ответы детей.)

  1. Итог.

Логопед. Нам пора возвращаться. Где мы сегодня с вами побывали? (В горах.) Какой звук нам помогал путешествовать? (Звук «р».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста

влияние  мелкой  моторики  на  развитие  речи  детей  дошкольного  возраста...

Статья "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста"

В данной статье рассмотрено развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста, а так же влияние пальчиковых игр на речевые возможности ребенка дошкольного возраста. Выявлена и обоснована необх...

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста .

Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальцев нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ло...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...