Требования к содержанию уголка экспериментирования
опыты и эксперименты

Марина Солодянкина

В материале собраны свод правил при проведении экспериментов в группе и перечень оснащения для уголков экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_soderzhaniyu_ugolka_eksperimentirovaniya.doc729.5 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к оформлению и содержанию уголка экспериментирования

Требования к оформлению и содержанию уголка экспериментирования.

1.  Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал:

  •   оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;
  •   группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

2.  В уголке экспериментирования выделяется место для хранения материала и оборудования, место для проведения опытов.

3.  Материал, находящийся в уголке должен соответствовать интересам и возможностям каждого ребёнка.

4.  При создании уголка экспериментирования педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметнымокружением.

5.  Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т. д.

6.  Материал и оборудование находится в доступном для свободного экспериментирования месте, достаточном количестве,  возможность играть (экспериментировать) нескольким детям одновременно.

7.  Карточки-схемы проведения экспериментов оформляются на плотной бумаге и закатываются в пленку, на обратной стороне описывается ход проведения эксперимента.

8.  В каждом разделе на видном месте вывешиваются карточки-подсказки разрешающие - запрещающие знаки "Что можно, что нельзя" (Условные обозначения разрабатываются совместно с детьми).  Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей при экспериментировании, имеетсмысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова Стоп! Замри!

9.  Наличие картотеки опытов и экспериментов /для педагогов/.

10. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.(Соответствие содержания возрастным особенностям детей)

11. Уголок экспериментирования должен обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

12. Безопасность материалов и оборудования — обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

13. При подборе оборудования, материалов и определении его количества педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах.

14. Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.(Сыпучие и мелкие предметы должны храниться в контейнерах).

Правила безопасности детей при организации опытов, экспериментов и наблюдений /средний, старший возраст/

  •   Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
  •   Грязными руками не трогать глаза.
  •   Не брать руки в рот.
  •   Аккуратно обращаться со стеклянными предметами.
  •   Со стеклом будь осторожен

            Ведь оно разбиться может.

            А разбилось – не беда,

            Есть ведь верные друзья:

            Шустрый веник, брат совок

            И для мусора бачок-Вмиг осколки соберут,

            Наши руки сберегут.

  •   Не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком. (!)
  •   При слове «Замри!», «Стоп!» - остановиться, ничего не трогать, не продолжать работу.
  •   Если сыплешь ты песок – Рядом веник и совок.
  •   Опыт подошел к концу, Я порядок наведу, Все на место отнесу.
  •   По окончании эксперимента вымыть  руки с мылом.
  •   Коль с водой имеем дело,

             Рукава засучим смело.

             Пролил воду – не беда:

            Салфетка под рукой всегда.

            Фартук – друг: он нам помог,

            И никто здесь не промок.

Правила поведения /младший возраст/

во время игр с водой:

  •   играть дружно, не мешая другим;
  •   не отбирать игрушки;
  •   бережно относиться к воде;
  •   не лить воду на детей и пол.

во время игр в группе с  песком:

  •   не выбрасывать песок из песочницы;
  •   нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
  •   бережно обращаться с песком;
  •   после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.

Ясли, I младшая группа Зона «Вода и песок»

Основное оборудование/объекты для исследований

Дидактический материал

Рыбки, шарики, формочки для игр с песком, набор мелких игрушек, лодочки, резиновые игрушки, заводные игрушки

Прочие материалы

Сачок, воронка, удочка, ситечко, шумовка, одноразовые ложки, мельницы, губки разного цвета, молоточки, совочки, формочки, деревянные полочки, игрушки с секретами и сюрпризами (пеналы с открывающейся крышкой)

Бросовый материал

Пробки от пластиковых бутылок, футляры от киндер сюрпризов

Природный материал

шишки, ракушки, камешки, крупные орехи

Емкости

Ведерки, лейки, стаканчики

Дополнительное обрудование и материалы

- Правила поведения во время игр в группе с песком и водой

- Должно учитываться: у детей должен быть свободный доступ к воде, уровень воды 5-7 см., верхний край емкости должен быть на уровне пояса ребенка

II младшая группа

Основное оборудование/объекты для исследований

Приборы-помощники

Лупы, фонарики, весы, бинокль (подзорная труба)

Емкости

Оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, емкости одинакового и разного объема и разной формы (4-5 шт.)

Природный материал

Песок разного цвета, семена, камешки, раковины, коллеция осенних листьев, шишки, глина

Бросовый материал

Кусочек дерева, пробки, бумага разного цвета и плотности, материал для игр с мыльной пеной, поролон, пенопласт, фольга разного цвета, предметы для игр с тенью, зеркало.

Медицинский материал

Пипетки, шприцы

Прочие материалы

Цветные очки, бинокли, зеркальца, игрушки для воды и песочницы: формочки разной формы и размера, емкости от киндер сюрпризов, черпаки, сачки, губки разного цвета; вертушки, тряпочные салфетки, мерные ложки, игрушки с секретами (пеналы с открывающейся крышкой)

Дополнительное обрудование и материалы

- Клеенчатые фартуки,

- Персонажи, от имени которых моделируется проблемная ситуация (Почемучка, Смайлик, Хрюша-удивлюша и тд.)

Средняя группа

Основное оборудование/объекты для исследований

Приборы-помощники

Лупы, фонарики, весы, бинокль (подзорная труба)

Емкости

Мерные стаканчики, емкости одинакового и разного объема и разной формы (4-5 шт.)

Природный материал

Песок разного цвета, семена (дыни, арбуза, подсолничника), камешки, раковины, коллеция осенних листьев, плоды разных растений, сухоцветы, орехи,шишки, глина

Бросовый материал

Кусочек кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, кусочки пластмассы и дерева, пробки, бумага (обычная, катрон с разной фактурой и поверхностью: глянцевая, гофрированная, матовая, наждачная, блестящая), поролон, пенопласт, фольга разного цвета.

Медицинский материал

Пипетки, шприцы

Красители

Непищевые (гуашь, акварельные краски и др)

Прочие материалы

Цветные очки, резина,бинокли, зеркальца, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, трубочки,  вертушки, воронки, сачки, черпаки,тряпочные салфетки, мерные ложки.

Дополнительное обрудование и материалы

- Клеенчатые фартуки,

- Персонажи, от имени которых моделируется проблемная ситуация (Почемучка, Смайлик, Хрюша-удивлюша и тд.)

- Щетка-сметка, совок, прочие предметы для уборки

- Познавательные иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, видеофильмы, иллюстрации проведения опытов.

Старшая группа

Основное оборудование/объекты для исследований

Приборы-помощники

Лупы, микроскопы, различные песочные часы, весы, термометр спиртовой, фонарики, магниты,бинокль, компас, флюгер, воздушный змей, мельница, глобус

Емкости

Набор мерных стаканчиков, набор прозрачных сосудов разного объема и разной формы (4-5 шт.), пробирки

Природный материал

Коллекции почвы, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин , коры и древисины, гербарий и тд.

Бросовый материал

Проволока, кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, кусочки пластмассы и дерева, пробки, коллекция бумаги , поролон, пенопласт, фольга разного цвета, шпагат, рогожка

Технические материалы

Детали конструктора, болты, шурупы

Медицинский материал

Пипетки, шприцы, резиновая груша, мерные ложки, колбы

Красители

Пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др)

Прочие материалы

Цветные очки, линзы, резина,воронки, бинокли, знабор зеркал для опытов с симметрией, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, трубочки, ватные палочки деревянные палочки, сантиметровая лента, магниты, сачки, черпаки,тряпочные и бумажные салфетки, мерные ложки.

Дополнительное обрудование и материалы

- Условные обозначения материалов

- Карандаши и бумага для записей

- Клеенчатые фартуки,

- Персонажи, от имени которых моделируется проблемная ситуация (Почемучка, Смайлик, Хрюша-удивлюша и тд.)

- Щетка-сметка, совок, прочие предметы для уборки

- Познавательные иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, видеофильмы, иллюстрации проведения опытов.

Подготовительная группа

Основное оборудование/объекты для исследований

Приборы-помощники

Лупы, микроскопы, различные песочные часы, весы, термометр спиртовой, фонарики, магниты, бинокль, компас, флюгер, воздушный змей, мельница, глобус, метр, рулетка, безмен.

Емкости

Сосуды из различных метериалов (пластмасса, стекло, металл), набор мерных стаканчиков, пробирки

Природный материал

Коллекции почвы, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин , коры и древисины, гербарий стружки, опилки, мох.

Бросовый материал

Проволока, кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, кусочки пластмассы и дерева, пробки, коллекция бумаги , поролон, пенопласт, фольга разного цвета, шпагат, рогожка

Технические материалы

Гайки, скрепки, болты, шурупы, гвозди, детали конструктора

Медицинский материал

Пипетки, шприцы, резиновая груша, мерные ложки, колбы

Красители

Пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др)

Прочие материалы

Цветные очки, линзы, резина,воронки, бинокли, знабор зеркал для опытов с симметрией, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, трубочки, ватные палочки деревянные палочки, сантиметровая лента, магниты, сачки, черпаки,тряпочные и бумажные салфетки, мерные ложки, «печатки» из пробки, моркови, катрофеля, свечки

Дополнительное обрудование и материалы

- Условные обозначения материалов

- Карандаши и бумага для записей

- Личные блокноты детей для фиксации результатов

- Разрешающие и запрещающие знаки

- Клеенчатые фартуки,

- Персонажи, от имени которых моделируется проблемная ситуация (Почемучка, Смайлик, Хрюша-удивлюша и тд.)

- Щетка-сметка, совок, прочие предметы для уборки

- Познавательные иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, видеофильмы, иллюстрации проведения опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание уголков экспериментирования

Содержание уголков экспериментирования в разных возрастных групрпах...

Содержание уголка экспериментирования в средней группе. Среда.

В данной заметке указано все,что входит в обязательное требование к уголку экспериментирования в средней группе....

Содержание уголков экспериментирования (по возрастам)

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение...

Консультация для воспитателей: "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментирования"

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....

"Требования к оформлению уголка экспериментирования в ДОУ"

Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов,...