Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»
рабочая программа (младшая группа)

Францевич Людмила Викторовна

Ведущая цель Программы - формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Из поставленной  цели чётко формируются следующие задачи.

         Задачи Программы:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов и явлений  окружающего мира как эстетических объектов.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с разнообразными средствами художественно-образной выразительности.

 4. Обогащение  индивидуального художественно- эстетического опыта.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Оглавление

1. Целевой раздел        3

1.1. Пояснительная записка        3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.        5

1.2. Планируемые результаты освоения Программы и способы их проверки        6

2. Содержательный раздел        9

2.1. Описание образовательной деятельности .        9

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы        11

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы        13

2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.        15

2.5 Тематическое планирование        16

3. Организационный раздел        22

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды        22

Список литературы:        22

Приложение 1.        24

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учѐтом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребѐнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми вы- разительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребѐнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта. Дошкольник в своѐм эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно- прикладного искусства в эстетической деятельности.

Новизна данной программы в том, что:

- Всемерно используются принципы ФГОС  ДО:

1)поддержка разнообразия детства в творческих проявлениях; сохранение уникальности и самоценности каждого творческого шага;

2)личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагога и детей;

3)уважение к творческой личности ребенка;

4)реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

-Использование новых технологий: интерактивная доска, новых изобразительных материалов: масляная пастель.

Актуальность программы состоит в том, что она

-отвечает потребностям современных  и их родителей;

-ориентирована  на эффективное решение актуальных проблем ребенка;

 -базируется на анализе родительского спроса;

-модернизации системы образования,  потенциале образовательного учреждения.

Педагогическая целесообразность программы во взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

Реализации парциальной образовательной программы опирается на  конкретно выбранные формы, методы в и средства образовательной деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами.

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.

Ведущая цель Программы - формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Из поставленной  цели чётко формируются следующие задачи.

         Задачи Программы:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов и явлений  окружающего мира как эстетических объектов.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с разнообразными средствами художественно-образной выразительности.

 4. Обогащение  индивидуального художественно- эстетического опыта.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8.Формирование эстетической картины мира.

Дидактические принципы

построения и реализации Программы обусловлены

- единством учебно - воспитательного пространства дошкольной группы:

- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учѐтом   региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

 - принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далѐкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

 - принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса

 - принцип развивающего характера художественного образования;

 - принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учѐтом «природы» детей ;

- возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;

 Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

 - принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

 - принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

 - принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

 - принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства (информационного поля);

- основы для развития образных представлений;

- принцип взаимосвязи обобщѐнных представлений и обобщѐнных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Методы и приёмы

 Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

Предметно-развивающая среда, созданная педагогом побуждает детей к творчеству.(иллюстрации, куклы, игрушки, куклы би-ба-бо, изобразительные материалы в свободном доступе на выбор детей).Ребёнок погружаясь в неё, сам находит мотивацию для творчества.

  Чтение стихов, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

  Педагог побуждает рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.

  Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.

  Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ позитивный  и идёт от игрового персонажа.

  Занятия должны доставлять детям радость!

Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание творить.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый  материал для детского творчества: качественную бумагу, маслянную пастель, дающую яркую линию. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие.

Условия реализации образовательной программы:

  • условия формирования групп: одновозрастные;
  • физическое здоровье детей, соответствующее норме.

Сроки реализации образовательной продолжительность образовательного процесса 1 уч. Год;

продолжительность непрерывной образовательной деятельности в соответствии с действующим  СанПином  12-15 мин.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы и способы их проверки

Планируемые результаты освоения Программы:

ФГОС дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, которые задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.

В результате освоения программы у воспитанников будут сформированы:

  •  познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, устойчивый интерес к конструированию, умение работать по предложенным инструкциям);
  • интегративные качества (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, овладение предпосылками учебной деятельности, умение творчески подходить к решению задачи);
  • коммуникативные навыки (умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности, умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений);
  • моторика и координация.

В результате обучения дети могут знать:

  • основные цвета
  • правила безопасной работы;
  • названия основных изобразительных материалов;
  • виды бумаги и красок; 
  • технологическую последовательность изобразительных техник;
  • особенности нетрадиционных техник изображения.

уметь:

  • осуществлять подбор изобразительных материалов(по виду и цвету)
  • проявлять творческую инициативу(по опыту ДО) дома и работать при помощи родителей
  • Рисовать по образцу;
  • самостоятельно определять количество цветов в образце;
  • реализовывать творческий замысел удобным для себя способом.

 Таким образом можно сделать вывод, что эффект от реализации разработанной программы «Маленькие волшебники» на протяжении одного учебного года даст свои положительные результаты.

Формами подведения итогов реализации Программы и контроля деятельности являются:

  1. Наблюдение за работой детей на занятиях;
  2. Участие детей в коллективной деятельности;
  3. Участие детей в выставках творческих работ дошкольников. 

 Уровни развития:

-Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету)

  • Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать изобразительные материалы (по виду и цвету);

  • Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать осуществлять изобразительные материалы(по виду и цвету), присутствуют неточности;

Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать изобразительные материалы.

-Умение рисовать по замыслу

Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.

Средний: способы изобразительного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую композицию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ изображения ребенок не может.

- Умение рисовать по образцу

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок изображать по образцу.

Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе изображать по образцу, иногда с помощью воспитателя

Низкий: не видит ошибок при работе по образцу, может изображать только под контролем воспитателя.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

Освоение азов рисования ведется с учетом задач образовательных областей по ФГОС: «Познавательное развитие», в интеграции с образовательными областями «Социально - коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Познавательное развитие предполагает  изучение процесса рисования; организацию коллективных проектов; сравнение природных и искусственных систем; использование программного обеспечения для обработки информации. Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. Применение мультимедийных технологий для презентации идей. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Данная программа раскрывает для младшего дошкольника мир красок и форм. Способствует развитию творческих способностей детей,

объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительную деятельность дошкольников, развивает воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Дошкольники знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность.

Рисование является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении

Художественно - эстетическое развитие предполагает создание рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

Социально - коммуникативное развитие предполагает обучение принципам совместной работы и обмена идеями. При групповой деятельности дошкольники могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах создания более масштабной конструкции. Для занятий по рисованию подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения.

Речевое развитие Это специфика модели интеграции состоит в том, что на занятиях используется прием комментированного рисования, подготовка и проведение демонстрации образца и готового продукта. Использование интервью, чтобы получить информацию и придумать рассказ. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений что способствует  развитию активного и пассивного словаря детей, развитию коммуникативной функции и  развитию связной речи.

Физическое развитие Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Особенность при реализации Программы состоит в создании условий для осознания ребенком себя индивидуальностью и максимального раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка. Для обеспечения детской инициативы необходимо:

- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

- рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;

- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;

- помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;

- поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости;

- терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе;

- не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. - Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти

подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

- уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

- создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность;

- поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду;

- негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только «с глазу на глаз», а не на глазах у группы;

- привлекать детей к украшению детского сада к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;

- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;

- поощрять желания создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

- Учитывать и реализовать пожелания детей и их предложения;

- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой

деятельности детей по интересам;

- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования творческого продукта;

- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.;

- рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности;

- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

- обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого;

- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами;

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ.

2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

  В основу совместной деятельности семьи и МАДОУ д/с №18 «Виктория» заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.
  • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
  • Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе.
  • Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

 Основные направления и формы

взаимодействия с семьями воспитанников.

Изучение запросов и потребностей родителей

Обучение и информирование родителей

Обмен и распространение педагогического опыта родителей

Транслирование педагогического опыта родителей

  • Анкетирование
  • Дни открытых дверей
  • Собрания-встречи
  • Открытые НОД

  • Семинары
  • Мастер-классы
  • Проекты
  • Игры
  • Тематические буклеты
  • Памятки
  • Стендовая информация
  • Адресная педагогическая литература
  • Сайт ДОО

  • Акции
  • Тематические вечера
  • Круглый стол

  • Совместные праздники
  • Выставки

Примерное перспективное планирование

Сентябрь

Неделя

Тема

(техника рисования, методы и приёмы)

Программное содержание

Материал к занятию

Кол-во часов

1

«Как мы рисуем»

( рисование карандашами)

Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Альбомный лист, наборы цветных карандашей (по количеству детей).

1

2

«Дорожки для цыплят»

(рисование – пастельными мелками)

Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать мелок в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности.

Альбомный лист бумаги формата А4, цветные карандаши или   пастельные  мелки; картинки с изображение курицы и цыплят.

1

3

«Орехи для белочки»

(рисование поролоновым тычком)

 Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Листы бумаги для рисования с изображением дерева и белочки на каждого ребёнка; поролоновые тампоны; игрушка-белочка; орехи; корзинка; баночки с водой, салфетки.

1

1

4

«Осенние листочки»

(рисование кисточкой)

Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; учить различать кленовые листья; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами кленовых листьев (по количеству детей); кленовые листья; баночки непроливайки; салфетки.

1

Октябрь

1

«Дождик»

 (рисование – пастельными мелками)

 

Учить детей правильно держать в руке фломастер; учить рисовать фломастером – не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Фломастеры синего или голубого цвета; или пастельные  мелки; листы бумаги с заготовками (по количеству детей), в верхней части листа нарисована синяя туча, а внизу горизонтальная линия – земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы нижней границы.

1

2

«Поможем жучкам спрятаться в траве»

(рисование карандашом; дорисовывание

 деталей)

Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами.

Пастельные  мелки зелёного цвета; листы бумаги для рисования с нарисованными жуками, расположенными в разных местах листа (по количеству детей).

1

3

«Листья жёлтые летят»      (рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги; продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой.

Альбомные листы формата А4 с нарисованными деревьями (по количеству детей); жёлтая краска, кисточки №4, баночки с водой, тряпочки.

1

4

« По ровненькой дорожке»

(рисование   пальцами)

Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать знакомить детей с цветом (красный, синий, зелёный), закреплять названия цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Демонстрационный лист с изображением двух домиков с красной и синей крышами, расположенных друг напротив друга (между домиками проведена дорожка карандашом и краской); полоски бумаги для рисования 1/2 листа  по количеству детей; гуашь зелёного цвета, влажные салфетки для рук.

1

Ноябрь

1

«Дождик, дождик, пуще»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей наносить кисточкой ритмичные мазки под словесное сопровождение; продолжать учить правильно держать кисточку, пользоваться краской, убирая лишнюю о край баночки; продолжать знакомить с синим цветом.

Альбомные листы с изображением туч; синяя краска, баночки-непроливайки, кисточки, салфетки.

1

2

«Веточка рябины»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок – образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук.

1

3

«Спрячь картинку»

(рисование – пастельными мелками)

Учить детей правильно держать в руке мелок (фломастер); правильно сидеть за столом; учить  рисовать штрихи; развивать желание рисовать.

Цветные карандаши или фломастеры; листы бумаги для рисования формата А4 с нарисованными  заготовками (картинками) по количеству детей.

1

4

«Полюбуйся на герань»

(рисование штампом; дорисовывание

деталей)

Учить детей ритмично наносить  рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить  пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Листы бумаги с заготовками (изображение герани в горшочке с пустыми черенками); гуашь красного цвета, штампы по количеству детей; салфетки; цветущая герань.

1

Декабрь

1

«Домик с забором»

(рисование кисточкой)

Учить  проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакивать кисть в краску по мере надобности; воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.

Рисунок с изображением домика; длинный лист ватмана или обоев, кисточки, баночки с водой, подставки для кисточек, салфетки.

1

2

«Снег идёт»

(рисование ватными палочками)

Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки.

1

3

«Ёлочка – зелёная иголочка»

(рисование – пастельными мелками)

Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя пастель; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми.

Хвойная веточка; лист ватмана, на котором нарисован ствол ёлочки; листы бумаги формата А4 (по количеству детей), пастель зелёного цвета.

1

4

«Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Альбомные листы  бумаги для рисования с изображением ёлочки (по количеству детей); гуашь красного, синего, жёлтого цветов; влажные тряпочки, салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку».

1

Январь

1

«Зимний узор»

(рисование – пастельными мелками)

Продолжать учить детей правильно держать мелок; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес  к рисованию; развивать эстетическое восприятие.

Цветной картон синего цвета ( по количеству детей); пастель белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора.

1

2

«Снеговик»

(рисование кисточкой)

Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно.

Гуашь синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки.

1

3

«Покормим птичек»

(рисование кисточкой)

Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Заготовка – кормушка, нарисованная на листе ватмана, аппликативное изображение птиц; гуашь чёрного цвета; кисточки, непроливайки, салфетки, семечки.

1

4

«Нарядное платье для куклы»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных  цветов; развивать интерес и желание рисовать.

Гуашь 4-х цветов: красная, синяя, зелёная, жёлтая на выбор детей; платья-заготовки (по количеству детей), кисточки, баночки с водой, салфетки.

1

Февраль

1

«Полосатые варежки»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета.

Заготовки – силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки.

1

2

«Снежинки»

(рисование фломасте

рами)

Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки – рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Фломастеры синего цвета (по количеству детей); листы бумаги с заготовками – нарисованными основами снежинки (по количеству детей); листы с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги.

1

3

«Снежные колобки»

(рисование кисточкой)

Продолжать учить детей пользоваться кисточкой, рисовать круги от пятна, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа; поддерживать игровое отношение к образу.

Лист картона формата А4 голубого или синего цветов ( по количеству детей); гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, салфетки.

1

4

«Бусинки»

(рисование фломастерами)

Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать им, не делая сильного нажима; рисовать круги и заштриховывать их по кругу; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие.

Фломастеры на каждого ребёнка; листы бумаги для рисования с заготовкой – нарисованной линией бус (по количеству детей); готовый рисунок-образец; нитка настоящих бус.

1

Март

1

«Букет для мамы» (рисование – пастельными мелками)

Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая пастель от бумаги, правильно держать её.

Листы бумаги с заготовками – аппликативное изображение веточки розы с листочками в горшочке; пастель на каждого ребёнка.

1

2

«Светит солнышко в окошко»

(рисование  кисточкой;  дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много».

Листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки.

1

3

«Капель» (рисование

 кисточкой)

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков.

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

1

4

«Весёлые кружочки»       (рисование

кистью; дорисовывание деталей)

Закреплять с детьми умение рисовать замкнутые линии, похожие на круги; учить вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирая краску на кисть; вызывать интерес к полученному результату.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь жёлтого цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки-непроливайки, салфетки.

1

Апрель

1

«Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой)

Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с водой.

1

2

«Яблоки»

(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать небольшие по размеру круги, располагать круги равномерно, не выходить за пределы контура; формировать интерес к рисованию.

Фломастеры жёлтого, красного, зелёного цветов; листы бумаги для рисования с заготовками – на листе контур дерева ( по количеству детей); яблоко.

1

3

«Трава на лужайке» (рисование кистью)

Упражнять детей в быстрых, ритмичных изобразительных действиях кистью; продолжать учить рисовать вертикальные линии (траву); воспитывать любовь к живой природе.

Листы бумаги для рисования (по количеству детей), гуашь зелёного цвета, кисточки, непроливайки.

1

4

«Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.

Альбомные листы бумаги для рисования с изображением деревьев без листвы ( по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки.

1

Май

1

«Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.

Вырезанные из бумаги силуэты бабочек (по количеству детей); готовый образец с несложным узором; гуашь основных цветов, кисточки, подставки по кисточки, непроливайки, салфетки.

1

2

«Забавные зверюшки – полосатые игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить прямые линии в разных направлениях (слева направо и сверху вниз), соблюдая движение кисти по ворсу; воспитывать у детей отзывчивость.

Силуэты лошадок, уточек, козликов и т.д., выполненных в стиле филимоновских игрушек; гуашь красного и чёрного цветов, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки.

1

3

«Цветочная поляна»   (рисование ватными палочками)

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

1

4

«Цветущая веточка»  (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Учить рисовать щетинной кистью цветы цветущих деревьев (черёмуха, жасмин); вызвать желание полюбоваться цветущей веткой, желание нарисовать; воспитывать эстетическое восприятие.

Тонированные листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

1

Итого занятий:

36

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 
  • Программа предполагает наличие отдельного помещения и  специального оборудования (Изостудию). Особое внимание уделяется пространству, организованному при помощи предметов. Они по-разному включаются в «поле» активности личности: как окружение, как фон, обстоятельство, как место или центр действия.
  •  Предметная структура моделируется педагогом на трех уровнях в зависимости от развития детей. Такой подход позволяет ребенку выбрать способ действия в среде или самостоятельно опробовать еще незнакомый, соответствующий уровню его развития.
  •  Трехуровневое моделирование среды позволяет:
  • -видеть образец для зрительного, слухового и речевого эталона;
  • - самостоятельно выбирать способ действия;
  • -подобрать незнакомые прежде, создавать интересные модели и разворачивать их в творческую импровизацию

  •  Среда в изостудии – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», требующими от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.

  •  Эта среда изменчива, динамична. Характерным  является и «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально- рефлексивной в культурно-коммуникативную.

  •  Предметно-игровая изостудии организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

  •  Все пространство изостудии  доступно детям: Художественные принадлежности, игрушки, дидактический материал.
  • Альбомы, бумага для акварели и пастели, цветная бумага, картон, кисти, клей, ножницы, пластилин, книжки-раскраски, кисти разных форм и размеров, краски акварельные, гуашевые, масляные, темперные, по стеклу, по ткани.(«мастер класс»), тушь, сангина, уголь и пр.
  • Разнообразные средства изобразительной деятельности (лекала, трафареты, средства для нетрадиционного рисования и ручного художественного труда)

  • Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал.  Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку - раскраску, рассмотреть фотографии в альбоме народных промыслов и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства – принцип эмоциогенности.

  •  Мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.  Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать.  Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка (Принцип дистанции позиции при взаимодействии) .

  •  Принцип стабильности и динамичности даёт возможность использовать в пространстве переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазе, материал на познавательной стене, ландшафтный макет, библиотека и книжная выставка.

  •  Принцип открытости – закрытости мы реализуем в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я».
  •  Элементы культуры — живописи, литературы, музыки, театра — входят в дизайн интерьера изостудии.  На магнитном стенде периодически   появляется выставка детского творчества.
  •  Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами изодеятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение изостудии помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности.
  •  Принцип активности, стабильности и динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования.

  •  Принцип комплексирования предметного мира реализуется с помощью лёгких столов, которые очень мобильны. Их можно варьировать в разных комбинациях. Есть мобильная тумба  на колёсах для коллективных работ.
  •  По принципу сочетания привычных и неординарных элементов используются в интерьере произведения искусства, боковая подсветка светильников.

  •  Принцип активности располагает использовать активно  в горизонтальных доступных нишах художественных принадлежностей и игрушек  и верхних плоскостях  наглядную информацию (познавательная стена и т. д.)

  •  Принцип учёта половых и возрастных особенностей наблюдается в обеспечении характерных гендерных цветов в худ. принадлежностях  (стаканчиках, салфеточках ипр.),  обеспечению равноценными по значению игрушками.

  •  Культурные и художественные традиции данного географического региона.
  •  Художественно-эстетическая среда каждого детского сада может быть оригинальна и индивидуальна. Большую роль в этом играет использование в оформлении зданий и помещений ДОУ мотивов национального искусства, произведений мастеров народного декоративно-прикладного искусства

Инструменты и материалы

   Учебно-наглядные пособия:

 - плакаты;

 - игрушки;

 - муляжи.

  Оборудование:

 -интерактивная доска;

 - мольберт;

Художественные принадлежности и материалы:

 - карандаши цветные;

 - фломастеры;

 - пастельные  мелки;

- кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16;

 - гуашевые краски;

- пальчиковые краски;

-бумага для акварели;

-цветная бумага для акварели;

 - баночка-непроливайка;

-  салфетки из микрофибры для рук;

 

  • методическое обеспечение программы, средства обучения и воспитания 
  • к каждому НОД готовятся и подбираются педагогом методические и наглядные пособия:
  •  видеозаписи, аудиозаписи, фонотека и другие материалы, необходимые для проведения мероприятий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
  2. Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) / / Приложение к журналу «Обруч». 1999. № 2.
  3. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.
  4. Григорьева Г.Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет. М., 2000.
  5. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварелии: метод. пособие для воспитателей и родителей / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2006.
  6. Доронова Т.Н.. Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
  7. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. – М., 2006.
  8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г Казакова. – М., 1980.
  9. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? – ж-л «Дошкольное воспитание». – с.80.,  № 2, 2005.
  10.  Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., 2005.
  11.  Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.
  12.  Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М., 2005.
  13.  Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.). – М.: Просвещение, 2007.
  14.  Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.
  15.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
  16.  Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е.В. Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2007.
  17.  Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В.И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
  18.  Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М., 1982.
  19.  Сакулина Н.П. рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М., 1965.

Приложение 1.

Диагностическая карта на начало года (первый год обучения)

Ф.И. ребёнка

Называет предмет(ы)

Называет форму

Умеет держать карандаш, кисть

Рисует элементарные по форме изображения по творческому замыслу

рисует по образцу

Различает основные цвета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностическая карта на конец года.

Ф.И. ребёнка

Называет     предмет для изображения

 

Работает по

Образцам  сцветомпомощью педагога

Изображает простые по форме предметы

Рисует по своему

 по творческому замыслузамыслу

Может рисовать индивидуально

группами

Рисует цвет

по образцу

Строит

По своему замыслу

 

Умение рассказать о рисунке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)

Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«Волшебные  рисунки»Муниципального  БЮДЖЕТНОГО дошкольного образовательного УЧРЕЖДЕНИЯ « дЕТСКИЙ САД №1  п. Переволоцкий»...

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа «Волшебные краски» предусматривает работу детей с различными материалами: рисование кисточками, фломастерами, карандашами.Система занятий построена с учётом принципов последовате...

Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»

по направлению «Художественно-творческое развитие».Возраст участников:3-4г.Срок реализации программы: 1 годпедагог дополнительного Образования МАДОУ д/с №18 Францевич Людмила Викторов...

Методическая разработка: «Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через изобразительную технику: мозаика из пластилина»

Для современных детей самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Создание поде...