«ДУХОВНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ БОГАТСТВО НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР»
методическая разработка (младшая группа)

Палагина Ирина Валерьевна

В дошкольных учреждениях игровая деятельность являющаяся ведущей для детей, в настоящее время вытеснена учебной. И если предметная среда в группе поддерживает возможность свободных сюжетно-ролевых игр между детьми, то народные подвижные игры можно,  наблюдать только на некоторых праздничных досугах. Игра – источник усвоения важных социальных смыслов и ценностей. Таким образом, игра является своеобразной репетицией взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palagina_statya_1.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

«ДУХОВНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ БОГАТСТВО НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР»

 

В дошкольных учреждениях игровая деятельность являющаяся ведущей для детей, в настоящее время вытеснена учебной. И если предметная среда в группе поддерживает возможность свободных сюжетно-ролевых игр между детьми, то народные подвижные игры можно,  наблюдать только на некоторых праздничных досугах. Игра – источник усвоения важных социальных смыслов и ценностей. Таким образом, игра является своеобразной репетицией взрослой жизни.

Ключевые слова: социальные ценности; моральные качества; народные подвижные игры

!Мироощущение которым пронизана эта жизнь, во многом было сформировано православной верой. Отношение к трудолюбию и праздности, к щедрости и жадности, к богатству и бедности, передаваемое текстами многих подвижных народных игр – отражение христианского взгляда на мир и человека в нем:

Ой, спасибо тебе, Боже,

Что и на поле пригоже,

В огородах и полях,

Что созрело – в закромах! –

пропевается в завершении одной из календарных осенних игр.

!Содержание фольклорных игр в основном подаются не как тяжкое бремя, а как источник радости жизни, служения – притягивающий и манящий. Встречающиеся в ролевых играх такие персонажи как ленивцы, воришки и прочая братия, рисуются в сатирических красках. К ним играющие могут обращаться с наставлением и укором:

Кто спину не гнет,

На работу не идет,

Кто спит с утра,

Того прочь со двора!

Игра – инструмент освоения социально приемлемого поведения.

Игра наставляет и учит ценностно-значимым качествам, она помогает  развитию различных человеческих способностей: сообразительности и наблюдательности, ловкости и выносливости, музыкальности и пластичности.

!Особенное влияние игра оказывает на формирование таких значимых черт характера, как умение общаться в коллективе в соответствии с обстоятельствами, подчиняться правилам – что, безусловно, необходимо для жизни в человеческом сообществе. Игра – это обучение жизни по определенным правилам, и, как уже говорилось выше, не что иное, как репетиция взрослой жизни через усвоение и примеривания на себя образцов поведения, требуемых содержанием игры и черпаемых из реальных социальных взаимоотношений.

!Еще один значительный опыт, который дается в народной подвижной игре – это возможность публичного переживания личных побед и поражений. Подобный опыт традиционно играл важнейшую роль в личностном становлении ребенка. Это публичное переживание побед и поражений в коллективе представляет прямую антитезу тому, что являет собой игра сейчас, игра, которая вся сосредоточена за компьютерным столом, где единственный свидетель твоих побед и поражений только компьютер. Перед компьютером не может быть ни стыдно, ни отрадно. Не требуется ни выдержка в переживании обид и неудачи, ни упорство в их преодолении.

Переживая же удачи и неудачи в игре — перед миром — человек учится определенной стойкости, выносливости, терпимости, незаносчивости. Заносчивость, кстати, в детской субкультуре всегда решительно подавлялась, и до сих пор подавляется в любом детском коллективе. Для этого существуют свои методы, и, в частности, дразнилки , тоже почерпнутые из фольклорных «фондов» для сдерживания негативных проявлений товарищей. Верный способ влияния на задавак — отточенная словесная формула, с помощью которой дети в игре ставят гордеца на место.

Таким образом, мы обнаруживаем еще одну грань значения игры. !Игра является не только репетицией взрослой жизни на основе нравственных устоев, но и замечательный способ регуляции отношений в детском коллективе, инструментов освоения социально-приемлемого.

!Игра и возможность отождествления себя с героем.

В педагогическом арсенале современной семьи и детского сада могут быть разные игры: и с предметами, и с конструктивным материалом, и настольно-печатные, и обучающие, и, безусловно, народные. И особенно нужны подвижные народные игры в детском коллективе. !Внимательный взгляд родителей и педагогов должен найти и подарить современному ребенку те  игры, в воспитательных возможностях которых не приходится сомневаться. В них, как правило, ценностное содержание облечено в увлекательную, благоприятную  для  восприятия ребенка форму,  благодаря чему ребенок усваивает не формальное знание о том, что хорошо и что плохо, а получает живое впечатление через отклик сердца на игровую встречу с разными персонажами, действующими в игре: ленивцами и котишками-плутишками, удалыми добрыми молодцами, красными девицами, пахарями, жнецами, ткачихами, боярами,  кузнецами и т.д.

Ребенку в игре свойственно отождествлять себя с определенным героем. Это имеет очень важное психологическое значение для становления личности. Огромную роль здесь играет выбор образца для подражания, т. е. каков герой, увлекающий ребенка. Позитивные образы, с которыми можно встретится в игровых правилах и текстах, овеяны романтикой подлинной мужественности, чарующей женственности. Возможность вживания в роль — это необходимый сегодняшнему ребенку ответ на его жажду романтики, героики, а с тем и «взрослости».

!Увлекательность, мелодичность подвижных народных игр по-прежнему притягательна для любого ребенка. Взрослых же зачастую смущает вот  какой вопрос: героями традиционных игр бывают жнецы, пахари, кузнецы, пряхи – такие-то слова не вполне понятны могут быть современному ребенку. Какое отношение эта своеобразная «архаика» имеет к той реальной жизни, в которую ему предстоит вступать? Зачем ему сегодня погружаться в процессы старинных земледельческих трудов, примерять на себя роль пахарей и прях?

Да, язык народной игры может показаться архаичным. Но нельзя не заметить, что на этом  языке говорит, по сей день, и сказка. Этот  язык звучит в напевах, сопровождающих дитя с первых дней жизни: в колы бельных – своеобразным материнским напутствием на жизнь:

…Будешь в поле – пахарек,

На лужайке – косарек,

В темном лесе – лесничок,

В синем море – рыбачок,

Будешь рыбку ловить,

Да родителей кормить!..

В пестушках, потешках и прибаутках – нежным или озорным введением дитя в семейно-бытовую культуру своего народа:

Наша – то хозяюшка сметлива была,

К празднику работушку всем в дому дала:

Половичку курочка лапочкой скребет,

А кошечка хвостиком пол в дому метет…

!Нельзя не заметить, что детская игровая культура в век технического прогресса не создала таких текстов, в которых действовали бы, скажем, физики-атомщики или программисты. Даже про комбайнеров и трактористов сложены только хорошие песни, но не игры.

!Нельзя не отметить и то, что народная игра, со всем своим своеобразием, по-прежнему желанна и любима в любом детском коллективе. Дети по-прежнему с увлечением играют и в кузнецов, и в жнецов, и в богатырей, и в радушных хозяек и в искусных рукодельниц. Традиционные игры запечатлели в своём содержании такое необозримое богатство воспитательного потенциала народной педагогики, благодаря которому они неизменно становятся достоянием различных поколений. За исторически обусловленными особенностями языка в играх скрывается многообразие социальных позиций, человеческих отношений, этических норм и оценок. Потребность в их освоении не только не теряется сегодня, но, напротив, лишь возрастает.

Список литературы

1.Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор [Текст]  /В.П. Аникин. – М., - 1957. – 165 с.

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе [Текст]  / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

3. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт [Текст]  / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1925. - С. 54.

4. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. [Текст] - 2005. –  № 1. - С. 67 - 73.

Палагина Ирина Валерьевна, воспитатель МБДОУ БГО ЦРР – детский сад №19, г. Борисоглебск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

Приобщение к духовным богатствам народной культуры

Разработка комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе русского народного творчества. Комплекс рассчитан на один год с детьми младшего дошкольного возраста (3 &nda...

НАРОДНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Необходимость использования народных подвижных игр для подрастающего поколения....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....