Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Канева Ольга Александровна

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по теме «Зима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx23.41 КБ
Microsoft Office document icon teh.karta_kaneva_o.a.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Педагоги: Порядина Марина Андреевна, Канева Ольга Александровна

ОО Познавательное развитие. Речевое развитие                  Раздел            

Возрастная группа Подготовительная к школе группа

Тема: Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Цель ООД: Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по теме «Зима».

Задачи ООД:

Образовательные:

        - обобщить знания обучающихся по теме зима;

- продолжать знакомить обучающихся с приемами технологии критического мышления;

Развивающие:

- формировать умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

- развивать мышление, воображение, связную речь;

Воспитательные:

- воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде;

Тип: интегрированное.

Необходимые материалы: колибри, листы с таблицами, карандаши, цветные карандаши красного цвета, кубик, мультипликационный фильм «Зима», музыкальное сопровождение, ноутбук, дидактический материал на тему: «Зима».

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Настрой на работу.

        Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть. Сегодня я предлагаю вам поговорить о зиме.

«Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора».

А теперь настроимся на дальнейшую работу. Педагог предлагает обучающимся положить одну ладонь на лоб, другую на затылок. Глаза закрыть. Инструкция: «Закройте глаза. Слушайте мои слова. Ваше внимание, память, мысли сосредоточены на том, что будем делать сейчас. Мы будем думать, отвечать, действовать. Наши мысли будут ясными, наша речь будет понятной, наши действия будут решительными. Открываем глаза».

Педагог-психолог:

        На стадии вызова педагог предлагает детям поиграть в игру «Верные и неверные утверждения». 

        Правила игры: 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на экране. Цифрами я указала № утверждения. 2. Я вам читаю утверждения, которые начинаются со слов «Согласны ли вы, что ...». Подумайте над ответом. 3. Если вы согласны, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вопросы: 1) Согласны ли вы, что за зимой приходит весна, за весной осень, а за осенью лето? 2) Согласны ли вы, что ели и сосны не сбрасывают иголок? 3) Согласны ли вы, что снежинки - это замершие кристаллы, впитавшие в себя влагу?  4) Согласны ли вы, что зимой снег на столько твердый, что звери не оставляют на нем следов? 5) Согласны ли вы, что зайцы и белки меняют летнюю шубку на зимнюю? 6) Согласны ли вы, что медведь, волк и еж впадают в зимнюю спячку? 7) Согласны ли вы, что угощения для птиц зимой не должны быть жареными или соленными? 8) Согласны ли вы, что зимой нужно ходить в теплой одежде? 9) Согласны ли вы, что из любого снега можно слепить снеговика? 10) Согласны ли вы, что Дед Мороз живет в Антарктиде?

 После этого обучающиеся переходят к изучению материала (показ мультипликационного фильма «Зима»).

Учитель-логопед:

На стадии осмысления, педагог предлагает обучающимся метод «Кластер». На экране изображена ключевое слово символизирующее тему занятия. В нашем кластере обучающиеся систематизируют знания о зиме, дифференцируют и структурируют полученную информацию: признаки зимы, зимние забавы, живая и неживая природа, труд людей, зимние праздники и т.д. Для легкости запоминания дети используют схематические изображения, фотографии, картинки. Используя картинки, прослушав материал, они должны распределить их в определённой последовательности, а затем найти подтверждения своим предположениям.

Физкультминутка «Снеговик».  

        Учитель-логопед: Игра «Кубик» (по признакам зимы). Педагог предлагает детям поговорить о снеговике.  Подбрасывая кубик, обучающиеся отвечают на вопросы (на сторонах кубика картинки, обозначающие вопрос).

  • Картинка изображаемого предмета. Что это?
  • На что похоже?
  • Форма, величина, цвет.
  • Как это делают?
  • Для чего используют?
  • За и против (положительное и отрицательное).

Педагог-психолог:

На стадии рефлексии педагог предлагает обучающимся вернуться к заполненной таблице. Возврат к вопросам. - А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. - Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак красным карандашом. Педагог читает вопросы, дети отвечают. - По каким вопросам ваше мнение совпало? - Объясните, почему вы так решили? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Учитель-логопед:

Подводит итоги, обсуждает, положительные и отрицательные моменты.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Педагог Канева О.А, Порядина М.А     Дата 28.02.2019г.

ОО Познавательное развитие Раздел

Возрастная группа подготовительная к школе группа

Тема развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Цель ООД: развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по теме «Зима»

Задачи ООД:

Коррекционно-образовательные:

Образовательные:

- обобщить знания обучающихся по теме зима;

- продолжать знакомить обучающихся с приемами технологии развития критического мышления;

Развивающие:

- формировать умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

- развивать мышление, воображение, связную речь;

Воспитательные:

- воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде;

Тип: интегрированное

Этапы, хронометраж

Содержание деятельности

Реализуемые задачи

Форма работы

Методы и приемы

Виды детской деятельности

Интегрируемы образовательные области (ФГОС ДО)

Планируемы результаты

Формируемые целевые ориентиры (ФГОС ДО)

Используемые педагогические технологии

Оборудование

I. Вводная часть.

1.1.Организационный. (1 мин.)

Дети заходят в группу и становятся в круг.

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть. Сегодня я предлагаю вам поговорить о зиме.

«Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора».

-Создать положительную эмоциональную атмосферу в группе;

-Подготовить обучающихся к теме занятия  

Фронтальная

Словесный

Приветствие

1.Социально-коммуникативное развитие

Настрой обучающихся на занятие

Обладает установкой положительного отношения друг к другу

Игровые

 1.2. Мотивационный (1 мин.)

А теперь настроимся на дальнейшую работу. Педагог предлагает обучающимся положить одну ладонь на лоб, другую на затылок. Глаза закрыть. Инструкция: «Закройте глаза. Слушайте мои слова. Ваше внимание, память, мысли сосредоточены на том, что будем делать сейчас. Мы будем думать, отвечать, действовать. Наши мысли будут ясными, наша речь будет понятной, наши действия будут решительными. Открываем глаза».

-Создать позитивный эмоциональный настрой через интригующее начало, обеспечить психологическую готовность к общению;

- воспитать умение действовать согласованно, принимать общую цель

Фронтальная

Словесный, игровой, проблемно-поисковый

Игровая, коммуникативная

Социально-коммуникативное развитие

Психологическая готовность к совместной игровой деятельности, сформулирована проблемная ситуация, определена общая цель

Умеет принимать общую цель, различает условную и реальную ситуацию

здоровьесберегающие

II. Основная часть

(23 мин.)

Дети садятся за парты.

Педагог-психолог:

На стадии вызова педагог предлагает детям поиграть в игру «Верные и неверные утверждения». 

Правила игры: 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на экране. Цифрами я указала № утверждения. 2. Я вам читаю утверждения, которые начинаются со слов «Согласны ли вы, что ...». Подумайте над ответом. 3. Если вы согласны, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Вопросы: 1) Согласны ли вы, что за зимой приходит весна, за весной осень, а за осенью лето? 2) Согласны ли вы, что ели и сосны не сбрасывают иголок? 3) Согласны ли вы, что снежинки - это замершие кристаллы, впитавшие в себя влагу?  4) Согласны ли вы, что зимой снег на столько твердый, что звери не оставляют на нем следов? 5) Согласны ли вы, что зайцы и белки меняют летнюю шубку на зимнюю? 6) Согласны ли вы, что медведь, волк и еж впадают в зимнюю спячку? 7) Согласны ли вы, что угощения для птиц зимой не должны быть жареными или соленными? 8) Согласны ли вы, что зимой нужно ходить в теплой одежде? 9) Согласны ли вы, что из любого снега можно слепить снеговика? 10) Согласны ли вы, что Дед Мороз живет в Антарктиде?

После этого обучающиеся переходят к изучению материала (показ мультипликационного фильма «Зима»).

Учитель-логопед:

На стадии осмысления, педагог предлагает обучающимся метод «Кластер». На экране изображена ключевое слово символизирующее тему занятия. В нашем кластере обучающиеся систематизируют знания о зиме, дифференцируют и структурируют полученную информацию: признаки зимы, зимние забавы, живая и неживая природа, труд людей, зимние праздники и т.д. Для легкости запоминания дети используют схематические изображения, фотографии, картинки. Используя картинки, прослушав материал, они должны распределить их в определённой последовательности, а затем найти подтверждения своим предположениям.

Физкультминутка «Снеговик».  

Учитель-логопед: Игра «Кубик» (по признакам зимы). Педагог предлагает детям поговорить о снеговике.  Подбрасывая кубик, обучающиеся отвечают на вопросы (на сторонах кубика картинки, обозначающие вопрос).

- Картинка изображаемого предмета. Что это?

- На что похоже?

- Форма, величина, цвет.

- Как это делают?

- Для чего используют?

- За и против (положительное и отрицательное)

- обобщить знания обучающихся по теме зима;

- продолжать знакомить обучающихся с приемами технологии развития критического мышления;

- формировать умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

- развивать мышление, воображение, связную речь;

- воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде

Фронтальная, индивидуальная

Словесный, игровой, практический, демонстрационный

Игровая, практическая, познавательная, коммуникативная

Социально-коммуникативное

развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

- обобщены знания по теме «Зима»;

- обучающиеся освоили приемы технологии развития критического мышления; сформировано умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

- продолжить развивать мышление, воображение, связную речь с использованием других приемов;

- обучающиеся умеют работать в команде, поддерживают дружеские отношения

- обучающийся достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Игровая, информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие; технология развития критического мышления

ИКТ (Колибри, ноутбук), стимульный материал (листы с таблицами), дидактический материал на тему «Зима», простые карандаши, мультипликационный фильм «Зима», кубик, музыкальное сопровождение

III. Заключительная часть (4 мин.)

3.1. Рефлексия

 (1 мин.)

Дети садятся за парты.

Педагог-психолог:

Педагог предлагает обучающимся вернуться к заполненной таблице. Возврат к утверждениям.

 - А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. - Я снова читаю утверждения. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак красным карандашом. Педагог читает и отвечают. - По каким вопросам ваше мнение совпало? - Объясните, почему вы так решили? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Учитель-логопед:

Подводит итоги, обсуждает, положительные и отрицательные моменты

-подвести итоги организованной образовательной деятельности, оценить деятельность и выразить свое отношение

Фронтальная

Индивидуальная

Словесный, практический

Игровая, практическая

Социально-коммуникативное

развитие, познавательное развитие, речевое развитие

- закреплены знания детей по теме «зима»;

- отработаны приемы технологии критического мышления

-обучающийся достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

Информационно-коммуникационные технологии

ИКТ (колибри), листы с таблицами, карандаши, цветные карандаши красного цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающий проект «Использование инновационных методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов...

МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...

Непосредственно образовательная деятельность (познавательно – речевое) для детей старшего дошкольного возраста (6 -7 лет) Игра «Умники и умницы»

   По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные обла...