Презентация "Влияние предметно-пространственной среды на социализацию ребёнка раннего возраста"
консультация

Петрова Оксана Васильевна


Влияние предметно-пространственной среды на ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_predmetno.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние предметно-развивающей среды на социально-личностное развитие детей раннего возраста

В нашем дошкольном образовательном учреждении работает ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка). «Ранняя социализация как средство успешной адаптации детей к дошкольному учреждению «Ясли с мамой».

Создана она для детей в возрасте от 9 месяцев года до 3 лет. Особенностью группы является то, что мама находится со своим ребенком все время пребывания его в группе. Мама вместе с ребенком является участником образовательного процесса, а педагог учит маму, как научить малыша. Мамы вместе с ребенком на занятиях лепят, рисуют, поют, танцуют. При этом они учатся преодолевать собственный авторитаризм, видеть мир с позиции ребенка.

Качество воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от предметной развивающей среды. В соответствии с требованиями к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, при создании предметной развивающей среды в группе руководствовались следующими принципами:

- полифункциональность, т. е предметная развивающая среда в группе открывает много возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, т. о. является многофункциональной;

- трансформируемость, т. е. в группе создана возможность изменений, которые позволяют в зависимости от ситуации вынести на первый план какую-либо функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, которое жестко закрепляет функции за определенным пространством);

- вариативность, т. е. сам педагог, разрабатывает конкретные варианты

среды в группе.

Были учтены психолого-педагогические требования к созданию предметной развивающей среды.

Это - оптимальная насыщенность,

- сбалансированный подбор традиционных материалов и материалов нового

поколения;

- учет гендерной специфики, принципа интеграции образовательных областей;

- подбор материалов и оборудования в соответствии с видами деятельности

детей, с учетом проведения различных видов игры;

- наличие сертификата качества материалов, оборудования;

- учет условий в группе (количество детей, площадь помещения);

- наличие материалов и оборудования для продуктивной и познавательной

деятельности, двигательной активности.

Дети ограждены от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют их на агрессивные действия, вызывают проявления жестокости. Мебель и оборудование в группе расположены так, чтобы оставалось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Малыши имеют возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Игры и игрушки расположены на низких полках, чтобы дети могли свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Дети приучаются отвечать за использование, хранение и бережное отношение к материалам и оборудованию.

В период раннего возраста ребёнок активно познаёт окружающий мир, осваивает свои действия в быту, игре. Поэтому игра начинается, как только малыш переступает порог группы. В игровом уголке собраны предметы и игрушки, максимально приближенные к окружающим предметам быта: кровать, посуда, игрушки-куклы, пупсы, спальные принадлежности. Мы вместе кормим, укачиваем кукол, напеваем им песенки. Дети очень наблюдательны и во всём пытаются подражать. Игры типа «Постираем кукле платье», «Одежда для куклы Тани» помогают детям узнать и запомнить названия предметов одежды. В играх «Напоим куклу чаем», «Сварим кукле суп» малыши запоминают названия предметов чайной и столовой посуды.

Большинство дидактических игрушек предназначены для умственного

развития детей. В группе имеется материал и оборудование для сюжетных

игр и игр с правилами. Это конструкторы, игровые наборы, строительные наборы, дидактические игры (в основном это наборы для игр на столе, деревянные кубики с понятными для детей изображениями, настольно-печатные игры типа разрезных картинок, игры-головоломки. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё подобранно для развития у детей аналитического восприятия

В играх, направленных на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, малыши производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают. Здесь собраны игры, сделанные своими руками из подручного и бросового материала. Игра с прищепками, мозаика, шнуровки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, песка – для развития мелкой моторики рук. Малыши очень любят тактильную дорожку, наполненную различными крупными и мелкими элементами.

Музыкальные игрушки способствуют развитию у детей музыкальных способностей. (Металлофон, погремушки, дудочки, барабан). Игрушки-забавы развивают любознательность.

Наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности воспитанников являются театральные игрушки (персонажи кукольного театра, настольного объемного или плоскостного театра, игрушки (надувные шары, мячи, флажки, султанчики).

Есть возможность прослушать музыкальные произведения для детей данного возраста, провести музыкальную паузу или зарядку, релаксацию под звуки природы. В книжном уголке почитать любимые сказки, рассматривать картинки.

Дети и их мамы очень любят телесно-ориентированные игры. В раннем возрасте такие игры – это язык родительской любви. Очень широко используются пальчиковые и жестовые игры, игры на руках и коленях у мамы, игры–потешки, игровые массажи. Основная задача этих упражнений – создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка, что, безусловно, способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость и малышам и родителям.

Опыт работы в центре игровой поддержки ребенка «Ясли с мамой» показывает, что наши выпускники приходят в группу полного дня самостоятельными, уверенными в себе, процесс адаптации проходит более эффективно, безболезненно.

Человек начинается с детства. В детстве нет незаметных происшествий. Мелочь, пустяк могут оказаться важным событием для ребенка, навсегда запечатлеться в его памяти и сыграть свою роль. Главное в воспитании – не упустить время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда группы обеспечивает возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, а также  возможность для уединенияПРС обеспечивает р...

Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда » во II гр. раннего возраста с учетом требования ФГОС

Задачи  развивающей средыОхрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие;Создание ...

Методические рекомендации родителям по организации предметно-пространственной развивающей среды в семье для дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...

«Предметно-пространственная развивающая среда во второй группе раннего возраста с учетом требований ФГОС ДО»

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.По...

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС...

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Цель: сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой активности на каж...

Организация предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) в группе раннего возраста

В соответствии со Стандартом, одним из аспектов образовательной среды для ребѐнка дошкольного возраста является предметно-пространственная развивающаяобразовательная среда.Требования к развивающей пре...