Методика проведения развивающих занятий в средней группе
статья (средняя группа)

Еловская Надежда Петровна

Направление организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с детьми средней группы (4–5 лет) определяется возрастными особенностями развития. Этот принцип отражается в стратегии образовательной деятельности детского сада. Поэтому, чтобы методически грамотно подготовить и провести развивающее занятие, педагогу следует учитывать психолого-педагогические нюансы работы с ребятами среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения развивающих занятий в средней группе

Прежде чем говорить о методах и приёмах организации развивающих занятий, следует обозначить отличительные физические, умственные и психологические особенности развития малышей средней группы.

Для детей 4–5 лет характерно стремление к самостоятельности. Однако такая положительная тенденция имеет и оборотную сторону: неудачи, с которыми ребята неотвратимо сталкиваются, приводят их в недоумение. Когда таких «провалов» много, у ребёнка начинает возникать неуверенность в своих силах. В связи с этим педагогу необходимо своевременно использовать поощрение, поддерживая ребят как в успехах, так и в ошибках.

Цели развивающих занятий разных видов в средней группе

Содержание понятия «занятие» как способа осуществления непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соотносится с этапом развития детей конкретной возрастной группы, состоит в практической реализации целей и задач разделов учебной программы по разным векторам развития.

 Поэтому миссия занятий по развитию — это общая установка НОД в ДОУ с детьми определённого возраста. В связи с этим целями организации развивающих занятий в средней группе являются:

  • формирование умений и навыков, обеспечивающих гармоничное развитие детей 4–5 лет (обучение самостоятельно мыслить, развивать мышление, воображение);
  • обучение самостоятельному поиску решений той или иной задачи с опорой на имеющийся опыт и интуицию (к примеру, чтобы составить распорядок дня для куклы, ребята соотносят моменты её режима со своим распорядком);
  • воспитание умения работать в мини-группах и парах, распределяя ответственность за конечный результат.

Виды и задачи занятий по развитию в средней группе

Чтобы определить перечень задач, реализующих цели, обозначенные выше, необходимо указать виды образовательных курсов, в рамках которых эти задачи формулируются. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) указаны следующие виды занятий в средней группе ДОУ:

  • ознакомление с окружающим миром или формирование целостной картины мира (ФЦКМ) — курс, реализующий область познавательного развития образовательной программы (1 час в неделю);
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) для выполнения целей и задач познавательной области (1 час в неделю);
  • развитие речи, определённое одноимённой областью образования (1 час в неделю);
  • физическая культура — занятие для осуществления миссии области «Физическое развитие» (3 часа в неделю);
  • музыка как способ реализации задач области «Художественно-эстетическое развитие»;
  • художественное творчество (2 часа в неделю, на которых реализуются такие направления, как рисование, лепка, аппликация и конструирование), призванное осуществить миссию художественно-эстетического развития.

Задачи развития осуществляются и при выполнении режимных моментов (например, запоминание порядка проведения гигиенических процедур после прогулки тренирует память), и при проведении досуговых мероприятий (к примеру, во время проведения развлечения, дети, играя персонажей сюжета, развивают свои исполнительские способности).

Опосредованная образовательная активность, которая не ограничена рамками занятий, а сопровождает малышей на протяжении всего времени пребывания в детском саду, также создаёт основу для реализации задач развития:

  • навыков культуры гигиены в рамках развития навыков самообслуживания, понимания здорового образа жизни;
  • внимания;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • интеллекта;
  • инициативности;
  • нравственных качеств личности и патриотизма.

Особенности развития детей средней группы являются определяющим фактором при формулировании целей и задач занятий. Формирование созидательного отношения к миру, завершение освоения речи, интерес к групповым играм со сверстниками — всё это помогает педагогу составлять полезные и интересные занятия по разным направлениям образовательного процесса. А регулярный мониторинг развития дошкольников позволяет увидеть результаты методической работы воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения подвижных игр в средней группе

В консультации для педагогов раскрываются основные аспекты организации и проведения подвижных игр в средней группе...

Методика проведения утренней гимнастики в средней группе

что такое утренняя гимнастика и как ее правильно провести для детей среднего возраста детского сада....

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

В документе расписана методика проведения подвижных игр для старшей группы детского сада в виде таблицы, что удобно для распечатки и использования....

Методика проведения развивающих занятий с детьми 4–5 лет

Прежде чем говорить о методах и приёмах организации развивающих занятий, следует обозначить отличительные физические, умственные и психологические особенности развития малышей средней группы, так как ...

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

Старший дошкольный возраст — это этап развития ребёнка, опирающийся, с одной стороны, на весь тот опыт, который малыш получил ранее, а с другой — на новообразования в его личности, обуслов...