Эссе 2
статья

Скобелева Марина Ивановна

"Народные подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_2.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

на тему

 «Народные подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста»

 Выполнила: Скобелева Марина Ивановна, воспитатель ДОУ МБДОУ «Детский сад «Радуга», г. Козловка, Чувашская Республика

2019 год.

ПЛАН

I Введение………………………………………………………………3 с.

II. Основная часть

   1.Подвижная игра, как средство физического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………4 с.

 2. Исторический аспект возникновения русских народных игр...... 6 с.

 3. Методика проведения народных подвижных игр………………..8 с.

III. Заключение………………………………………………………...10 с.

IV. Литература…………………………………………………………11 с.

I Введение

     Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется, жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, осуществляется развитие личности, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

  И поэтому растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни, привития детям знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание.

    Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни, подготовки к жизни, к труду и защите Родины Эта цель единая для всей системы физического воспитания нашей страны.

    В соответствии с целью физическое воспитание предусматривает решение следующих задач:

1. Оздоровительные: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание организма.

2. Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др.), овладение специальными знаниями.

3. Воспитательные: содействие умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.

    Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

В настоящее время актуальной является, и задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение русским народным играм.

     Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы, которые прививаются детям через игру.

II. Основная часть

 1.  Во-первых, формирование жизнеспособного подрастающего поколения является одним из главных стратегических направлений развития страны и находит отражение в нормативных правовых документах. В «Национальной доктрине образовании Российской Федерации» (2000) приоритетной задачей государства провозглашается всесторонняя забота о здоровье и в физическом воспитании и развитии детей. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере образования указывается принцип приоритета жизни и здоровья человека. В названных документах отмечается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

В народной культуре физическое воспитание в единстве с развитием духовных нравственных качеств человека занимает одно из центральных мест. В ходе усвоения народных традиций физического воспитания, овладениями самобытными физическими упражнениями у ребенка формируется ценностное отношение к здоровью, занятиям физической культурой, активная позиция в выборе образа жизни, способствующего самосохранению и саморазвитию.

Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

             Во-вторых, для решения задач физического воспитания у детей дошкольного возраста мы в своей работе используем различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.).  Указанные средства имеют разное значение и занимают определенное место в системе физического воспитании на разных этапах дошкольного образования. В тесной связи с ними используются также средства нравственною, умственного, эстетического воспитания, направленные на гармоническое развитие личности, но в дошкольном возрасте основную функцию физического развития во все времена играли подвижные игры.

Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Они способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. [1, с.41].

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети», поэтому я знакомлю детей с народными играми и забавами.  Я считаю, что использование народных игр в работе с детьми позволяет мне донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности.

Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Но большая часть детей все же русские, поэтому начинали работу с приобщения к русской культуре.

В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа я проводила беседы об играх детей в далеком прошлом, активно использовала в работе с детьми забытые народные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

           2.  Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.    Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. 

             Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как «Бояре», «Царь Горох», «Стрельба из лука», «Стадо», «Жмурки» и др., свидетельствуют о том, что когда-то люди участвовали в военных походах, битвах, держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.        

В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации.

 Мне нравится, что все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Игры содействуют возникновение в детской среде соревнования и, как результат, признается достоинства или недостатков, поощряется кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл.

           Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в их процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самое разнообразное: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.

 В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляет ценный, неповторимый игровой фольклор. Шутки и юмор в играх безобидный. Доброжелательный смех партнеров — детей и близких взрослых, товарищей — действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Разученные игры на занятиях дети широко используют в самостоятельной деятельности.

              3. В-третьих, ознакомление детей с народными играми я осуществляю на основе комплексного метода.

 На первом этапе я ставлю цель развитие познавательного интереса к русским народным играм. Раскрываю их многообразие и колорит, объясняю, что в играх отражен трудовой и бытовой уклад жизни чувашей. Работа проводится в ходе занятий познавательного цикла.

На втором этапе знакомлю детей с самими играми. Детям младшего дошкольного возраста объяснение игры предлагается поэтапно, в ходе игровых действий. Детям постарше объяснение дается перед началом игры. При этом имеет значение последовательность объяснения: дать название игры; раскрыть ее содержание; уточнить правила; показать или напомнить игровые движения; распределить роли; разместить детей на площадке; начать игровые действия.

При повторном проведении игры вместо объяснения вспоминаем с воспитанниками некоторые ее основные моменты.

На третьем этапе осуществляю углубленное постижение игры. Учу детей создавать ее варианты. Первоначально вариант вношу сама. На этой ступени важно помочь детям установить связь предложенной игры с первоисточником.

Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа.

В нашем детском саду ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении, в повседневной жизни, при использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка.

Мой личный опыт воспитания дошкольников в национальных традициях чувашской культуры состоит в двигательной деятельности детей через подвижные игры, которые не только укрепляют здоровье воспитанников, но также приобщают к традициям чувашского народа, способствуют усвоению духовного богатства народа, уважению национальной культуры. В апреле традиционно в нашем детском саду проходит Неделя чувашской культуры (в соответствии с тематическим планированием ДОУ и рабочими учебными программами возрастных групп). Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию, а также формированию навыков гостеприимства (чăваш тараватлăхĕ – чувашское гостеприимство) на основе чувашских традиций и обычаев.

Решение задач будет эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь группы детского сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей.

Я через различные формы работы знакомлю детей с народными играми, народным календарем, произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Для этого в группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

          В группе созданы уголки краеведения; сделаны подборки дидактических, сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и   детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости и пр.

 В нашем детском саду регулярно проводятся народные праздники, как: Осенние посиделки, Масленица, Пасха, Зимние святки и др., активными участниками которых являются и взрослые и дети.

 Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские и татары, чуваши и мордва в дружеском обращении, постоянно взаимодействуя друг с другом. Поэтому я знакомлю детей и с народными играми близ лежащих республик.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем общий итог рассуждениям.  В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности.

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Литература:

- Нормативно-правовые акты: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

-Книги: 1. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005

3. Кенеман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» — М.: 1995, — 224 с. 

4. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. – Чебоксары, 2003

5. Программа образования ребенка-дошкольника. – Чебоксары: ЧРИО, 2006. – 292 с.

-Интернет ресурсы: 1.konsultatsiya_npv.docx 2. nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy.../chuvashskie-podvizhnye-igry


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."

эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Мое педагогическое эссе

Мое педагогическое эссе...

Эссе на тему "Современный воспитатель - это..."

Каким же должен быть современный воспитатель?!...

Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.

В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...