Конспект проведения открытого занятия по эмоциональному развитию детей подготовительной группы. Путешествие в страну «Эмоции».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пименова Елена Александровна

Цель:  Развитие эмоЗЗанятие - путешествие в страну "Эмоции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_2.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения открытого занятия по эмоциональному развитию детей  подготовительной  группы.  Путешествие в страну «Эмоции».

Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния разными способами.

2.Учить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей;

3.Дать представление об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошее и плохое настроение)

4.Учить создавать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

5.Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.

Развивающие:

1.Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.

Воспитательные:

1.Воспитывать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

2.Воспитывать  положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

Словарная работа: пиктограмма, радость, грусть, страх, эмоции, страх.

Материал:

Демонстрационный: «Волшебный клубочек»; магнитная доска; человечки-эмоции; мешочки разного цвета, аудиозаписи – грустная, веселая, печальная, страшная мелодии, смайлики и фото с изображением различных эмоций

Раздаточный: пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость; детские стулья по числу детей

Ход занятия:

(дети стоят в кругу на ковре)

Приветствие. «Волшебный клубочек».

- Ребята,  я так  рада вас видеть! Я очень ждала нашей встречи. А вы рады меня видеть? (да)

- Перед нашим интересным и необычным занятием нам необходимо зарядиться друг от друга хорошим настроением. Я очень рада видеть вас и хочу с вами поделиться своим отличным настроением.

- Дети, а что это у меня в руках? (клубочек) 

- Это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга. Я повернусь к соседу, назову рядом стоящего ласково по имени, поздороваюсь и улыбнусь и, надеюсь, что моя улыбка ко мне вернётся. (Дети по кругу передают клубок ниток, называют рядом стоящего ласково и улыбаются)

- Улыбка вернулась ко мне и у вас я тоже вижу, что поднялось настроение. Присаживайтесь на стульчики.  Садимся все красиво, спинку выровняли, ноги поставили вместе, руки свободно.

(дети сидят полукругом на стульях)

   - Ребята, а вы путешествовать любите? (да)

- А со мной отправитесь в путешествие? (да)

- Я приглашаю вас отправится со мной в необычное путешествие. Одной путешествовать будет грустно, а если вы пойдете со мной, я буду очень рада. Пойдете со мной? (да)

- Здорово, тогда я предлагаю вам узнать, куда же я хочу отправиться в путешествие вместе с вами. А поможет вам узнать, стихотворение, которое я сейчас вам прочитаю. Послушайте пожалуйста, только слушайте внимательно, потому что в стихотворении находится подсказка, куда мы с вами отправимся путешествовать. (читаю стихотворение)

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения, на всех

Наше настроение.

Кто веселится! 

Кто грустит?

Кто испугался!

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

  Азбука настроения

- Оно помогло вам узнать, куда мы с вами отправимся путешествовать? (да)

- Куда? (где эмоции)

- Ребята, о чем это стихотворение? (о настроении)

- Скажите, какие названия эмоций вы услышали, при чтении стихотворения? (веселье, грусть, испуг)

 - Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.

- Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (эмоции – это то, с помощью чего мы передаем свое отношение к другим)

 – Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (об эмоциях)

– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции». Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? (на автобусе, поезде, самолете)

- Я предлагаю вам отправиться в необычную страну на необычном транспорте. (выношу «Волшебный цветок»)

- Посмотрите, что это? (цветок)

- Верно, но он необычный. Сегодня он поможет нам попасть в необычную страну «Эмоций». Посмотрите, какой он красивый, сказочный, необычный. Именно он поможет нам переместиться в страну «Эмоций». Для этого я предлагаю вам встать вокруг волшебного цветка, чтобы немешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.

- Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок несет нас по морю «Радости», он дает нам силу, уверенность.   Еще раз вдохните и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.

- Наш волшебный цветок привел нас в страну «Эмоций», здесь нас ожидают разные игры и задания.  (на слайде изображения разных эмоций, звучит  спокойная музыка)

- Ребята, для выполнения игр и заданий нам  необходимо сделать гимнастику. Но гимнастика тоже не обычная, ведь мы находимся в необычной стране. Присаживайтесь все на коврик по –турецки.

- Наблюдать  за нами будут жители этой страны. Поэтому ведем себя красиво, тихо, что бы жители этой страны приняли нас как друзей.

- Сейчас я буду говорить вам задание, а вы должны его внимательно послушать и выполнить. Например, нахмурьтесь, как

осенняя грозовая туча. (дети хмурятся)

- Молодцы, здорово. Посмотрите друг на друга. Видите, люди хмурятся по разному.  Они все разные. Посмотрите, так хмурятся бабушки, дяди, мальчик (показываю картинку с изображением хмурого мальчика).  У вас очень хорошо получилось нахмурится.

- Когда люди хмурятся? (когда им что нибудь не нравится)

- Давайте выполнять гимнастику дальше. (давайте)

(Выполняем с детьми мимическую гимнастику, после каждого упражнения показываю изображение с данной эмоцией. )

1. Нахмурьтесь, как

как рассерженный человек;

как злая волшебница.

2. Улыбнитесь, как

кот на солнце;

как самый счастливый человек на свете;

как летний солнечный денек;

как хитрая лиса.

3. Разозлитесь, так

как ребенок, у которого отняли любимую игрушку;

как человек, которого ударили.

4. Испугайтесь, как

заяц, увидевший волка;

как котенок, на которого лает собака;

как ребёнок, потерявшийся в лесу.

5. Устаньте, как

папа после работы;

как человек, поднявший тяжелый груз;

как муравей, притащивший большую соломинку.

6. Отдохните, как

путник, прошедший длинный путь;

как ребёнок, который много потрудился;

как уставший воин после победы.

7.Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.

8.Засмейтесь самым счастливым смехом. (звучит аудиозапись веселого смеха)

- Здорово, вы выполнили упражнения. Особенно последнее. Оно всем нам подняло настроение. Появилось желание  вместе весело играть и  путешествовать.

- Посмотрите, какой красивый мешочек нам оставили жители сказочной страны. Это мешочек настроений, он расскажет нам какие эмоции, и настроение бывают у жителей сказочного царства.

- Давайте посмотрим, что же там внутри. Алиса, вытащи из мешочка, мешочек поменьше. (Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит веселая, радостная музыка, характеризующая этот цвет.)

- Какого цвета мешочек? Как вы думаете, какое у него настроение? (дети,  опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать) (радость)

- Почему вы считаете, что данный цвет и музыка выражает эмоцию радости? (потому что музыка веселая, радостная, а цвет мешочка очень яркий, красивый)

 «Поляна Радости» (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой) (на доске иллюстрация человек –радость)

-Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)

-А какое у него настроение? (радостное, веселое)

-Дети, а что такое радость? Давайте попробуем разобраться вместе. Я буду называть вам примеры, а вы хлопайте, если согласны со мной, топайте, если вдруг не согласны.

Например:

«Радость — это когда все радуются, всем весело».

«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одного человека, а большая — когда у всех».

«Радость — это когда у всех праздник».

«Радость — это когда никто не плачет. Ни один человек».

«Радость — это когда нет войны».

«Радость — это когда все здоровы».

«Радость — это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Как много можно назвать моментов, которые приносят нам радость. Что вы делаете, когда вам радостно? (играем, гуляем, поем.)

- Ребята, а сейчас давайте поиграем в любимую игру жителей этой страны, которая называется   «Кто как радуется». Послушайте, как мы будем играть. Мы встанем в круг, и вы должны изобразить без слов, как вы радуетесь при разных  ситуациях, которые я буду вам называть.

(Дети становятся в круг).

- Ребята, покажите без слов, как вы  радуетесь при встрече с мамой (дети показывают)

- Молодцы, покажите без слов, как вы  радуетесь,  когда  вы встречают гостей в свой день рождения (дети показывают)

- Как здорово у вас получается,  покажите без слов, как вы  радуетесь  при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк. (дети показывают)

- Ребята, вы такие молодцы. Каждый радуется по разному, вам всем удалось показать, без слов, как вы умеете радоваться.  

- А вы умеете передавать радость друг другу? (да)

- Давайте попробуем.

Психогимнастика  «Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)

- Садитесь на ковер, возьмитесь за руки. Ребята,  мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. (Дети мысленно передают друг другу радость.)

- Получилось поделиться радостью друг с другом? (да)

- Это очень хорошо, что вы умеете не только показывать радость, но и делиться радостью с другими.

-  Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек. (Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит грустная музыка, характеризующая этот цвет.)

- Какого цвета мешочек? (синий)

- Как вы думаете, какое у него настроение? (дети, опираясь, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать) (грустное, печальное)

-Ребята, а кто живёт в этом мешочке? (Человечек-Грусть)

- Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица (грустное)

- Что произошло с его ртом? (Уголки его рта опущены вниз)  

- Что у него с бровями? (брови тоже опущены вниз, сдвинуты)

- Какое выражение глаз? (грустное)

- Что это за эмоция? (грусть)

-А как вы догадались? (по выражению его лица, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)

- Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (дети рассказывают свои моменты из жизни, когда они были грустными) (при необходимости задаю наводящие вопросы: когда у вас бывает грустное настроение? Почему оно у вас бывает? Лучше быть веселым или грустным? Почему?). Я желаю вам ребята, чтобы у вас не было грустного настроения.

- Давайте вытащим следующий мешочек. (Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит страшная музыка, характеризующая этот цвет.)

- Какого цвета этот мешочек? (черного)

- Как вы думаете, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)  (грусть, страх)

Упражнение «Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

- Ребята, что вы слышите? (разные звуки)

-Угадайте, какие звуки мы слышим? (страшные, не хорошие)

-Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные.

- Вы будете внимательно слушать мелодию, когда она закончится, вы должны определить,  какая по характеру мелодия. Давайте послушаем первую мелодию. (звучит страшная, пугающая мелодия)

- Ребята, какая это мелодия? (страшная)

- Как вы догадались?  (там много разных страшных звуков, от нее мурашки по коже идут, эту мелодию хочется выключить, там громкие, пугающие звуки)

- Молодцы, верно определили, что данная мелодия пугающая, страшная. Давайте послушаем следующую мелодию (дети слушают разные звуки и выбирают из них страшные и радостные.)

- Ребята, вы настоящие знатоки страшных и радостных мелодий. Сумели правильно определить страшные, пугающие мелодии и радостные мелодии. Молодцы.

 Упражнение « У страха глаза велики»

- А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны).

- У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.)

- Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

- А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

- Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

-  Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек. (Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая злость.)

- Какого цвета мешочек? (красного)

 -Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)

- Как вы думаете, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать) (Злое)

-Как вы догадались? (по выражению его лица)

-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.

-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.

-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.

– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (когда что то не нравится и человек злится на другого)

- Давайте, что бы вам было легче определить ситуации, в которых можно испытывать злость, мы поиграем с вами в игру, которая называется «Да – нет». Я буду задавать вам вопрос, если вы хотите ответить «да», то вы хлопаете, а если хотите ответить «нет», то топаете.  Мы определим с вами, когда мамы злятся. (играем в игру)

Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

Мамы злятся, когда кушают мороженое.

Мамы злятся, когда на них кричат.

Мамы злятся, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.

Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».

Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

Мамы злятся, когда их любят.

- Молодцы, вы правильно определили, в каких ситуациях злятся мамы. А вы когда нибудь злитесь? (да)

- Когда? Расскажите? (когда отбирают игрушку, когда не делятся игрушками)

-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость. Поэтому, как следует поступать детям, чтобы не злиться друг на друга? (не обижать друг друга, делиться и т.д)

- Ребята, вы знаете, жители этой необычной страны очень любят играть, поэтому они решили предложить вам поиграть в еще очень интересную игру, которая называется «Закончи предложение». Послушайте, как мы с вами будем играть.

-Я буду называть вам начало предложения, а вы подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (идет дождь, идет снег, когда светит солнце, когда рядом со мной мама, друзья и т.д).

- «Я злюсь, когда….» (отбирают игрушку, не хотят вместе играть, когда обижают маленьких и т.д)

- «Я испытываю страх, когда ….» (нахожусь один дома, когда на улице гроза, сильный ветер, когда нет рядом мамы и т.д)

- «Я грущу, когда….» (когда мне не с кем поиграть, когда на улице идет дождь, когда сломалась моя любимая игрушка и т.д)

- Молодцы, ребята, вы правильно закончили каждое предложение. Верно подобрали примерны к каждой эмоции. Ни разу не ошиблись.

- Знаете, эмоций бывает очень много. Посмотрите, вокруг, сколько в стране «Эмоций» разных, неповторяющихся эмоций. Но эмоции можно увидеть не только с помощью фотографии, картинки, но и с помощью пиктограммы.

- Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

- Давайте попробуем каждой эмоции найти пару, т.е пиктограмму. Для этого нам необходимо разделиться на пары.  

- Каждый мальчик нашел себе девочку и взял за руку.  (дети ищут себе пару)

- Ребята, сейчас каждой паре я дам конвертик, в котором находятся разные пиктограммы и фото людей, испытывающие какие либо  эмоции. Ваша задача найти каждой пиктограмме пару. Садитесь на коврик (раздаю конвертики, дети находят пары)

- У всех получилось найти пары? (да)

- Молодцы, вы правильно соотнесли фото человека и пиктограмму.  Теперь вы знаете, что эмоции мы можем увидеть разными способами: с помощью пиктограммы, фото, картинки.

-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.  В этом нам снова поможет «волшебный цветок». Все встаем в круг возле «волшебного цветка». Протягиваем  над ним руки, закрываем глаза и просим цветок пропустить нас в детский сад.

- Вот мы с вами и в группе, открываем глаза. Присаживаемся на стульчики.

(дети сидят на стульчики)

- Ребята, где мы с вами были? (путешествовали)

-Что вы сегодня узнали в необычной стране? (бывают разные эмоции, их можно выражать разными выразительными средствами)

-А что вам больше всего понравилось? (играть и выполнять разные упражнения)

- Что вы расскажите своим родителям про наше сегодняшнее путешествие (что мы путешествовали на необычном транспорте, видели много разных эмоций, узнали, что такое пиктограммы)

-Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!

-Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова. От того, что и как вы будете говорить, зависит настроение друг людей. Если вы будете говорить с радостным настроение, добрыми словами, то и вашему собеседнику будет приятно с вами разговаривать.

-Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. Я вам предлагаю выбрать эмоцию, которая соответствует вашему настроению после нашего путешествия. (перед детьми на столе разложены пиктограммы с разными проявлениями эмоций. Каждый ребенок выбирает себе подходящую пиктограмму)

- Алиса, какую пиктограмму ты выбрала пиктограмму? (радость, потому что у меня хорошее настроение, мне понравилось путешествовать с вами) (спрашиваю несколько ребят)

- На этом наше занятие заканчивается. Я желаю вам хорошего дня, и прекрасного настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей: «В Царстве положительных эмоций», в подготовительной группе

закреплять умение выразительно изображать радость, удивление, удовольствие. Корректировать отрицательные эмоции. Укреплять положительные эмоции и взаимоотношения детей в группе. Продолжать использоват...

Открытое занятие по эмоциональному развитию детей в средней группе «В мире эмоций»

ЗАДАЧИ:·        Закрепить представления детей о различных эмоциональных состояниях, умения по мимике понимать чувства персонажей, передавать их неречевыми средствами...

Открытое занятие по эмоциональному развитию в старшей группе «В царстве эмоций»

Цель: помочь старшим дошкольникам научиться управлять своими эмоциями, препятствующими нормальному психоэмоциональному самочувствию и общению со сверстниками и развитие эмоциональной сферы детей.Задач...

Конспект открытого занятие по эмоциональному развитию «В царстве эмоций»

Cовершенствование развития эмоциональной отзывчивости; к коллективным играм; правилам добрых взаимоотношений между детьми;  понимать  в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние...

Открытое занятие по эмоционально-волевой сфере. Тема: "Такие разные эмоции".

Цели занятия:· Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.· Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмы...