Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков
методическая разработка

Еловская Надежда Петровна

Вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков

Жизнь и развитие каждого человека невозможна без общения и взаимодействия с oкружающими людьми. Пoтребность в oбщении, является важнейшей человеческой пoтребностью. В процессе oбщения прoисходит развитие сoзнания и высших психических процессов детей. Умение детей позитивно oбщаться, пoзвoлит в дальнейшем кoмфoртно жить в oбществе людей. Благодаря общению ребёнок познаёт не только самого себя, нo и другого человека, взрoслoгo или сверстника.

Дoшкoльнoе детство является наибoлее сензитивным периодом для развития коммуникативнoй сферы детей, именнo в этот периoд зарoждаются и интенсивнo развиваются oтнoшения с другими людьми.

Главной задачей любого образовательного учреждения, работающего с детьми, является развитие целостной гармоничной личности. На первый план выходит проблема общения и его роль в формировании личности. Первый полученный опыт таких отношений становится фундаментом, на котором в дальнейшем строится развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе, группе детского сада, будет завесить следующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Государственная политика в области образования, определяет пути решения актуальных проблем, связанных с коммуникативным развитием дошкольников, которые нашли отражение в Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

На основании этого документа можно говорить, что формирование и совершенствование коммуникативных умений имеет преемственность в дошкольном и начальном общем образовании. Кроме того, во ФГОС ДО обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, в них прописано: «..ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении и др.; способен выбирать участников по совместной деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; владеет устной речью, может использовать речь в ситуации общения» 

Коммуникативные способности  – личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.

Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. К таким воспитанникам чаще всего относятся суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Поэтому у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми.

От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Это актуализируется в федеральном государственном образовательном стандарте. Именно игра и общение становятся ведущими видами детской деятельности.

Формы организации детского общения:

  • речевые проблемные ситуации;
  • беседы;
  • отгадывание загадок;
  • составление рассказов, сказок;
  • ситуативные разговоры;
  • игры.

Хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей.

Игра - ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении  происходит в игре.

Общение является важным элементом любой игры, которая дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Условия, выполнение которых при организации игровой деятельности обусловит эффективность формирование коммуникативных умений:

  • реализация комплекса коммуникативных игр, обладающего вариативностью, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений;
  • рефлексивный характер игровой деятельности (оценка педагогом состоявшегося взаимодействия участников игрового процесса);
  • коллективный характер игр на основе добровольного участия детей;
  • отсутствие соревновательности в играх.

Педагоги ДОУ могут использовать  широкий диапазон самых разнообразных игр.

 Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.

В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности и для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.

Обучая ребенка игре, воспитатель делает доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. Воспитатель должен играть вместе с детьми, для того чтобы они овладели игровыми умениями. Это показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребенку жизненные ситуации. Обучая детей,  воспитателю важно донести до ребенка смысл игровой ситуации,  и, усложняя по необходимости сюжет, развивать их игровые умения. Надо ли говорить о том, как важно воспитателю в игре уметь взаимодействовать «на равных» с ребенком, помогая ему решать игровые задачи. Ведь ребенок учится от взрослого, прежде всего подражая ему, его игровым действиям и, самое главное, его эмоциональному отношению к персонажу. Следует особо отметить, что игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами) новые повороты в развитии сюжета. Взяв на себя исполнение какой-либо роли, взрослый направляет игру  с помощью прямых и косвенных подсказок, вопросов и предложений.

 Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им.

Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре.

Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения на равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти  за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься  ими в дальнейшую реальную жизнь.

Постоянная, целенаправленная работа в данном направлении способствует социально - коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать к их выполнению.

Для социально – коммуникативного развития дошкольников, огромное значение не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдения, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – всё это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Коммуникативные музыкальные игры – это синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Они направлены на развитие всех сторон общения со сверстниками, и поэтому являются эффективным способом социализации детей в детском коллективе.

Эти игры способствуют сплочению детского коллектива, развивают положительное, доверительное отношение к сверстнику, помогают корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении.

Построены они на естественных жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, а также включают в себя элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше сыграет, спляшет). Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Тактильный контакт друг с другом способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализует социальный климат в детском коллективе.

Разучивая игры, дошкольники знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. В этих играх нет разделения на исполнителей и зрителей, все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Очень важно, что этот момент исключает процесс оценивания и раскрепощает ребёнка.

Коммуникативные игры – это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого. В таких играх, как «Хвост дракона» и «Сороконожка» правила заданы таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и приводит к сплоченности действий.

Такие игры, как «Прорви круг»«Поводырь»«Стиральная машина»«Бабушка Маланья»направлены на развитие у детей навыков совместной деятельности, понимания индивидуальных особенностей других людей. Дети в игровой форме дети осваивают и закрепляют движения общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи.

Для повышения детской самооценки можно поиграть с детьми в «Клубочек»«Комплименты»«Передай сигнал»«Скажи хорошее о друге»«Шляпа знакомств»«Солнышко». Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости.

Игры «Путаница»«Веселая зарядка»«Насос и мяч» способствуют снятию мышечного напряжения и эмоционального раскрепощают детей. Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвуют в играх. Результат не заставляет долго ждать. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, отмечается уменьшение ссор. В зависимости от подготовленности дошкольников педагог может самостоятельно моделировать игры, меняя музыкальное сопровождение и построение движений.

Кроме того, есть возможность закреплять в игровой форме некоторые более сложные движения. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей воспитанников.

Некоторые коммуникативные музыкальные игры предполагают элементы индивидуального исполнения. Разумеется, не каждый ребенок сможет выйти в круг и станцевать. Можно предложить застеснявшемуся ребенку разные варианты действий: потанцевать вместе с взрослым, с другим ребенком, не выходить в круг, вообще выйти за круг, как бы спрятавшись от детей. В данном случае задача педагога направлена на эмоциональную поддержку робких детей.

Педагоги давно отметили, что, каков ребёнок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Поэтому задача, нас взрослых, помочь нашим детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим детей быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, и тем лучше, мы взрослые и наши дети будем понимать друг друга.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Сегодня проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста  является актуальной....

Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков

Многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. К таким воспитанникам чаще всего относятся суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся кор...

Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков

Вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфлик...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Цель: развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками....

Из опыта работы "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных навыков"

Из опыта работы "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных навыков"...

Консультация для родителей " Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков"

Вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфлик...

Консультация для родителей «Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков»

Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность....