РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
статья (младшая группа)

Татарицкая Ольга Михайловна

 

 Развитие адаптационных способностей у детей дошкольного возраста КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье представлен теоретический анализ понятия «адаптация», «адаптационные способности» и «социализация» у детей дошкольного возраста, рассматриваются условия успешной адаптации ребенка дошкольного возраста в условиях детского сада.

Ключевые слова: адаптация, адаптационные способности, дошкольный возраст, ребенок.

Приоритетной задачей Российской Федерации на настоящий момент выступает задача формирования подрастающего поколения, представители которого способны адекватно адаптироваться к изменяющимся социальным реалиям, обладают качествами, обеспечивающими возможность полноценной социализации, потенциал активного включения в социум и взаимодействия в нем. Существенную роль в этом играют адаптационные способности личности, фундамент которых закладывается на ранних этапах онтогенеза, уже в дошкольном детстве.

Дошкольное образовательное учреждение выступает институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества. Именно там ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом. Вектор социализации ребенка во многом определяется характером осуществляемых воспитателем психолого-педагогических воздействий. Поэтому именно в дошкольном возрасте важное значение имеет организация психолого-педагогического сопровождения детей, учитывающего индивидуальные особенности  адаптационных резервов детей, когда компенсаторные возможности формирующейся личности ребенка еще велики и сохраняется возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Грамотно и квалифицированно организованная психолого-педагогическая деятельность  будет способствовать дальнейшей социально-психологической адаптации детей на последующих ступенях психологического и социального развития как личности.

Проблемам социализации, социальной адаптации и адаптационным способностям были посвящены работы как отечественных, так и зарубежных ученых. Изучение проблемы социально-психологической адаптации стояло в центре внимания таких ученых, как Г. Айзенк, Г.Гартман, А. Маслоу, Ф.Б. Березин, В.И Медведев, A.A. Налчаджан, Ж.Пиаже, A.A. Реан и др. Разработке феномена социально-психологической адаптации и социального развития в отечественной психологии посвящены труды Л.С. Выготского, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, A.B. Запорожца и др.

Существенное место в рамках изучения психологических аспектов сопровождения ребенка в детском учреждении уделено проблеме адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения – Л.И. Белкина, Л.А.Венгер, В.В. Холмовская, С.В. Паршукова, Е.А. Лисина и др.

Рассмотрим основные научные подходы к понятию «адаптация» и «адаптационные способности». Адаптация выступает одним из основных понятий в сфере знаний, которые изучают человека с позиций естественнонаучного, гуманитарного и общественно-научного подходов. В научных трудах, особенно русскоязычных, довольно часто встречается большое число взглядов и мнений на то, что считать адаптацией. В традициях отечественной школы физиологии со времен И.М. Сеченова, И.П. Павлова и А.А. Ухтомского, адаптацию рассматривали, как единую, целостную, интегративную реакцию организма, основной целью которого было поддержание жизнедеятельности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. 

Термин «адаптация» в переводе с латинского означает «приспособление». Как отмечает Д.Б. Лукашенко [6], впервые он был введен в 1865 году Г. Аубертом, который характеризовал адаптацию как «изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов, а также  как реакцию к действию внешних раздражителей». Позже учеными было выявлено, что такое «приспособление» характерно для функционирования всех органов чувств человека. Это предположение дало мощный толчок к всестороннему изучению вопроса адаптационных способностей в области биологии и антропологии, а позже термин стал упоминаться в разнообразных областях наук. В настоящее время каждая дисциплина определяет понятие «адаптации» и «адаптационных способностей» исходя из своей специфики и применительно к своему понятийному аппарату.

В педагогической науке В.С. Безрукова определяет адаптацию как способность человека изменять свое поведение, состояние или отношение к чему-либо в зависимости от изменения условий жизнедеятельности [3].

С позиции такого отечественного педагога-психолога, как Добряк С.Ю, адаптация представляет собой процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные условиям, меняющимся в этой среде [5].

С точки зрения психофизиологических и психологических основ адаптации, Ф.Б. Березин определяет ее как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды. В ходе этого процесса человек оказывается способным удовлетворять актуальные потребности и реализовывать значимые цели, а также обеспечивать соответствие психической деятельности и поведения требованиям среды [4].

Наиболее интересным видом адаптации выступает социальная адаптация. Социальная адаптация признается важным социально-психологическим компонентом развития личности. Согласно В.Г. Казанской, социальную адаптацию можно определить как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной макросредой в специфических для данного человека социальных ситуациях. А.А. Реан под социальной адаптацией понимается постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса [7]. Таким образом, социально-психологическая адаптация выступает как важнейший компонент социализации личности.

Приспособление индивида к условиям социальной среды начинается с момента рождения ребенка и продолжается весь жизненный путь.

Взросление ребенка, формирование его черт характера и поведенческих установок, знакомство с окружающим миром и обществом проходит очень интенсивно в период дошкольного возраста. Важнейшими социальными институтами в жизни дошкольника, помимо его семьи теперь занимают дошкольные учреждения, в частности детский сад. Ребенок оказывается в новом социальном окружении, получает новый для него социальный статус «воспитанника», знакомится с большим количеством сверстников и воспитателей. Перед ребенком ставится новая сложная задача – адаптация в детском коллективе, усвоение и соблюдение норм и правил детского сада, нахождение новых друзей. Успешность процесса адаптации и предупреждение причин возникновения социальной дезадаптации, в данном случае будет зависеть от ряда условий. В первую, очередь, это создание благоприятных  бытовых  условий, в которых находится ребенок, соблюдение режима дня, а именно питания, бодрствования, сна, а также наличие спокойных взаимоотношений членов семьи и сверстников.  

В дошкольных организациях, как и в любой другой структуре образования, существует своя программа. Все программы дошкольного образования делятся на два типа. Первый тип это комплексная программа, которая отражает полную специфику работы с ребенком, ее еще называют образовательной. Второй тип это парциальные (специализированные) программы с более узкой и ярко выраженной направленностью. Они предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В настоящий момент существует ряд парциальных программ развития и воспитания, предназначенных для учреждений дошкольного образования, где одной из целей выступает успешная адаптация ребенка. Такие программы разрабатывают и апробируют педагоги-психологи и социальные педагоги дошкольных учреждений [8]. К примеру, это психопрофилактическая программа адаптации детей младшего дошкольного возраста в детском саду Н.В. Русаковой «Рука в руке», программа Е.О. Севостьяновой «Дружная семейка», программа С.В. Муллаяровой «В детский сад без слез» и другие. Целью таких программ является создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и детского сада в системе организации адаптации детей дошкольного возраста. В основе этих программ лежит взаимодействие воспитателя, специалистов детского сада, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей [9].

В научной и методической литературе важное место уделяется конкретным формам и методам работы специалистов, обеспечивающим создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении в целях успешной адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.Ключевым моментом здесь выступают режимные моменты дошкольника – это режим дня, питания, процессов бодрствования и сна. Рекомендуется строить режим с учетом возрастных особенностей детей. Помимо режимных моментов, у дошкольника должны быть сформированы внутренние этические инстанции, то есть ребёнок должен усвоить, что такое хорошо, а что такое плохо. Для усвоения понятий «хорошо» и «плохо» дошкольник должен видеть их проявления в том социальном окружении, где он находится, то есть в детскому саду, дома, а также должен уметь их различать [9].

Подлинной социальной практикой ребенка в дошкольном возрасте выступает игра. Игра формирует у воспитанника положительные личностные качества и издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов указывал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни и представляет собой воспроизведение отношений между людьми [8]. Игра как бы проецирует реальную жизнь в обществе сверстников. Поэтому использование игры в развитии адаптационных способностей занимает одно из центральных мест.

Важно отметить, что успех социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Воспитатель выступает эталоном. Поэтому для повышения уровня нравственности, воспитатель сам должен соответствовать этому эталону. Он открывает дошкольнику мир социальных взаимоотношений, правил поведения в обществе. Если воспитатель будет служить образцом нравственности, правильно оценивать поступки детей, переводить знания о нормах морали в практические умения, то социальное развитие дошкольника будет проходить результативно. Не менее важным условием успешной адаптации ребёнка к новым условиям жизни в детском коллективе является и установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей, и педагогов, что имеет прямое положительное влияние.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон. Приказ об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования 17 октября 2013 года №1155- ФЗ.
  2. Федеральный закон. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
  3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. -- Екатеринбург : Деловая книга, 1999.
  4. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 260 с.
  5. Добряк С.Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 202 с.
  6. Лукашенко Д.В. Взаимодействие личности с социальной средой через адаптивные модели // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 1. — С. 42–48.
  7. Реан А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 479 с.
  8. Социальная педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.С. Торохтий. – М.: Юрайт, 2015. – 452 с.
  9. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...

Здоровье детей дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема в дошкольном учреждении

           Здоровье -  естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изме...

Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблемаДошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Ов...