Театральная деятельность в ДОУ как способ развития самостоятельности дошкольника
консультация

Фитиалова Елена Сергеевна

Театральная деятельность в ДОУ как способ развития самостоятельности дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральная деятельность в ДОУ как способ развития самостоятельности дошкольника

Детская активность и самостоятельность в последнее время все чаще становятся объектом повышенного внимания ученых и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно- ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированном подходе к организации образовательного процесса образовательных учреждений. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Одной из задач, обозначенных в ФГОС ДО, является задача развития инициативности, самостоятельности и ответственности детей. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

И для этого предлагается поддерживать развитие инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо начинать решать именно в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения

Самостоятельность-

Что же такое самостоятельность?

Наиболее типичные ответы:

– это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;

– способность рассчитывать только на свои силы;

– независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество;

– умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;

– умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к дошкольникам? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в определенные рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, которое проявляется в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры атрибуты в театральный уголок; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, драматизирует сказку с помощью разных видов театра.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенные правила, способы действий приобретают обобщенный характер и становятся критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях. Ребенок может самостоятельно организовать игру-драматизацию.

Т.о., самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Компоненты самостоятельности:
Активность
Инициатива
Целенаправленность
Осознанность действий
Настойчивость в достижении результата
Независимость ребенка от взрослого
Стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Показателями самостоятельности дошкольника выступают:

а) умение осуществлять деятельность по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий;

б) умение выполнять деятельность без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель деятельности, предвидеть ее результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей деятельности, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия, проявлять творчество.

Инициатива, как мы видим, является показателем самостоятельности. Существует выражение «инициатива наказуема», и мы взрослые часто избегаем брать на себя инициативу. Но современный мир, быстро меняющийся и сложноподчиненный, наоборот, требует таких инициативных, самостоятельных, независимых людей.

Инициатива вообще определяется как почин, первый шаг. Если следовать этой логике, то инициатива детей – это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, – это все "первый шаг", всё впервые. Получается, дети от природы инициативны.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия взаимосвязанные. Самостоятельность ребенка – это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность – это внутреннее побуждение, внутренний порыв к изменениям и движению, когда происходит толчок, запуск деятельности.

Итак, для инициативной личности характерно:

– произвольность поведения;

– развитая эмоционально волевая сфера;

– стремление к самореализации;

– общительность;

– творческий подход к деятельности;

– познавательная активность.

Необходимым условием развитием инициативного поведения ребенка является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности.

Итак, развитие инициативности и самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (прежде всего игровой, а также изобразительной, двигательной и др.), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

Театрализованная деятельность оказывает влияние на развитие психических процессов, а также в силу своей специфики обладает потенциальными возможностям для развития таких качеств личности как инициативность и самостоятельность. Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Интегративный характер театрализованной деятельности (взаимосвязь художественного слова, музыки, декоративно-художественного оформления) выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы, самостоятельности и творчества детей.

Поведение детей в театрализованной деятельности зависит от ряда причин:

а) может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения;

б) может ли взаимодействовать на мимическом уровне, на речевом уровне и на уровне игровых действий;

в) свободен ли от эмоциональных стереотипов.

Часто ребенка дошкольного возраста преследует чувство неуверенности в себе, волнение, страх, они не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально, не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми. Одним из направлений коррекции такого поведения может являться совместная театрализованная деятельность. Детям представляются равные возможности участия в инсценировке, независимо от способностей. И тогда, даже самые робкие меньше волнуются, становятся увереннее, вступают со сверстниками во взаимодействие.

Т.о., интегративный характер театрализованной деятельности позволяет каждому ребенку проявить самостоятельность в разных позициях: актера, автора, режиссера, оформителя, даже зрителя.

Проявление самостоятельности дошкольников в театрализованной деятельности в данных позициях будут характеризовать такие умения, как:

  • умение импровизировать;
  • умение создавать игровой образ с помощью выразительных средств;
  • умение составлять диалоги к постановкам (словесное творчество);
  • умение подбирать музыкальное произведение-сопровождение к образам и действиям героев;
  • умение создать музыкальный образ с помощью пластики;
  • умение создать музыкальную сценку;
  • умение осуществлять кукловождение;
  • умение создать оформление кукольного спектакля или театрализованной игры;
  • умение обыгрывать персонаж (или одновременно несколько) голосом.

Вывод:

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

Необходимо создавать и поддерживать условия для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

поддержку индивидуальности и инициативы детей.

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника

Цель:  Совершенствовать художественный вкус  дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...

«Развитие самостоятельности дошкольников через экспериментальную деятельность.»

проект эксперементальной деятельности в старшей группе...

Консультация для воспитателей на тему: "Театральная деятельность - как одно из средств развития художественно-творческой деятельности дошкольников".

Реализация разнообразных форм театрализованной деятельности в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников....

Технология ТРИЗ» - как способ развития у дошкольника познавательной деятельности.

ТехнологияТРИЗ» - как способразвития у дошкольника познавательной деятельности. "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, ч...

Консультация для педагогов: «Театральная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников»

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем ...

Цифровое повествование как способ развития речи дошкольников в игровой деятельности

Цифровой рассказ (повествование) - комбинированное обучающее средство, объединяющее в себе визуальную, образную, музыкальную и словесную составляющие. Целью цифрового повествования - развитие способно...