Культурные практики как основа для самопознания и формирования у ребенка положительного «Образа-Я»
статья (подготовительная группа)

Воронцова Евгения Николаевна
Статья посвящена исследованиям психологов по вопросам формирования самопознания и самопонимания ребенком себя и своей личности и роль применения культурных практик в непосредственно образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурные практики  как основа для самопознания и формирования у ребенка положительного «Образа-Я»

В настоящее время одной из приоритетных целей дошкольного образования является формирование целостной гармоничной личности дошкольника. Решение этой задачи продуктивно в условиях целостного педагогического процесса, направленного не только на интеллектуальное, нравственно-эстетическое, физическое развитие, но и на познание ребенком собственного духовного потенциала, своей личностной сущности.

До настоящего времени педагогика не уделяла достаточного внимания процессу формирования образа «Я» ребенка. Опираясь на исследования М.В. Корепановой, под образом «Я» мы понимаем совокупность развивающихся представлений ребенка о себе, сопряженную с их самооценкой и определяющую выбор способов взаимодействия с социумом.

При исследовании особенностей формирования образа «Я» необходимо учитывать сензитивность периода дошкольного детства, его влияние на характер взаимодействия ребенка со сверстниками.

Современные материалы исследований показывают, что представления ребенка о себе и его отношение к себе не являются врожденными, а возникают в ходе общения. В дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Осознание ребенком своего «Я» является решающим моментом в целостном развитии личности дошкольника. Поэтому представляется необходимым включение в содержание дошкольного образования опыта самопознания дошкольников, который будет способствовать развитию у детей самостоятельности, уверенности в себе и результатах своей деятельности в игровом пространстве детского сообщества.

Одним из видов деятельности способствующих развитию у детей осознания себя как личности и развитию у ребенка способности к понимаю других людей является культурная практика. Н.Б.Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма.

 При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. 

Что же можно считать культурной практикой?

  • Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры).
  • Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
  • Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений.
  • Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
  • Организация проектной деятельности – особый вид познавательной, творческой деятельности организуемой взрослыми.
  • Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
  • Восприятие художественной литературы и фольклора.
  • Музыкальная, театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Театрализованная деятельность является универсальным средством воспитания и эффективным инструментом обучения дошкольников. Воспитательные возможности этого вида деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, самостоятельно анализировать, делать выводы и обобщения. Детям предоставлена полная свобода выбора – роли, характера персонажа, манеры исполнения, зачастую текста диалогов, приемов выразительности (речевой, двигательной, мимической и т.д.). Этот вид деятельности эффективно используется и в психологической практике для предупреждения и преодоления у детей неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхах. Детям 4-7 лет больше импонирует самим перевоплощаться в какой-либо сказочный образ, надевая костюм, и действовать от его имени уже всем телом. Ведь за его маской он может выразить свой скрытый потенциал. Развивая эмоциональную сферу детей через инсценировки сказок, мы развиваем речь, фантазию, воображение, умение общаться с другими людьми свободно, что поможет им в будущем легко адаптироваться к школе, а потом к взрослой жизни. Поэтому театрализация должна занимать достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми. Организация работы по театрализованной деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС может быть включена во все режимные моменты.

Понятие культурная практика предполагает так же продуктивную деятельность ребенка. Дошкольный возраст- это период активного рисования, а художественный труд это один из самых «мягких» и в то же время «глубоких» способов раскрытия творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых резервов и эмоций. Этот способ работы доступен детям, привлекателен, понятен и безопасен.

Читательская практика так же является одним из основных методов развития у детей осознания себя как личности. Чтение, слушание и инсценировка литературных произведений способствуют формированию умения ребенка оценить и проанализировать поступки героев, поставить себя на их место, сравнить себя и свои поступки с поступками героев произведения.

Таким образом, применение культурных практик в совместной и индивидуальной деятельности является наиболее эффективным способом для обеспечения дошкольникам нового уровня самосознания, который выражается в целостном истинном понимании себя, принятии себя как неповторимой, уникальной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительного образа родного дома в понимании дошкольников

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот проце...

Формирование у дошкольников положительного образа родного дома

Понятие «родной дом» включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую прежде всего семейными традициями, близких друзей и родственников. Постепенно эти поня...

Формирование у ребенка положительного отношения к полезной пище.

Статья «Формирование у ребенка положительного отношения к полезной пище»....

Мастер-класс: "Формирование положительного образа семьи посредством организации культурно-досуговой деятельности с родителями."

Дошкольное детство - это период в жизни ребенка, когда он учится чему - либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом, ребенок погружается в социально...

Роль ДОУ и семьи в формировании у ребенка здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью....

Использование постеров достижений в формировании положительного образа Я у ребенка дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО в качестве результата образовательной деятельности определяет, что к 7 годам «ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру,...