Консультация для педагогов "Региональный компонент в дошкольном образовании Архангельской области"
консультация

Афимьина Виталина Сергеевна

Консультация для педагогов ДОУ "Региональный компонент в дошкольном образовании Архангельской области".

Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения. Редко кто склонен знакомиться с прошлым родного края, а тем более изучать его прошлое и настоящее. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Региональный компонент в дошкольном образовании

Архангельской области»

Воспитатель: Афимьина Виталина Сергеевна

Высшая квалификационная категория

Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения. Редко кто склонен знакомиться с прошлым родного края, а тем более изучать его прошлое и настоящее. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.

Архангельская область – это особый культурный регион Русского севера: со своей самобытной архитектурой, своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего.

Использование регионального компонента, как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  • Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе используемой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
  • Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностнозначимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  • Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края. Дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы и т.д.)
  • Осознанный выбор методов знакомства с родным городом. Чем разнообразнее способы, формы и приемы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлеченности.

Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Многие психологи, педагоги (Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградова, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова и др.) указывают на то, что именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.

Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает ее продуктивность.

Чтобы поддержать у ребенка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия (Анна Юрьевна Тихонова – доктор культурологии, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой истории Отечества Ульяновского государственного университета).

К субъективным условиям относятся внутренние побудительные силы ребенка, его впечатлительность и восприимчивость.

К объективным условиям можно отнести личность воспитателя, ту работу , которую он организует, и в которой познание, общение, практическая деятельность ребенка взаимосвязаны.

Немаловажным фактором и предметно-развивающая среда.

Таким образом, именно в определенной обстановке и определенном предметно-пространственном окружении в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой.

Разделы программно-методического материала регионального компонента:

  • декоративно-прикладное искусство и народные промыслы,
  • архитектура,
  • театр,
  • музей,
  • живопись,
  • литература,
  • музыка.

Рассмотрим их более подробно.

Декоративно-прикладное  искусство и народные промыслы

Цель: Развивать культуру ребенка как основу любви к Родине в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам родного края.

Задачи:

  • Познакомить с историей и особенностями народных промыслов Архангельской области,
  • Формировать навыки самостоятельного творчества на основе познания региональных особенностей декоративно-прикладного искусства,
  • Дать знания о том, какими материалами, инструментами в прошлом пользовались и ныне пользуются мастера.

Примерное содержание раздела:

  • Рассказ о народных промыслах Архангельской области (приемы обработки  дерева; Вельская, Каргопольская, Мезенская глиняная игрушка; Северная русская вышивка; кружевоплетение; вязание из овечьей шерсти; шитье золотом; художественная ковка; косторезанье и др.)
  • Беседы о росписях Архангельской области (Пермогорская, Мезенская, Ракульская,  Северодвинская, Каргопольская, Олонецкая (Онежская), Пучугская, Нижнетоемская и др.)
  • Экскурсии на выставки «Народные промыслы»
  • Оформление коллекций  «Росписи Русского севера», «Холмогорская резная кость» и др.
  • Изготовление дидактических игр («Четвертый лишний», «Узнай роспись», по типу разрезных картинок и др.)
  • Художественный труд

Архитектура

Цель: Формировать знания об архитектуре Архангельской области, ее особенностях.

Задачи:

  • Рассказать о достопримечательностях родного города,
  • Научить определять своеобразие конструкций зданий и архитектурных сооружений, называть их детали,
  • Повышать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость,
  • Привлекать родителей к сотрудничеству,
  • Учить отражать знания и впечатления в художественно-продуктивной , конструктивной и игровой деятельности.

Примерное содержание раздела:

  • Ознакомление с архитектурными объектами: деревянным зодчеством, особняками, культовыми зданиями: церковь, храм, монастырь  (знакомство с этими постройками, как с памятниками архитектуры); с современными зданиями (показать в сравнении со старинными)
  • Познавательные занятия: «Русская изба – дом моих предков» (познакомить с различными видами деревянных домов), «Человек построил дом» (дома прошлого и современные постройки) и др.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий памятников архитектуры
  • Беседы
  • Творческое задание «Дом моей мечты»
  • Экскурсии к архитектурным памятникам (в Малые Карелы, по Чумбаровке, по городу)
  • Организация прогулок вокруг детского сада, по микрорайону; моделирование макета микрорайона
  • Собирание коллекции иллюстраций, брошюр, значков, открыток с изображением известных памятников архитектуры Архангельской области

Театр

Цель: Повышать культуру средствами театрального искусства.

Задачи:

  • Познакомить с театральной жизнью родного города,
  • Формировать и обогащать представления о театре и жанрах театрального искусства,
  • Обучать технике инсценировки и творческой импровизации,
  • Создавать условия для театрализованной деятельности

Примерное содержание раздела:

  • Познакомить с театрами Архангельска (Архангельский молодежный театр, Архангельский областной театр кукол, Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова), организовать просмотры в них
  • Экскурсия к зданиям театров в городе
  • Экскурсия в театр по теме «Жизнь театра до и после спектакля», встречи с актерами, художниками, гримерами, декораторами
  • Занятия на тему «Когда оживают сказки», «Чародеи, которые создают спектакли»
  • Рисование «Афиша к спектаклю» и др.

Музей

Цель: Приобщать к музейной культуре.

Задачи: 

  • Познакомить с музеями Архангельска,
  • Учить бережно относиться к культурным ценностям и соблюдать правила поведения в музее,
  • Создавать условия для отражения впечатлений от посещения музея в разных видах деятельности,
  • Стимулировать к повторным посещениям музеев и выставок

Примерное содержание

  • Посещение музеев Архангельска. Темы экскурсий: «Животный и растительный мир Архангельской области», «Народное прикладное искусство», «История возникновения нашего города», «Народный костюм», «Великие люди Архангельской области»
  • Организация выездных выставок в ДОУ
  • Создание мини-музея в детском саду и небольших коллекций в группах
  • Выставки рисунков, поделок, макетов на основе впечатлений и т.д.

Живопись

Цель: Приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров.

Задачи:

  • Развивать интерес к искусству архангельских художников,
  • Учить понимать содержание картин,
  • Воспитывать умение эстетически переживать и наслаждаться красотой архангельского пейзажа,
  • Активизировать интерес к профессии художника

Примерное содержание

  • Экскурсия в Музей изобразительного искусства, в Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова, в Выставочный зал союза художников
  • Проведение занятий по знакомству с творчеством архангельских художников
  • Знакомство с жанрами живописи: пейзажем, портретов, натюрмортом
  • Создание художественной мини-галереи в детском саду
  • Изготовление дидактической игры Что нужно художнику для работы?»

Литература

Цель: Формировать устойчивый интерес к творчеству поэтов и писателей Архангельской области.

Задачи:

  • Знакомить с жизнью и творчеством архангельских поэтов и писателей,
  • Развивать устную речь и активизировать словарь.

Примерное содержание

  • Занятия, литературные вечера, посвященные жизни и творчеству архангельских поэтов и писателей
  • Создание библиотеки произведений архангельских авторов
  • Чтение книг, прослушивание аудиозаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбомов
  • Создание условий для творчества, отражающего впечатления детей (по мотивам прочитанных произведений: лепка, рисование, аппликация, инсценировка и т.д.)

Музыка

Цель: Воспитывать патриотические чувства в процессе ознакомления с музыкальной культурой Архангельской области.

Задачи:

  • Воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального фольклора Архангельской области,
  • Знакомить с разными жанрами народного творчества (сказки, песенки, заклички, хороводы, пословицы, поговорки, игры), с творчеством архангельских композиторов,
  • Ввести в репертуар (для слушания и исполнения) песни на стихи поэтов Архангельской области

Примерное содержание

  • Беседа о жизни и творчестве архангельских композиторов, знакомство с их произведениями
  • Занятие-концерт «Любимый город»
  • Инсценирование произведений архангельских поэтов и писателей
  • Использование хореографических плясовых элементов в народных играх Архангельской области

www.arhprom.ru   Сайт Народных художественных промыслов Архангельской области

www.cultnord.ru  Культурное наследие Архангельского Севера

www.arhmuseum.ru  Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Региональный компонент в дошкольном образовании Архангельской области Воспитатель: Афимьина Виталина Сергеевна, высшая квалификационная категория

Слайд 2

Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения. Редко кто склонен знакомиться с прошлым родного края, а тем более изучать его прошлое и настоящее. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.

Слайд 3

Региональный компонент, как средство социализации дошкольников Знакомство с родным краем. Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого к менее близкому ребенку. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом.

Слайд 4

Интерес лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач (Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградова, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова и др.) ИНТЕРЕС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 5

Объективные и субъективные условия необходимые для поддержания любопытства и интереса у ребенка Объективные Субъективные (А.Ю. Тихонова) Предметно-развивающая среда

Слайд 6

Разделы программно-методического материала регионального компонента: декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, архитектура, театр, музей, живопись, литература, музыка.

Слайд 7

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Цель: Развивать культуру ребенка как основу любви к Родине в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам родного края. Задачи: Познакомить с историей и особенностями народных промыслов Архангельской области, Формировать навыки самостоятельного творчества на основе познания региональных особенностей декоративно-прикладного искусства, Дать знания о том, какими материалами, инструментами в прошлом пользовались и ныне пользуются мастера.

Слайд 9

Архитектура Цель: Формировать знания об архитектуре Архангельской области, ее особенностях. Задачи: Рассказать о достопримечательностях родного города, Научить определять своеобразие конструкций зданий и архитектурных сооружений, называть их детали, Повышать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость, Привлекать родителей к сотрудничеству, Учить отражать знания и впечатления в художественно-продуктивной, конструктивной и игровой деятельности.

Слайд 10

Деревянное зодчество

Слайд 11

Особняки в Архангельске

Слайд 12

Старинные церкви Архангельска

Слайд 13

Современные здания Архангельска

Слайд 14

Театр Цель: Повышать культуру средствами театрального искусства. Задачи: Познакомить с театральной жизнью родного города, Формировать и обогащать представления о театре и жанрах театрального искусства, Обучать технике инсценировки и творческой импровизации, Создавать условия для театрализованной деятельности

Слайд 15

Театры Архангельска

Слайд 16

Музей Цель: Приобщать к музейной культуре. Задачи: Познакомить с музеями Архангельска, Учить бережно относиться к культурным ценностям и соблюдать правила поведения в музее, Создавать условия для отражения впечатлений от посещения музея в разных видах деятельности, Стимулировать к повторным посещениям музеев и выставок

Слайд 17

Музеи Архангельска

Слайд 18

Живопись Цель: Приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров. Задачи: Развивать интерес к искусству архангельских художников, Учить понимать содержание картин, Воспитывать умение эстетически переживать и наслаждаться красотой архангельского пейзажа, Активизировать интерес к профессии художника

Слайд 19

Литература Цель: Формировать устойчивый интерес к творчеству поэтов и писателей Архангельской области. Задачи: Знакомить с жизнью и творчеством архангельских поэтов и писателей, Развивать устную речь и активизировать словарь.

Слайд 20

Музыка Цель: Воспитывать патриотические чувства в процессе ознакомления с музыкальной культурой Архангельской области. Задачи: Воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального фольклора Архангельской области, Знакомить с разными жанрами народного творчества (сказки, песенки, заклички, хороводы, пословицы, поговорки, игры), с творчеством архангельских композиторов, Ввести в репертуар (для слушания и исполнения) песни на стихи поэтов Архангельской области

Слайд 21

Полезные ссылки www.arhprom.ru Сайт «Народные художественные промыслы Архангельской области» www.cultnord.ru Сайт «Культурное наследие Архангельского Севера» www.arhmuseum.ru Сайт «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» www.korely.ru Сайт «Малые Корелы. Музей деревянного зодчества. Новые ценности – из зерен традиций» http://dic.academic.ru Памятники Архангельска

Слайд 22

Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы ДОЛЖНЫ интересоваться ими. Ведь только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

Консультация для педагогов «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования», воспитатель Перминова В.Н.

Сегодня появляется новый уровень образования, не менее важный, чем школьный этап. Это – уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости....

Консультация для педагогов «ЧТО ТАКОЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?»

ФГОС - это федеральный государственный образовательный стандарт...

Консультация для педагогов: «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

«Что такое ФГОС дошкольного образования?»«Воспитание служит необходимойи всеобщей формой развития ребенка.Воспитание достигает своих целей,если умеет направить собственнуюдеятельность ребенка»(В....

Консультации для педагогов" Региональный компонент в ДОУ"

Сейчас реформы образования в Российской Федерации ведутся в рамках осуществления идеи непрерывности образования. Поэтому система образования направлена на возрождение национальных и культурных запросо...

Применение ИКТ на занятиях по реализации регионального компонента в дошкольном образовании.

Применение ИКТ  на занятиях по реализации регионального компонента в дошкольном образовании....

Консультация для педагогов " Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ"

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Содержание реализации регионального компонента из личной практики работы в группе старшего дошкольного возраста....