Статья:Дидактические игры как средство всестороннего развития личности дошкольника.
статья

Дидактическая игра является одним из основных средств  всестороннего развития развития личности дошкольника. Разнообразие дидактических игр дает возможность педагогу воздействовать на развитие личности ребенка незаметно, плавно и с удовольствием для ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство всестороннего развития личности дошкольника.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Учиться, играя! Эта идея увлекла многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел наш современник - Ш.А.Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложный мир познаний.

Дидактическая игра, безусловно,  выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка.  Рассмотрим влияние дидактических игр на воспитание ребенка более конкретно.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметом окружающего мира, систематизирует и углубляет знания.

Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры ,как   «От зернышка к булочке», «Откуда стол пришел», содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявлять конкретные знания.

С помощью дидактических игр взрослый  приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей, рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях, находить характерные  признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам , делать правильные выводы, обобщения . Таким образом формируется умение анализировать ситуацию, развивается умение синтезировать знания и появляются предпосылки к логическому мышлению.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию.

Дидактические игры развивают речь ребенка: формируется словарь, развивается монологическая и диалогическая речь, связная речь, также умение правильно выражать свои мысли, формируется звукопроизношение. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий («Назови одним словом»,   «Назови три предмета»). В процессе многих игр идет развитие мышления и речи в неразрывной связи. Активизация речи детей также происходит при общении в игре, решении спорных вопросов.

             Нравственное воспитание. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит правилам и содержанию игры.

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В младшем возрасте основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения («Уложим куклу спать», «День рождения Машеньки»).

В старшем возрасте дидактические игры решают несколько другие задачи. В центре внимания педагога – воспитание у детей нравственных чувств и отношений.

Эстетическое воспитание. Яркие, красивые детские игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. У детей формируется представление о красивом,  изящном;  развивается чувство красоты.

        Физическое воспитание. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, В процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии ребенка, на подготовке руки ребенка к письму, изобразительной деятельности, то есть будущему обучению в школе.

В играх проявляются черты характера детей как положительные, так и отрицательные. Это дает педагогу пищу для работы с ребенком. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.

     В процессе  игры у детей формируется социальная активность. Дидактические игры можно условно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий дает педагогу правильно оценить эффективность игры для данного ребенка.

 1 стадия. Появление у детей желания играть, активно действовать. Воспитание желания играть со сверстниками – важный момент в формировании социальной активности. Так развивается коммуникация между детьми, на основе которой формируются многие качества: товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество и др.

2 стадия. Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действие игры. Здесь закладывается основы таких качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, умение радоваться при победе.                3 стадия. Ребенок, зная правила игры и ее саму, занимается творчеством. Ребенок, усвоивший игру должен стать и ее организатором.

     В данной статье мы ещё раз подчеркнули огромную значимость дидактической игры как средства развития дошкольника. Дидактическая игра может использоваться в любой режимный момент. Её эффективность гораздо выше прямых указаний и изложения фактов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература как эффективное средство всестороннего развития личности дошкольника»

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека. С самого рождения ребёнок вступает в разнообразные отношения с окру...

Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.

Декаративно-прикладное искусство как часть нашей повседневной жизни и как очень важный компонент в воспитании и развитии личности дошкольников....

«Экологический туризм как средство всестороннего развития личности дошкольников»

Методическая разработка для воспитателей, работающих со старшими дошкольниками...

Самообразование. Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

Театр– это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. ...

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные ...