Пальчиковые игры. Картотека.
картотека (младшая группа)

Трусиенко Марина

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx242.04 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека Пальчиковые игры для детей 3-4 лет в детском саду

Пальчиковые игры для дошкольников младшей группы

Маланья

Дети собираются в кружок, выбирают Маланыо (можно посчитаться). Ей повязывают большой яркий платок и провожают за дверь. Оставшиеся загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание). Затем хором зовут: «Маланья!» Та, входя: «Что, детушки?» Дети отвечают: «Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Ни за что не разгадаешь!» Далее дети приговаривают с характерными движениями.

У Маланьи, у старушки  Дети хлопают в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке   Складывают руки углом, показывая «избушку».

Семь сыновей,    Показывают пальцы.

Все без бровей,    Очерчивают брови пальцами.

Вот с такими ушами,  Растопыренные ладони подносят к ушам.

Вот с такими носами,   Показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.

Вот с такими усами,   Очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы.

Вот с такой головой,   Очерчивают большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!   Показывают руками большую окладистую бороду.

Они не пили, не ели,   Одной рукой подносят ко рту «чашку», другой — «ложку».

На Маланью все глядели   Держа руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами.

И все делали вот так...    Показывают загаданное действие.

У бабы Фроси

У бабы Фроси  пяток внучат.  Выставляют вперед правую руку. Растопыривают пальцы правой руки. Подносят руки рупором ко рту, громко кричат: «А-а-а!»

Все каши просят.

 

Все криком кричат.

Акулька в люльке,

Аленка в пеленке,

Аринка на перинке,

Степан на печке,

Иван на крылечке.  По очереди сгибают пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отводят большой палец в сторону.

Баба тесто месила,   Руки «месят тесто».

Кашу варила,   Левая рука «помешивает кашу».

 

Молоко топила,  Руки «ставят корчагу в печь».

 

Внучат кормила.   Руки «раздают миски».

Как каши наелись, молока напились,

Бабе поклонились, угомонились.    Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.

На постой

Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом), безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом), средние пальцы — папа (говорит низким голосом), указательные пальцы — солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы. Ночь, в избе все спят.

Солдаты. Тук-тук!   Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети. Кто там?    Мизинцы постукивают друг о друга.

Солдаты. Два солдата пришли переночевать!    Постукивают указательные пальцы.

Дети. Спросим у мамы, Мама!    Постукивают мизинцы.

Мама. Что, дети?    Постукивают безымянные пальцы.

Дети. Два солдата пришли переночевать!   Постукивают мизинцы.

Мама. Спросите у папы!   Постукивают безымянные.

Дети. Папа!   Постукивают мизинцы

Папа. Что дети?    Постукивают средние.

Дети. Два солдата пришли переночевать!  Постукивают мизинцы.

Папа. Впустите!  Постукивают средние.

Дети. Входите!  Постукивают мизинцы.

Солдаты. Ах, какая благодать, что впустили переночевать! Войдем!     (Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения. Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.)

Гости

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

Мама, мама!  Мизинцы 4 раза постукивают друг о друга.

Что, что, что?  3 раза постукивают указательные пальцы.

Гости едут!  Постукивают мизинцы.

Ну и что?   Постукивают указательные.

Здрасьте, здрасьте!    Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

 

Чмок-чмок-чмок!   Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок-чмок- чмок!) повторяются дважды.

Воздушный шарик

Шарик, шарик мой воздушный,  Дети правой рукой, затем левой имитируют плавное подбрасывание шарика.

Непоседа непослушный.

Шарик круглый,   «Обрисовывают» руками круг.

Шарик гладкий,   Имитируют поглаживание шарика.

Шарик легкий,

Шарик мягкий.  Ладонями имитируют легкое сдавливание.

 

Из-под рук он улетает,  Поднимают руки вверх.

Но я его поймала,   Опускают вниз.

Нитку к пальцу привязала.   Имитируют натягивание нитки на палец.

 

Вправо шарик, влево шарик –  Плавно поднимают руки вправо, затем влево.

Мой светящийся фонарик.

Дай тебя я обниму

И к щеке своей прижму.  Прижимают воображаемый шарик к щеке.

 

Ты меня не покидай,   Поглаживают воображаемый шар.

Будь со мной, не улетай!

Дождик

Капля раз, капля два,   Дети хлопают в ладоши в медленном темпе.

Капли медленно сперва,

Кап, кап, кап, кап,  Хлопки ускоряются.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап, кап, кап, кап,   Хлопки в быстром темпе.

Зонтик поскорей раскроем,  Соединяют кончики пальцев обеих рук и поднимают воображаемый «зонтик» над головой.

От дождя себя укроем.

Петушок

Петушок, петушок.  Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями, руки-крылья выполняют махи.

Золотой гребешок,

Масляна головушка,  Приставляют к голове правую ладонь с расставленными пальцами, левой рукой гладят себя по голове.

Шелкова бородушка,   Правой рукой гладят воображаемую бородку.

 

Что так рано встаешь,  Грозят пальчиком.

Деткам спать не даешь?   Складывают две ладони вместе и приставляют к щеке.

На полянке у реки

На полянке у реки петушки гуляли,  Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями и плавными взмахами рук-крыльев.

На полянке петушки зернышки клевали.  Приседают на корточки, указательными пальчиками ритмично касаются пола.

 

Цып-цып-цып-цып-цып,

Зернышки клевали.

И водицей ключевой   Наклоняются вперед с отведенными назад руками, затем выпрямляются.

 

Горло полоскали.   Подбородок поднимают вверх.

Нагулялись петушки,  Обхватывают щеки руками, качают головой.

 

Крылышки устали, ах-ах,  Опускают расслабленные руки, Ох-ох, слегка покачивают ими.

Крылышки устали.

Ночь настала, спать пора,   Приседают на корточки.

Баю-баю-баю.

Спать ложатся петушки,  Ладошки под щечку.

Глазки закрывают.    Закрывают глазки.

Гуси-гусенята

Гуси-гусенята —  Дети ходят на пятках с наклоненным корпусом и отведенными назад руками, шея вытянута.

Дружные ребята.

Ходят весело гуськом      Топают ножками.

Без сапожек, босиком.

Лапками затопали,

Топ-топ-топ,

Крыльями захлопали,  Хлопают ладошками за спиной.

Хлоп-хлоп-хлоп.

Дети ходят ножками,  Выпрямляются, шагают, маршируя.

Топ-топ-топ,

Хлопают ладошками,  Хлопают в ладоши перед собой.

Хлоп-хлоп-хлоп.

Утка

На своих коротких ножках   Дети ставят ноги на ширину плеч, ходят вразвалочку, руки опущены, кисти обращены вверх.

Ходит утка по дорожке,

Вперевалочку похаживает,

Куцым хвостиком помахивает.   Имитируют помахивание хвостиком.

Утка плавать мастерица,   Имитируют плавательные движения руками.

Доберется до водицы,

Ловко лапками гребет,

По воде легко плывет.

Зайка по лесу скакал

Зайка по лесу скакал,   Дети прыгают на месте, руками имитируют лапки зайчика

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке   Ладони-«ушки» приставляют к голове.

Поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается,   Прислушиваются, поворачивая голову влево и вправо, прикладывая поочередно ладони то к одному уху, то к другому.

Кто-то по лесу крадется.

 

Заяц путает следы,   Выполняют прыжки с движением вперед.

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся,    Прыжок в сторону, оборачиваются назад, приседают и сгруппировываются.

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб никто найти не смог.

Игра со снегом

Под релаксационную музыку (фонограмма) дети представляют, закрыв глаза, как падают снежинки, подставляют ладошки, ловят их, затем имитируют лепку снежков и игру в снежки.

Мышки

Маленькие мышки   Дети встают в круг.

Собрались возле норки.

Маленькие мышки   Выполняют соответствующие движения.

Доели сыра корку.

Стали мышки бегать,   Двигаются мелкими и мягкими шагами, руки согнуты в локтях, пальцы собраны в горстку.

Резвиться, играть,

Маленькими лапками

Тихо шуршать.

Пи-пи-пи.

Мишки

Мишка косолапый     Дети имитируют шаг медведя, руки на поясе.

По лесу идет,

Шишки собирает   Имитируют собирание шишек.

И ... в карман кладет.   Выполняют соответствующие движения.

Вдруг упала шишка   Кулачком дотрагиваются до лба.

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился   Делают рассерженное выражение лица.

И ногою — топ!     Топают ногами.

Котята

Гуляют котятки, мягкие лапки,     Дети ходят мягким шагом,

руками имитируют лапки.

Тихонько ступают, мышек не пугают.

Котятки погуляли, немножко устали,    Останавливаются, ложатся на пол, расслабляются.

Спать легли котятки, спрятали царапки,

Лошадка

Веселая лошадка по полю гуляла,   Дети выполняют прямой галоп, руки на поясе.

По полю гуляла, весело скакала.

Вдруг наша лошадка подкову потеряла.  Останавливаются, удивленно разводят руками, опускают голову.

Грустной стала лошадка —

 

Ей подкову очень жалко.  Делают грустное выражение лица.

 

Подкуем лошадку снова,   Стучат кулачком по пятке.

Хороша теперь подкова.

Веселая лошадка по полю гуляла,   Выполняют прямой галоп, руки на поясе.

По полю гуляла, весело скакала.

Лиса

У лисицы острый нос,   Дети показывают рукой острый нос.

У нее пушистый хвост,  Движением руки показывают хвост.

Шуба рыжая лисы   Проводят ладонями по телу.

Несказанной красоты.

Я — охотница за птицей,   Грозят пальчиком, резко сжимают кулачки.

 

Кур ловить я мастерица,  Смотрят «под козырек».

Как увижу — подкрадусь   Идут мягким шагом, крадучись, затем приседают.

И тихонько затаюсь,

После прыгну и схвачу,  Прыгают, руками выполняют хватательное движение.

 

К деткам в норку унесу!   Быстро идут мягким шагом.

Медведь по лесу бродит

Медведь по лесу бродит,    Дети ходят на внешней стороне стопы, руки согнуты перед собой.

От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мед   Выполняют зачерпывающее движение правой рукой.

И в рот к себе кладет,

Облизывает лапу     Имитируют облизывание лапы.

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,   Отгоняют от себя руками воображаемых пчел.

Медведя прогоняют.

Обезьянки

Рано утром на полянке   Дети прыгают с одной ноги на другую.

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой топ-топ!   Притопывают левой ногой.

Правой ножкой топ-топ!  Притопывают правой ногой.

Руки вверх, вверх, вверх,   Поднимают руки вверх.

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз — и наклонись,  Опускают руки, наклоняются вперед.

На пол руки положили,  Встают на четвереньки.

А теперь на четвереньках,

Погуляли хорошенько,  Ходят на четвереньках.

А потом мы отдохнем,  Садятся по-турецки.

Посидим, играть пойдем.

Волк

Серый волк — зубами щелк,  Дети изображают грозное выражение лица, оскал зубов.

По лесу рыщет, добычу ищет.   Двигаются крадущимся шагом, руками имитируют лапы.

Рыбка

Плавают рыбешки   Дети делают извивающееся движение рукой.

В нашей речке чистой,   Имитируют плавающую рыбку сначала правой, затем левой рукой.

Плавают рыбешки

Быстро, быстро, быстро!   Соединяют ладонь с ладонью и проделывают это движение двумя руками одновременно.

Рыбки-рыбешки,

Все хороши:

Папы, и мамы, и малыши.

Ежик

Мы — маленькие ежики,   Дети ходят на четвереньках.

Идем мы по тропинке,    Поворачивают головы влево и вправо.

Нас провожают ягодки,

Грибочки и травинки.

Пальчиковая гимнастика

для малышей 3-4 лет

Мой Мизинчик, где ты был?

Пальчики сжаты в кулачки, разжимаем мизинчик на левой руке

С Безымянным щи варил,

Разжимаем безымянный пальчик

А со Средним кашу ел,

Разжимаем средний пальчик

С Указательным запел.

Разжимаем указательный пальчик

А Большой меня встречал 
И конфетой угощал.

Разжимаем большой пальчик

Указательный на правой 
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак, 
Безымянный ходит так, 
А Мизинец стал играть: 
Братьев слушать приглашать. 
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.

Разжимаем одноименные пальчики на правой руке

Раз-два-три-четыре пять!

Сжимаем и разжимаем кулачки

 

Большой пальчик хочет спать,

Выполняем пальчиковую гимнастику сначала с одной ручкой, а потом с другой. Пальчики разжаты, зажимаем в кулачок большой пальчик.

Указательный - играть,

Зажимаем в кулачок указательный пальчик.

Средний пальчик задремал,

Зажимаем в кулачок средний пальчик.

Безымянный уж устал.

Зажимаем в кулачок безымянный пальчик.

Мизинчик всем кричит - "Ура!"

Зажимаем в кулачок мизинчик.

В детский сад идти пора!   

Сжимаем и разжимаем кулачок.

Ивану-большаку - дрова рубить,

Берём правой рукой большой пальчик и слегка его потряхиваем.

Ваське-указке - воду носить,

Слегка потряхиваем указательный пальчик

Мишке-среднему - печку топить,

Слегка потряхиваем средний пальчик

Гришке-сиротке - кашу варить,

Потряхиваем безымянный пальчик

А крошке-Тимошке - песенки петь.

Слегка потряхиваем мизинчик

Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать! 
(Русская народная)

Хлопаем в ладоши

Сидит белка на тележке,

Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Разгибаем большой пальчик

Воробью, синичке,

Разгибаем указательный и средний пальчики

Мишке толстопятому

Разгибаем безымянный пальчик

И заиньке усатому.

Разгибаем мизинчик

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики сжаты в кулачки, разгибаем каждый пальчик, начиная с большого

Вышли пальчики гулять!

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибаем каждый пальчик, начиная с большого

В домик спрятались опять.

Ударяем кулак о кулак

Раз, два, три, четыре, пять!

Ударяем кулак о кулак

Вышли пальчики гулять!

Сжимаем и разжимаем кулачки

Этот пальчик - гриб нашел,

Сгибаем и разгибаем большой пальчик

Этот пальчик - чистит стол,

Сгибаем и разгибаем указательный пальчик

Этот - резал,

Сгибаем и разгибаем средний пальчик

Этот - ел.

Сгибаем и разгибаем безымянный пальчик

Ну, а этот лишь глядел!

Сгибаем и разгибаем мизинчик

Стала Маша гостей собирать.

Манящие движения кистей рук

Иван, приходи.

Сжимаем правой рукой подушечку большого пальца левой руки

Степан, приди.

Сжимаем подушечку указательного пальца левой руки

Андрей, приди.

Сжимаем подушечку среднего пальца левой руки

Матвей, приди.

Сжимаем подушечку безымянного пальца левой руки

И Егорушка,

Сжимаем подушечку мизинчика левой руки

Ну, пожалуйста!

Потряхиваем мизинчик.

Стала Маша гостей угощать.

Хлопаем в ладоши.

Ивану блин.

Сжимаем подушечку большого пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке.

Степану блин.

Сжимаем подушечку указательного пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке.

Андрею блин.

Сжимаем подушечку среднего пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке.

Матвею блин.

Сжимаем подушечку безымянного пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке.

А Егорушке мятный пряничек!

Потряхиваем мизинчик и гладим раскрытую ладошку.

Стала Маша гостей провожать.

Хлопаем в ладоши.

Прощай, Иван!

Загибаем по очереди пальцы на левой руке. Так же играем с пальчиками правой руки.

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

До свидания, друг Егорушка!

Дружно пальцы встали в ряд

Показываем ладони пальчиками вверх

Десять крепеньких ребят.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Эти два – всему указки 
Все покажут без подсказки.

Показываем указательные пальчики.

Эти – два середнячка 
Два здоровых бодрячка.

Показываем средние пальчики.

Ну, а эти безымянны 
Молчуны, всегда упрямы.

Показываем безымянные пальчики.

Два мизинца-коротышки 
Непоседы и плутишки.

Показываем мизинчики.

Пальцы главные средь них 
Два больших и удалых

Показываем большие пальчики, а остальные сжимаем в кулачки.

На моей руке пять пальцев, 
Пять хватальцев, пять держальцев.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Чтоб играть и чтоб пилить, 
Чтобы брать и чтоб дарить. 
Их нетрудно сосчитать:

Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь.

Раз, два, три, четыре, пять!

Разжимаем пальчики на обеих руках, начиная с большого.

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,

Соединяем большие пальцы рук.

Два щенка: “Ав-ав!”,

Соединяем указательные пальцы рук.

Два жеребенка: “Иго-го!”,

Соединяем средние пальцы рук.

Два тигренка: “Р-р-р!”,

Соединяем безымянные пальцы рук.

Два быка: “Му!”.

Соединяем мизинцы.

Смотри, какие рога.

 

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому

Последовательно соединяем каждый пальчик с большим пальцем.

Указательный и средний,
Безымянный и последний 
Сам мизинчик-малышок 
Постучался об порог.

Слегка постучать подушечкой каждого пальца по столу.

Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Один, два, три, четыре, пять,

Последовательно загибаем пальчики в кулачки, начиная с большого пальца.

Будем пальчики считать!

Последовательно разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

На другой руке опять:

Последовательно загибаем пальчики в кулачки, начиная с большого пальца.

Один, два, три, четыре, пять!

Соединяем безымянные пальцы рук.

Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.

Соединяем мизинцы.

 

 

Апельсин


Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
 
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

 

Гости

К Кате гости прибежали, 
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
 
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,
(большой и средний)
Рад Серёжа,
(большой и безымянный)
Рад Снежана
 (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок?
 ( ладошки складываем вместе)
Может коржик
 (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок
(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) 
Маленькие гномики:
 
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца) 
Раз,два,три,четыре,пять
 (разгибать пальчики) 
Стали гномики стирать
 (тереть кулачки друг о друга) 
Таки – рубашки,
 (загибать пальчики,начиная с большого) 
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Дом


Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей,
 (ладошки над головой)
Вот с такими стенами,
 (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами,
 (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью,
 (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком!
 (сцепили ручки)

 

Домик

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе (
 ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь (
 раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (
 поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

 

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)


Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки
 (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!!!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок


На двери висит замок
 (руки в замке)
Кто его открыть бы смог?
 (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули,
 (потянули)
Покрутили,
 (вращаем руки)
Постучали
 (стучим основанием ладоней)
И – открыли!
 (руки разжимаются)

Капуста


Мы капусту рубим, рубим
 (ладошками рубим) 
Мы капусту трём, трём
 (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим
 (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём
 (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар


Летит муха вокруг уха, жжж
 (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
 (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп
 (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп
 (ладошкой до лба)
И к уху, зззз
 (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(
подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)


Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Котёнок


Шёл один я по дорожке,
 (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки,
 (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка,
 (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!
(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки,
 (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки,
 (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять,
 (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать !
 (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка


Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки
 (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!
 (грозим пальчиком)
Лапками гребите
 (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите
 (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

 

Домик
Дом стоит с трубой и
крышей,
На балкон гулять я
вышел.
 

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

                                                     
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам


 

Флажок
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро,  большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик)


Пароход
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

 

 

Стул
Ножки, спинка и сиденье —
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.


 Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.


Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя

Цепочка 
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Скворечник
Скворец в скворечнике живет 
И песню звонкую поет.

Ладошки   вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

 

 

 

Шарик 
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

 

 

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

 

  

Елка
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к    корпусу    не прижимаются.

 

 

Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальчики переплетаются
и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики
образуют ручку.
      

Колокольчик
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращенывверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Собака
У собачки острый носик,
Есть и шейка , есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

 

Кошка
А у кошки ушки на макушке, 
Чтобы лучше слышать
мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный
и мизинец подняты вверх.

 
Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы
упираются в большой. Указательный и мизинец
согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики   в   кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны


 

Зайчик в норке
У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.

Левая   ладонь  почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются  в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Зайка и барабан.
Зайка взял свой барабан 
И ударил трам - трам - трам.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты.
Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.


Лошадка
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя.

Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой
палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

 Зайка и зеркало
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку,    которая   тоже
изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Коза
У козы торчат рога,
Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

 

 

Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.


Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Курочка
Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

 

 

Осы
Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде
Птичка крылышками машет
и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
где она взяла зерно.
 

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Краб
Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони
сначала в одну сторону, затем в другую.

 

Замок
Пальцы сплетем и замок
мы получим.
Повторим еще, и
получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираемыми.


Слон
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец впущен.
С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным,
а с другой — указательным и большим. Шевелить средним
пальцем. Качаем всей кистью.


Дерево
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной
друг к другу. Пальцы растопырены
и подняты вверх. Шевелить кистями
и пальцами.

Птичка
Пальчики - головка,
Крылышки – ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы
цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.


 

Филин
Сидит филин на суку
И кричит бу - бу - бу - бу.

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).


 

Волк и лиса
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.

Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» - верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.


 

Крокодил.

Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой
палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

 Каша

Наша Маша варила кашу (можно назвать имя своего ребенка)

Кашу сварила, малышей кормила.( круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,( загибать пальчики, начиная с большого)

А этому — не дала. (слегка потрясти за мизинчик)

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

 

Капустка

Мы капустку рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)

Мы капустку солим-солим,(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)

Мы капустку трём-трём,(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмём-жмём.(сжимать и разжимать кулачки)

 

Посуда

Раз, два, три, четыре, (Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (Загибать пальчики, начиная с большого.)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали. (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)


Так мы маме помогали.(Хлопок в ладоши)

пальчиковые игры

 

Прогулка

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)

Мы во двор пришли гулять.(идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты)

Бабу снежную лепили,(круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)

Птичек крошками кормили,( поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим)

С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.(переворачиваем ладошки вверх-вниз)

Все в снегу домой пришли.(потрясти опущенными вниз кистями рук)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

 

Пчёлки

(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены . Вторая рука –улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в улей.)

Надо в дом постучать, (Постучать кулачками  друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки? (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Стали пчелки вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять! (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

 

Братцы

Засиделись в избушке братцы. (Рука стоит на локте, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)

Захотел меньшой прогуляться (Отвести мизинец вбок  в плоскости ладони и задержать на 2-3 секунды.)

Да скучно ему гулять одному. (Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходное положение.)

Зовет он братца вдвоем прогуляться. (Отвести вбок мизинец и безымянный палец, прижатые друг к другу; задержать на 2-3 секунды.)

Да скучно им гулять двоим. (Мизинец и безымянный палец чуть покачиваются, затем возвращаются в исходное положение.)

Зовут братца втроем прогуляться. (Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать на 2-3 секунды.)

Грустно старшим сидеть в избе. (Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)

Зовут они братцев домой к себе. (Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)

Повторить движения другой рукой, а впоследствии выполнять одновременно двумя руками.

пальчиковые игры

 Зайцы

Скачет зайка косой (Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные соединить)

Под высокой сосной.(Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены)

Под другою сосной (Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены)

Скачет зайка другой. (Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные соединить.)

 

Замок

На дверях висит замок.(Пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог?(Наклонить замочек влево-вправо)

Мы замочком повертели,(круговые движения кистями рук, сложенными в замок)

Мы замочком покрутили, (Пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком постучали, (Пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга.)

Постучали, и открыли! (Показать ладошки.)

 

Апельсин

Мы делили апельсин

Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)

 

Сороконожки

Две сороконожки

Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу)

Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)

Обнялись, (пожать одной рукой другую несколько раз)

(Ладошки разжались)

Насилу расстались – (Разжать ладошки)

И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)

 

Веселая мышка

Весёлая мышка

Перчатку нашла,(Пальцы в стороны, покрутить ладошкой)

Гнездо в ней устроив,(Сложить ладоши ковшом)

Мышат позвала.(Поманить, сгибая и разгибая пальцы)

Им корочку хлеба

Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.)

Погладила  всех (Одна ручка гладит другую и наоборот)

и отправила спать.(Сложенные ладони кладем под щечку)

 

Котята

У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)

Сейчас все котята по парам стоят: (Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)

Два толстых, два ловких,(Постукиваем большими , а потом указательными пальцами друг о друга)

Два длинных, два хитрых, (Постукиваем средними , а потом безымянными пальцами друг о друга)

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем мизинцами друг о друга)

 

Зайцы

Десять серых зайцев

Дремали под кустом, (Руки свободно лежат на столе)

И двое вдруг сказали:

“Вон человек с ружьём”(Поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Двое закричали:

“Давайте убежим!”, (Поднять вверх указательные  пальцы обеих рук)

Двое прошептали

“Давайте помолчим!”, (Поднять вверх средние пальцы обеих рук)

Двое предложили:

“Мы спрячемся в кустах!” (Поднять вверх безымянные пальцы обеих рук)

А двое вдруг спросили:

«Он может сделать “Бах”?»(Поднять вверх мизинцы обеих рук)

“Бах” — выстрелил охотник, (Хлопнуть в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев

Пустились наутёк. (Бежим всеми пальчиками по столу.)

 

Дружные пальчики

Эти пальчики щипают,(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки )

Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке.)

Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный трутся друг об друга )

Эти — тихо подремать,(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)

А большой с мизинцем- братцем

Могут чисто умываться.(Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)

 

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показываем два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(качаем головой)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками по столу или по коленкам)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать ! (убегаем указательным и средним пальчиками)

 

Ласточка-перепелочка 

Ребенок кладет правую ладонь на левую ладонь взрослого. Взрослый водит пальцами правой руки по большому пальцу ребенка, приговаривая: «Ласточка». Затем переходит к другому пальцу, повторяя эти же движения и это же слово. Когда взрослый произнесет «Перепелочка», ребенок должен быстро отдернуть руку, если он не успеет отдернуть руку, взрослый ловит его за пальчики, и начинает трясти, приговаривая:  «поймал»

Пальчиковая гимнастика

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе.)

2. Ладошка — кулачок — ребро .

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук, сначала начиная с больших пальцев, потом- с  мизинцев.)

4.Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки)

5.Очки (соединить большие и средние пальцы обеих рук)

6. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

7. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг, а потом вместе двумя руками, произнося при этом звук «Ж»)

8.Солнечные лучи (пальцы рук соединить в замок, поднять руки вверх, вытянув пальцы вверх)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры (картотека)

Картотека пальчиковых игр....

Пальчиковые игры (картотека)

Для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....

Зимние пальчиковые игры (картотека)

19.12 Зимние пальчиковые игры (картотека)...

Пальчиковые игры (картотека)

Картотека пальчиковых игр по экологическому воспитанию для дошкольников...